Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 09:04

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
СОВЕТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА [184]
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЯТ [25]
Главная » Файлы » РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ » СОВЕТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА

Злюка, Бука, Смешинка, а также их родители
10.02.2011, 20:45

Я – педагог-психолог районного Центра творческого развития и гуманитарного образования "Романтик” Щелковского района Московской области.

В "Романтике” приходится работать со всеми категориями воспитанников, педагогами, родителями. Консультации, диагностика, профориентация, терапия, исследования, экспертиза, обучающие и развивающие занятия и тренинги. И многое другое, как планируемая деятельность, так и ситуативная.

Первый год работаю с дошкольниками, 6-летками из детского дошкольного объединения "Ступеньки” нашего Центра. Считаю эту работу самым перспективным и интересным направлением своей деятельности.

С детьми мы работаем по программе эмоционального развития дошкольников "Злюка, Бука, Смешинка и другие”. Программа дополняет развивающие и обучающие программы педагогов ДДО "Ступеньки” (окружающий мир, иностранный язык, занятия с логопедом, физкультура, рисунок, компьютер, подготовка к школе и другие).

Мы, взрослые, считаем себя достаточно опытными, кажется, что все видели, слышали, знаем и умеем. Но, общаясь с детьми этого возраста, можно бесконечно и совершенно по-новому для себя открывать мир. За это я искренне благодарна своим воспитанникам.

Мне кажется, что эмоциональный мир похож на цветок с разноцветными лепестками – это весь спектр чувств ребенка. Каждый цвет обозначает определенное чувство или эмоцию: робость, страх, радость, удивление, отвращение, брезгливость, самодовольство, злость, стыд, вину, сожаление, раздражение, обиду. С этим эмоциональным спектром мы и знакомимся, учимся его распознавать, понимать себя и других людей, управлять зависящим от эмоций поведением.

Занятия дают маленькому человечку возможность реально (дети реально живут на занятиях в группе!) проживать, осознавать, обозначать и проявлять свои чувства, распознавать чувства других людей, регулировать свое состояние, накапливать эмоциональный личный опыт, формировать навыки саморегуляции. Ему будет гораздо легче выстраивать свои коммуникации, не отвлекаясь на негативные состояния. И востребован этот опыт будет очень скоро – в школе.

Полученный эмоциональный опыт поможет ребенку быть психически здоровым, легче включиться в учебный процесс, жить более активной и интересной жизнью, а в дальнейшем - стать полноценным членом общества, гражданином, целостной личностью.

Знаю, что такой деятельностью занимаются многие мои коллеги, это замечательно. Мне кажется, что это очень серьезное и важное направление работы педагогов, психологов, воспитателей с детьми и подростками.

Но рассказать я хочу о работе с родителями. Считаю это очень важной составляющей вышеназванной программы.

Дети, посещающие ДДО "Ступеньки” - "домашние”, не посещающие детские дошкольные заведения. Воспитанием и развитием ребенка занимаются преимущественно: неработающая мама, реже - бабушка или няня. Понятия, привычки, объем знаний, навыки общения, поведенческие стереотипы воспитанников своеобразны.

В начале обучения детям очень сложно выстраивать коммуникативные связи с другими детьми, с педагогами, с незнакомыми взрослыми. Сложно принимать правила, менять свое поведение. Чтобы с ребенком не происходило резкого "раздвоения” в разнице условий, в поведении, требованиях, понятиях, – в "Романтике” это делается вот так, а дома все иначе, я запланировала параллельно работе с группой, долгосрочную работу с родителями.

1. Вначале, на организационном собрании я выступила перед родителями с пламенной речью о важности эмоционального развития ребенка. Все, буквально, прослезились, хотя было заметно, что толком никто ничего не понял.
2. В течение первых двух недель я посещала все занятия детей, отслеживая индивидуальные особенности поведения, состояний, навыков, умения жить в группе.
3. Затем составила список детей, которым рекомендуется посещение занятий группы эмоционального развития. Родителям остальных детей предлагалось обращаться к психологу индивидуально. Всем родителям было предложено заполнить анкеты с различными данными о детях и составе семьи, пожеланиями и предложениями.
Мне было действительно жаль, что не получается работать со всеми дошкольниками, их оказалось просто слишком много.
Таким образом, было скомплектовано 3 группы по 12 человек. Составили расписание, с каждой группой мы встречаемся раз в неделю, на 30-40 минут.
4. На стенде в холле, где большинство родителей ожидает детей, я периодически вывешивала (и продолжаю это делать) различные информационные, рекомендательные, материалы о воспитании, о семье, о роли родителей, о подготовке к школе, о возрастных особенностях дошкольников, о проводящихся семинарах и тренингах в районе, городе и т.д. Родители нередко обращаются за консультацией, советом, информацией.
5. После каждого занятия, передавая воспитанников папам и мамам (наше занятие – последнее в этот учебный день), я общаюсь со всеми родителями. Кто-то сам задает вопросы, кого-то я стараюсь спросить и настроить на дальнейшую работу с ребенком дома.
И если сначала большинство родителей особенно общаться со мной не спешили, то сейчас уже закутанному шарфом воспитаннику приходиться терпеливо дожидаться, пока мама договорит с "псехологом”. (Это слово родилось на одном из занятий в группе, когда умеющая писать печатными буквами часть воспитанников объясняла остальным "неграмотным”, как "я пишусь”).
Родителям сложно удержаться и не спросить, не заговорить, не перекинуться взглядом или просто не улыбнуться, потому что после каждого занятия ребенок должен выполнить домашнее задание (мы иногда это даже репетируем) – показать цветной бумажный кружочек с новой изученной "рожицей” (выражение страха, радости, удивления и т.д.), показать это выражение на своем лице, попросить родителей изобразить то же самое, сказать комплимент или доброе слово, порадовать улыбкой, спросить "не грустно ли было ждать” и т.д. и т.д. А еще рассказать, что и как мы сегодня делали в группе. Естественно, дети это делают сразу же, не выходя за дверь. Я же, в свою очередь, всегда готова дополнить и объяснить.

6. Перед занятиями (а их 4) по теме "Страх” я попросила родителей быть дома внимательнее с детьми, постараться отметить изменения в настроении, поведении, постараться активнее общаться и говорить.
После этого были и сеансы терапии с детьми и совместные (с мамами).
Работали над "индивидуальными” страхами в группе, детские предложения были очень эффективны и рациональны, например, когда боишься "человечка из обоев” в спальне, надо повесить коврик или нарисовать радостный рисунок и приклеить на это место. (Кстати, родители действительно повесили коврик). И многие мамы по секрету говорили о том, что дольше стали задерживаться у кровати ребенка, рассказывая сказку или просто разговаривая, перед его засыпанием.
Для меня такая обратная связь звучит красивой и нежной музыкой.

7. Запланировано несколько совместных занятий с родителями "Настроение семьи”, "Мы вместе можем…”, "Поговори со мной о…”.
Детям отводится в работе таких групп роль наиважнейшая. Они учат родителей правилам группы, рассказывать, рисовать, представлять, разыгрывать ситуации, проводить игры. И это без всяких репетиций, подготовки и разучивания. Я же, скорее, присутствую, немного провоцирую активность и направляю работу.

Например, занятие "Настроение семьи”.

Выдается бланк, наборы картинок, разноцветные треугольники из бумаги, клей, фломастеры. На доске развешены пиктограммы всех изученных эмоций (рожицы), под каждой – треугольник определенного цвета.

Задание:

1. "Создать” свою семью – выбрать и наклеить по очереди на бланк фигурки всех членов своей семьи (людей и животных), живущих вместе (в столбик).
2. Затем, напротив каждого члена семьи, приклеить треугольник цвета, соответствующего его настроению (состоянию) в выходной день, в праздник, каждый день, в Новогоднюю ночь, вечером, утром – время выбирается произвольно по договоренности ребенка и родителя.
3. Потом представитель каждой семьи рассказывает про их семейные настроения, кто, кому и как может помочь улучшить настроение или наоборот. (Мама: "Как это у кота может быть плохое настроение?” - Сын: "Будет у папы плохое настроение, у кота тоже может испортиться”. Мама даже не успевает покраснеть из-за своей взрослой мысли, а сын сразу предлагает улучшить настроение папе и коту одновременно: "А мы с тобой ихнюю любимую рыбу пожарим, они ка-а-к обрадуются!”

Вот так я родителям не даю расслабиться. Просто принуждаю работать совместно на благо ребенка. В анкете для родителей в графе "степень родства с ребенком” было написано "родной”, мне кажется, что именно это разрешает мне не оставлять родителей в покое, вовлекать их во все детские дела, а они все значимые и важные.

Если это улучшает отношения моих воспитанников и их родителей, помогает лучше понять друг друга, прививает навык совместного решения проблем, создает круг общих интересов, общение взрослых и малышей становится важным, не формальным, то считаю, что родителей всегда надо иметь в союзниках, помощниках и участниках.

А на следующий год есть желание создать родительский клуб.

И написать на 2 года программу эмоционального развития и какой-нибудь социальной адаптации для детей 5 лет из ДДО "Ступеньки”.

Ведь за два года вместе с родителями мы можем серьезнее помочь ребенку, многому научить его и научиться самим, развить его качества и задатки, привить хорошее и доброе, узнать его и самих себя гораздо глубже и полнее, научиться понимать детей, а главное – стать ближе, научиться проявлять не только заботу, но и просто любовь. Я в это верю.

И последнее – на занятии по изучению "радости”: рассказ 6-летнего очевидца про то, какая бывает радость: "…она красная, один мальчик так набегался, он был такой красный, такой радостный!…”; рисовали пиктограмму "радостное выражение”, девочка спрашивает: "А мы свою радость домой понесем?”

Надеюсь, что только радость дети несут домой из нашего "Романтика”. А родители это понимают и тоже радуются.

Категория: СОВЕТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА | Добавил: Носик | Теги: детский сад, психолог в детском саду, психологическая помощь, ДОУ, психология дошкольников, дошкольник, советы детского психолога
Просмотров: 1726 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 23
    Гостей: 23
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru