Я – педагог-психолог районного Центра
творческого развития и гуманитарного
образования "Романтик” Щелковского района
Московской области.
В "Романтике” приходится работать со
всеми категориями воспитанников, педагогами,
родителями. Консультации, диагностика,
профориентация, терапия, исследования,
экспертиза, обучающие и развивающие занятия и
тренинги. И многое другое, как планируемая
деятельность, так и ситуативная.
Первый год работаю с дошкольниками,
6-летками из детского дошкольного объединения
"Ступеньки” нашего Центра. Считаю эту работу
самым перспективным и интересным направлением
своей деятельности.
С детьми мы работаем по программе
эмоционального развития дошкольников "Злюка,
Бука, Смешинка и другие”. Программа дополняет
развивающие и обучающие программы педагогов ДДО
"Ступеньки” (окружающий мир, иностранный язык,
занятия с логопедом, физкультура, рисунок,
компьютер, подготовка к школе и другие).
Мы, взрослые, считаем себя достаточно
опытными, кажется, что все видели, слышали, знаем
и умеем. Но, общаясь с детьми этого возраста,
можно бесконечно и совершенно по-новому для себя
открывать мир. За это я искренне благодарна своим
воспитанникам.
Мне кажется, что эмоциональный мир
похож на цветок с разноцветными лепестками – это
весь спектр чувств ребенка. Каждый цвет
обозначает определенное чувство или эмоцию:
робость, страх, радость, удивление, отвращение,
брезгливость, самодовольство, злость, стыд, вину,
сожаление, раздражение, обиду. С этим
эмоциональным спектром мы и знакомимся, учимся
его распознавать, понимать себя и других людей,
управлять зависящим от эмоций поведением.
Занятия дают маленькому человечку
возможность реально (дети реально живут на
занятиях в группе!) проживать, осознавать,
обозначать и проявлять свои чувства,
распознавать чувства других людей, регулировать
свое состояние, накапливать эмоциональный
личный опыт, формировать навыки саморегуляции.
Ему будет гораздо легче выстраивать свои
коммуникации, не отвлекаясь на негативные
состояния. И востребован этот опыт будет очень
скоро – в школе.
Полученный эмоциональный опыт поможет
ребенку быть психически здоровым, легче
включиться в учебный процесс, жить более
активной и интересной жизнью, а в дальнейшем -
стать полноценным членом общества, гражданином,
целостной личностью.
Знаю, что такой деятельностью
занимаются многие мои коллеги, это замечательно.
Мне кажется, что это очень серьезное и важное
направление работы педагогов, психологов,
воспитателей с детьми и подростками.
Но рассказать я хочу о работе с
родителями. Считаю это очень важной составляющей
вышеназванной программы.
Дети, посещающие ДДО "Ступеньки” -
"домашние”, не посещающие детские дошкольные
заведения. Воспитанием и развитием ребенка
занимаются преимущественно: неработающая мама,
реже - бабушка или няня. Понятия, привычки, объем
знаний, навыки общения, поведенческие стереотипы
воспитанников своеобразны.
В начале обучения детям очень сложно
выстраивать коммуникативные связи с другими
детьми, с педагогами, с незнакомыми взрослыми.
Сложно принимать правила, менять свое поведение.
Чтобы с ребенком не происходило резкого
"раздвоения” в разнице условий, в поведении,
требованиях, понятиях, – в "Романтике” это
делается вот так, а дома все иначе, я
запланировала параллельно работе с группой,
долгосрочную работу с родителями.
1. Вначале, на организационном собрании
я выступила перед родителями с пламенной речью о
важности эмоционального развития ребенка. Все,
буквально, прослезились, хотя было заметно, что
толком никто ничего не понял.
2. В течение первых двух недель я посещала все
занятия детей, отслеживая индивидуальные
особенности поведения, состояний, навыков,
умения жить в группе.
3. Затем составила список детей, которым
рекомендуется посещение занятий группы
эмоционального развития. Родителям остальных
детей предлагалось обращаться к психологу
индивидуально. Всем родителям было предложено
заполнить анкеты с различными данными о детях и
составе семьи, пожеланиями и предложениями.
Мне было действительно жаль, что не получается
работать со всеми дошкольниками, их оказалось
просто слишком много.
Таким образом, было скомплектовано 3 группы по 12
человек. Составили расписание, с каждой группой
мы встречаемся раз в неделю, на 30-40 минут.
4. На стенде в холле, где большинство родителей
ожидает детей, я периодически вывешивала (и
продолжаю это делать) различные информационные,
рекомендательные, материалы о воспитании, о
семье, о роли родителей, о подготовке к школе, о
возрастных особенностях дошкольников, о
проводящихся семинарах и тренингах в районе,
городе и т.д. Родители нередко обращаются за
консультацией, советом, информацией.
5. После каждого занятия, передавая воспитанников
папам и мамам (наше занятие – последнее в этот
учебный день), я общаюсь со всеми родителями.
Кто-то сам задает вопросы, кого-то я стараюсь
спросить и настроить на дальнейшую работу с
ребенком дома.
И если сначала большинство родителей особенно
общаться со мной не спешили, то сейчас уже
закутанному шарфом воспитаннику приходиться
терпеливо дожидаться, пока мама договорит с
"псехологом”. (Это слово родилось на одном из
занятий в группе, когда умеющая писать печатными
буквами часть воспитанников объясняла остальным
"неграмотным”, как "я пишусь”).
Родителям сложно удержаться и не спросить, не
заговорить, не перекинуться взглядом или просто
не улыбнуться, потому что после каждого занятия
ребенок должен выполнить домашнее задание (мы
иногда это даже репетируем) – показать цветной
бумажный кружочек с новой изученной "рожицей”
(выражение страха, радости, удивления и т.д.),
показать это выражение на своем лице, попросить
родителей изобразить то же самое, сказать
комплимент или доброе слово, порадовать улыбкой,
спросить "не грустно ли было ждать” и т.д. и т.д. А
еще рассказать, что и как мы сегодня делали в
группе. Естественно, дети это делают сразу же, не
выходя за дверь. Я же, в свою очередь, всегда
готова дополнить и объяснить.
6. Перед занятиями (а их 4) по теме
"Страх” я попросила родителей быть дома
внимательнее с детьми, постараться отметить
изменения в настроении, поведении, постараться
активнее общаться и говорить.
После этого были и сеансы терапии с детьми и
совместные (с мамами).
Работали над "индивидуальными” страхами в
группе, детские предложения были очень
эффективны и рациональны, например, когда
боишься "человечка из обоев” в спальне, надо
повесить коврик или нарисовать радостный
рисунок и приклеить на это место. (Кстати,
родители действительно повесили коврик). И
многие мамы по секрету говорили о том, что дольше
стали задерживаться у кровати ребенка,
рассказывая сказку или просто разговаривая,
перед его засыпанием.
Для меня такая обратная связь звучит красивой и
нежной музыкой.
7. Запланировано несколько совместных
занятий с родителями "Настроение семьи”, "Мы
вместе можем…”, "Поговори со мной о…”.
Детям отводится в работе таких групп роль
наиважнейшая. Они учат родителей правилам
группы, рассказывать, рисовать, представлять,
разыгрывать ситуации, проводить игры. И это без
всяких репетиций, подготовки и разучивания. Я же,
скорее, присутствую, немного провоцирую
активность и направляю работу.
Например, занятие "Настроение семьи”.
Выдается бланк, наборы картинок,
разноцветные треугольники из бумаги, клей,
фломастеры. На доске развешены пиктограммы всех
изученных эмоций (рожицы), под каждой –
треугольник определенного цвета.
Задание:
1. "Создать” свою семью – выбрать и
наклеить по очереди на бланк фигурки всех членов
своей семьи (людей и животных), живущих вместе (в
столбик).
2. Затем, напротив каждого члена семьи, приклеить
треугольник цвета, соответствующего его
настроению (состоянию) в выходной день, в
праздник, каждый день, в Новогоднюю ночь, вечером,
утром – время выбирается произвольно по
договоренности ребенка и родителя.
3. Потом представитель каждой семьи рассказывает
про их семейные настроения, кто, кому и как может
помочь улучшить настроение или наоборот. (Мама:
"Как это у кота может быть плохое настроение?” -
Сын: "Будет у папы плохое настроение, у кота тоже
может испортиться”. Мама даже не успевает
покраснеть из-за своей взрослой мысли, а сын
сразу предлагает улучшить настроение папе и коту
одновременно: "А мы с тобой ихнюю любимую рыбу
пожарим, они ка-а-к обрадуются!”
Вот так я родителям не даю
расслабиться. Просто принуждаю работать
совместно на благо ребенка. В анкете для
родителей в графе "степень родства с ребенком”
было написано "родной”, мне кажется, что именно
это разрешает мне не оставлять родителей в покое,
вовлекать их во все детские дела, а они все
значимые и важные.
Если это улучшает отношения моих
воспитанников и их родителей, помогает лучше
понять друг друга, прививает навык совместного
решения проблем, создает круг общих интересов,
общение взрослых и малышей становится важным, не
формальным, то считаю, что родителей всегда надо
иметь в союзниках, помощниках и участниках.
А на следующий год есть желание
создать родительский клуб.
И написать на 2 года программу
эмоционального развития и какой-нибудь
социальной адаптации для детей 5 лет из ДДО
"Ступеньки”.
Ведь за два года вместе с родителями мы
можем серьезнее помочь ребенку, многому научить
его и научиться самим, развить его качества и
задатки, привить хорошее и доброе, узнать его и
самих себя гораздо глубже и полнее, научиться
понимать детей, а главное – стать ближе,
научиться проявлять не только заботу, но и просто
любовь. Я в это верю.
И последнее – на занятии по изучению
"радости”: рассказ 6-летнего очевидца про то,
какая бывает радость: "…она красная, один
мальчик так набегался, он был такой красный,
такой радостный!…”; рисовали пиктограмму
"радостное выражение”, девочка спрашивает: "А
мы свою радость домой понесем?”
Надеюсь, что только радость дети несут
домой из нашего "Романтика”. А родители это
понимают и тоже радуются.
|