Телевизор и компьютер — эти
могущественные изобретения технического
прогресса являются малышу во всей своей
соблазнительной прелести в том возрасте, когда
он только выбирается из колыбели и делает первые
шаги.
А еще — аудиотехника, способная вместо мамы или
няни рассказывать сказки и напевать песни.
Какое место внутри этого по-новому обустроенного
мира занимает театр? Так ли он сегодня необходим
малышу?
В том случае, если мы хотим воспитать из ребенка
культурного человека, на этот вопрос нет двух
ответов.
Телевизор и даже домашний кинотеатр не смогут
заменить малышу театра, как не может магнитофон
заменить живую речь. Поэтому употребим наши силы
и время на решение другой проблемы: не ЗАЧЕМ
ходить с ребенком в театр, а КАК ходить.
В каком возрасте вести малыша в театр первый
раз, каждая семья решает для себя самостоятельно.
Как правило, дети готовы к посещению спектакля к
четырем годам. Но содержание спектакля и его
продолжительность должны соответствовать
возрасту малыша. Отправляясь с ребенком в театр,
надо представлять, что ему предстоит.
Театр — это не просто развлечение. Информация,
которую ребенок получает во время спектакля,
является не только познавательной, направленной
на развитие интеллектуальной сферы. Это еще и
школа чувств. Ребенок здесь учится переживать,
испытывает разные эмоции, учится узнавать о
чувствах других людей. А эмоциональное
напряжение утомляет иной раз больше физического.
Существует несколько правил, которым нужно
следовать, чтобы результаты похода оказались
максимально действенными.
1. Во время спектакля всегда сидите рядом с
ребенком. Ему необходимо, чтобы вы участвовали в
его переживаниях, разделили бы их с ним.
2. Никогда не ходите с маленьким ребенком на
спектакль, о котором вы не имеете никакой
информации. Детские представления могут
оказаться плохими. Малыш погружается в
происходящее на сцене как участник. Но он
исподволь впитывает образцы художественной
формы. А ваша задача, кроме всего прочего,
формировать эстетический вкус.
3. Не ведите в театр переутомленного или
плохо чувствующего себя ребенка. Эффект будет
нулевой или отрицательный.
4. Покупайте билеты только на хорошие места,
откуда ребенку все будет видно и слышно. Если
такой возможности нет, лучше отказаться на этот
раз от похода. Ребенок должен иметь возможность
сосредоточиться на действии. Это и так серьезная
работа. Он не может излишне напрягать органы
чувств. Это ведет к быстрому утомлению и потере
внимания.
5. Старайтесь выходить из дому заранее,
чтобы не нестись в театр, как на пожар. Иначе
страх опоздать будет главной эмоцией, связанной
с «культурным мероприятием».
6. Заведите в гардеробе ребенка специальное,
«театральное» платье или костюм. Это
подчеркивает особенность выхода и его
«культурную» специфику. Переобуваться в театре
— хороший тон и действие, оправданное с точки
зрения гигиены и комфортного самочувствия
ребенка во время спектакля.
7. Решите для себя раз и навсегда проблему
еды в театре. Помните, что посещение театрального
буфета — не главная цель вашего похода. Поэтому
не стоит, как только загорится свет, пулей
вылетать из зала к буфетной стойке. Имеет смысл
воспользоваться театральным буфетом, только
если нет большой очереди, и вам не придется
выстаивать там до третьего звонка, а потом,
давясь бутербродами, опаздывать на спектакль.
Лучше взять эти же бутерброды из дома и без
спешки съесть их за буфетным столиком, но ни в
коем случае не в зрительном зале. Вы же хотите,
чтобы ребенок стал культурным зрителем? А умение
определять, что в каком месте можно делать, а что
нельзя, — элемент культуры.
8. Ребенку следует объяснить, что в театре
нельзя бегать. По очень простой причине: можно
«растрясти» волшебство сказки, и ни капельки, ни
чуточки в тебе не останется! А ведь со сказками
ребенок получает жизненные силы!
В театре же все устроено так, чтобы можно было
очутиться «внутри» сказки. Даже свет там гаснет
необычно, медленно — не так, как дома: раз и
готово! Почему?
Раньше, когда еще не придумали электричество,
везде использовали свечи: и в храмах, и во
дворцах, и в театре. Представляете, сколько
требовалось свечей, чтобы осветить огромный зал?
А перед началом спектакля все свечи надо было
потушить. И вот специальные слуги шли от свечки к
свечке и накрывали их специальными колпачками —
ряд за рядом, все ближе и ближе к сцене. Поэтому
свет в зале гаснул постепенно, постепенно
зрительный зал погружался в темноту, и
высвеченной оказывалась одна только сцена.
Это можно рассказать ребенку заранее.
А после театра — это последнее правило — нужно
как можно скорее добраться домой и дать малышу
отдохнуть, поиграть. Полученные впечатления
должны уложиться.
|