"Двигаясь, ребенок познает окружающий мир,
учится любить его и целенаправленно действовать
в нем. Движение – первые истоки смелости,
выносливости, решительности маленького
ребенка.”
В.Шишкина
Движение – жизненно
необходимая потребность
Движение – главное условие
нормального роста и развития организма.
Физиологи считают движение врожденной, жизненно
необходимой потребностью. Полное удовлетворение
потребности в движении особенно важно в раннем
дошкольном возрасте, когда формируются все
основные системы и функции организма.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движений
ребенок не может вырасти здоровым. Движение –
это предупреждение разного рода болезней,
особенно таких, которые связаны с
сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной
системами. Движение – это эффективное лечебное
средство.
По мнение психологов, маленький ребенок –
деятель! И деятельность его выражается прежде
всего в движениях. Чем разнообразнее движение –
тем больше информации поступает в мозг, тем
интенсивнее интеллектуальное становление.
У детей дошкольного возраста характер движения
значительно усложняется во время игры. Игры их
требуют гораздо больше силы, ловкости,
сообразительности, быстроты, координации
движений.
Родители порой недооценивают развивающее
значение таких игр, как жмурки, догонялки, лапта,
игры с мясом и скакалкой. В игре ребенок
испытывает свою волю и храбрость – взбирается на
дерево, прыгает с высоты, перепрыгивает канавы,
лужи. И конечно, при этом он частенько приходит
домой в запачканной или мокрой одежде. Кто спорит
– надо приучать ребенка к аккуратности,
чистоплотности, но только не ценой лишения его
возможности играть.
Разумные меры предосторожности, ограждающие
детей от несчастного случая, не должны
выливаться в категорические и не всегда
обоснованные запреты, полностью подавляющие их
инициативу. Прежде чем сказать ребенку "нет”
или " нельзя”, "остановись”, "осторожней”,
"упадешь”, дайте себе труд подумать, на сколько
действия ребенка действительно представляют для
него опасность.
А как часто,к сожалению, бывает прогулка с мамой
или бабушкой превращается для ребенка в поток
одергиваний-запрещений. Все это, разумеется, идет
от самых лучших побуждений. Но мысленно ставишь
себя на место детей – и удивляешься их
долготерпению и выдержке. Глубокое убеждение
взрослых, что они всегда знают, что хорошо, а что
плохо, что можно, а чего нельзя, не всегда верно. У
ребенка есть свой, хотя и ограниченный, но зато
более конкретный опыт, основанный на знании
своих собственных достижений и успехов
сверстников.
А в некоторых случаях постоянными запретами
можно добиться только обратного: ребенок
постарается совершать свои "подвиги” в ваше
отсутствие, когда вы будете лишены возможности
не только остановить его, но даже подстраховать.
Мы все хотим, чтобы наши дети были решительными
и смелыми. Эти качества закладываются уже в
дошкольном возрасте, и естественно, что для их
развития необходима разумная доля риска. Не
безрассудства, а того риска, который основан на
правильном расчете своих сил, двигательный
умений и опыта. Предоставьте детям право на этот
риск. Любая, даже маленькая, победа повышает их
авторитет в глазах сверстников, помогает
нравственно самоутвердиться. Залезая на дерево,
спрыгивая с раскачивающихся качелей, ребенок
становится не только храбрее, но гораздо ловчее и
сильнее. Конечно, нам, взрослым, придется
пережить несколько беспокойных минут. Но что
поделаешь? На то мы и взрослые. Запрещать же
ребенку двигаться, играть и в известных границах
шалить, - значит, во многом пытаться лишить его
части радостей детства. "Нет ничего более
смешного, чем степенность взрослого в ребенке”,-
заметил по этому поводу один великий философ.
Чтобы слушались мышцы.
Даже в возрасте 5-6 лет дети еще не совсем хорошо
владеют своим телом. Ребенок не всегда может
двигаться свободно, легко, как требует того
ситуация. Поднимаясь со стула, делает слишком
большой шаг вперед – от резкого толчка стул
падает, да и самому ему с трудом удается
сохранить равновесие.
Не торопитесь упрекать малыша в неловкости,
неповоротливости. У него еще нет необходимых
двигательных навыков: он пока не умеет
рассчитывать свои усилия, управлять своими
движениями. По этой же причине ему трудно сразу
остановиться, когда он слышит голос взрослого
"Перестань бегать!”. Ноги бегут сами…
Чрезмерная возбудимость и неуравновешенность
так часто раздражают родителей. Но дети не
виноваты: их мышцы порой им не подчиняются.
Бывает и наоборот – ребенка никак нельзя
расшевелить. Другие резвятся, а этого с места не
сдвинешь. Тут зачастую виноваты "вялые” мышцы.
Используя различные игровые приемы, вы сможете
тренировать мышцы. Вот, например, игра "Летим
на самолете”.
Заранее подготовьте три стула – это салон
самолета. Впереди посадите куклу, мишку или
другую любимую игрушку. Ребенок занимает место
посредине, взрослый – позади, чтобы наблюдать и
поправить в случае необходимости.
Покажи, какие у самолета крылья. (Поднять руки в
стороны на уровне плеч - не выше и не ниже).
Где у самолета пропеллер? (Руки вытянуть вперед
на уровне плеч).
Пристегнуться ремнями! (Выпрямиться, корпус
прижать к спинке стула).
Кто твой спутник? Посмотри, как устроилась мама.
(Повернуть голову направо, налево, коснувшись
подбородком плеча, как бы стараясь увидеть, что
делается сзади. Голову держать вертикально, не
запрокидывая).
Полетели! Держись крепко! (Упереться руками в
сиденье стула).
Прилетели! (На остановке расстегнуть ремни –
освободили корпус. Подняв голову, максимально
отклонить ее назад, посмотреть вверх, а потом
опустить вниз, коснувшись подбородком груди,
чтобы увидеть как вый из самолета).
Пора домой! (Шагаем по комнате).
Не садится, не лежится.
Ребенок – дошкольник с удовольствием рисует,
лепит, с интересом слушает книжки, рассматривает
картинки. Но не редко можно наблюдать, как после
спокойных занятий он вдруг начинает ходить на
голове, хватает, что попадается со стола.
После "сидячей работы” важно дать возможность
ребенку подвигаться. И если направить действия
ребенка, можно избежать шалостей и озорства.
Потребность в движении может найти выход и в
игре, которую покажут и проведут взрослые.
Одна из возможных игр – "Звери в зоопарке”.
Пони. Взрослый кучер запрягает лошадку,
натягивает вожжи (веревку).Сначала лошадка
(ребенок) ступает медленно, потом быстро скачет
по кругу, а приближаясь к остановке, снова
замедляет шаг.
Слон. Изображая слона, ребенок становится на
четвереньки и "тяжело” ходит на выпрямленных
ногах и руках.
Если надо успокоиться.
Веселый, радостный, возбужденный ребенок
возвращается с улицы. Вихрем проносится по
комнате, прыгает вместо того, чтобы идти
умываться, поминутно вскакивает со стула, когда
садится за еду. И выйти сразу из этого состояния
ему трудно. Взрослые скорее добьются желаемого
результата, если включат ребенка в игру, которая
его перенастроит, успокоит.
Лечь на коврик на спину. Закрыть гала "от
яркого солнца”, как будто загораем на пляже,
расслабиться.
Взрослый слега приподнимая и роняя руку или
ногу ребенка, проверяет нет ли напряжения.
"Перекатывая” голову, смотрит, "освободились”
ли мышцы шеи.
Сесть на коврике, скрестив ноги. Будем
"разгребать песок”. Отвести руку над полом как
можно дальше назад, повернув корпус и голову в
том же направлении. Обратным движением
возвратиться в исходное положение. То же
выполняется левой рукой. А теперь можно
нарисовать или написать "на песке” что
захочется.
"Пересыпаем песок” из одной руки в другую.
Сидеть прямо, не поднимая плечи.
Игра проводится в тихой и спокойной обстановке.
Все известные педагоги с древности до наших
дней отмечают: движение – важное средство
воспитания. Еще в давние времена "урок
здоровья” стоял на первом месте, ведь движение и
ребенок – понятия не разрывные.
Движение и игра для малыша не только жизненная
необходимость - это сама жизнь. И об этом должны
помнить взрослые.
|