«А как же откликаться на плохие поступки детей? Только словами? Но не окажутся ли слова бессильными?» Конечно,
словесная педагогика всегда пасует без союза с педагогикой дела. А в
педагогике дела есть очень сильный метод — Метод естественных
последствий; его выдвинул еще Руссо, французский Просветитель XVIII
века. Метод этот прост, и в первом приближении его могут понять уже
трехлетние малыши. Как у солнышка есть лучи, так они есть и у каждого
твоего поступка: у хорошего — хорошие, у плохого — плохие. Если ты
хорошо поступаешь, от хорошего поступка тепло и тебе, и всем нам; если
твой поступок плохой— от него холодно всем, и надо исправить то, что ты
сделал плохо. Чем старше дети, тем лучше они могут усвоить эту простую мысль. Плохо
вымыл посуду — придется потратить время и силы, чтобы перемыть ее.
Сломал игрушку — попробуй починить ее вместе с папой или с мамой.
Загрязнил одежду — ототри или отстирай ее,— тоже с помощью родителей.
Прогулял лишнее, не успел сделать уроки или сходить в магазин — придется
делать это за счет сна, книжки, телепередачи... И виноваты в этом не
злые родители, которые велят доделывать несделанное: ты сам поставил
себя в злые условия, сам лишил себя отдыха, передачи, игры... Вернее,
даже не ты сам, а небольшая твоя частица — струны лени и забывчивости.
Эти струны — совсем не главные в тебе, но они иногда командуют твоими
поступками, и чтобы они не стали править тобой, их надо каждый раз
«приструнивать» — пересиливать их усилиями работящего, смелого, умелого
человека... Конечно, говорить обо всем этом надо доброжелательно, с
сочувствием к ребенку, без занудных нравоучений. Основа такого подхода —
предельно простая идея справедливости, доступная уже дошкольнику. Ты
сам — создатель своей жизни, как бы говорим мы ребенку, и именно от тебя
зависит, какой ты ее делаешь. Как ты аукнешь, так тебе и откликнется,
как ты поступил, такой ответ и получишь... А когда ты загладишь то, что
плохо сделал, старшие обязательно похвалят тебя за старание, терпение,
силу воли,— не станут брюзжать: «Ну вот, оказывается, можешь...», а
похвалят от души, радостно. И тогда приятное чувство от того, что ты
сделал хорошо, перевесит твою обиду, а главное — не уронит, а даже
поднимет твою самооценку, твое мнение о себе... От всего этого в
ребенке вырастает уверенность, что он сам ставит себя в добрые или в
злые условия, сам прокладывает русло своей жизни. Это и есть, кстати,
лучший способ растить в человечке человека с первых лет жизни. Так и
вырастают справедливые и сильные характером люди, закаленные и добрые,
не эгоисты, не упрямцы, не маменькины сынки и папенькины дочки...
|