Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 02.05.2024, 07:06

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
СОВЕТЫ ВРАЧА [50]
ЗУБЫ ДОШКОЛЬНИКА: ЗДОРОВЫЕ И КРАСИВЫЕ [11]
ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ [13]
Главная » Файлы » ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА » СОВЕТЫ ВРАЧА

ЕЩЕ РАЗ О ЗАИКАНИИ
04.01.2011, 10:36
« — Вы не только бывший с-студент, но еще и нынешний судебный врач, д-дававший присягу… Я позабочусь о том, чтобы вас отдали под суд и лишили права состоять на г-государственной службе. Вы меня не первый год знаете. Я слов на ветер не б-бросаю…»
Эта угрожающая реплика принадлежит одному из самых популярных героев современного детектива Эрасту Фандорину. Одна из его «портретных» особенностей — легкое заикание — должно напоминать читателю, что в этом виртуозе сыска под покровом бесстрашия таится нежная, полная тонких переживаний душа.
Этот прием — через заикание передавать детскую трогательность персонажа — довольно часто встречается в художественной литературе.
Правда, заикание у книжных героев никогда не превращается в затяжной спазм, искривляющий лицо говорящего судорогой и заставляющий его в течение целой минуты повторять: «с-с-с-с-с..» — и только потом, с трудом и мукой, — «студент». Когда уже слушающий больше не может слушать, а говорящий — говорить.
В жизни заикание далеко не всегда бывает «милым». Это дефект, который порой резко сужает коммуникативные возможности человека. Когда же заикается ребенок, он часто становится мишенью для насмешек и издевательств со стороны других детей.
Долгое время полагали, что заикание — это форма речевого расстройства. Поэтому и занимались им в основном «голосовики» — врачи «ухо-горло-нос» и логопеды. Со временем, однако, было высказано предположение, что заикание — не дефект речи, а болезнь.

И тогда к решению проблемы подключились невропатологи и психиатры, с середины прошлого века действующие все более и более активно. Заикание стали рассматривать как специфический вид невроза. Нарушение речи — лишь внешняя сторона такого невроза. Основное проявление заикания заключается в том, что плавное течение речи человека прерывается не зависящими от воли человека мышечными судорогами, задержками дыхания и повторениями отдельных звуков. Этот симптом может быть выражен с разной степенью тяжести. Но им заикание не исчерпывается. Как любой невроз, оно сопровождается астенией, быстрой истощаемостью организма, повышенной утомляемостью, различными страхами. А с возрастом может приводить к специфическим изменениям личности.
Неприятная особенность этого заболевания в том, что оно очень трудно лечится. Чтобы не поддаваться легковесным обещаниям рекламы, направленной на выкачивание денег из людей любыми путями, нужно знать общемировую статистику: не более 7—8% от общего числа заикающихся можно вылечить полностью; 3% больных поддаются излечению в подростковом и взрослом возрасте. Но наиболее успешно лечение проходит в детском возрасте. Облегчить заикание — научить справляться с болезнью за счет дополнительных резервных сил организма — можно большее число людей — примерно 50—60% заикающихся. А 10% больных абсолютно неизлечимы.

Специалисты говорят, заикание — расплата человечества за интеллектуализацию. Речь, с одной стороны, самая сложная человеческая функция, с другой стороны, с точки зрения развития человечества как вида, — самая молодая. И поэтому самая уязвимая. Чем сложнее язык, его структура и средства выражения, тем выше нагрузка на речевую функцию.
Заикание чаще встречается в развитых странах. В Англии, в США и в России примерно одинаковый процент заикающихся людей. По статистике в бывшем СССР на 250 млн жителей было 6 млн заикающихся. В африканских странах людей с таким заболеванием намного меньше. В Китае — еще меньше. (Но здесь дело не в развитости, а в другой системе языка.)
Как правило, заикание поражает людей с довольно высоким уровнем интеллекта.
В списке заикающихся были Демосфен, Мольер, Диккенс. (Из описания Плутарха известно, что заикание Демосфена было связано с косноязычием.) Считается, что легкое заикание сопровождало речь Наполеона, Бисмарка, нашего известного партийца Молотова.
Заикающиеся были даже среди актеров. Когда известного актера Дмитрия Певцова, страдающего сильным заиканием в жизни, спрашивали, почему он не заикается на сцене, тот отвечал: «Я же не заик играю!»
В этом вся суть заикания. Очень трудно понять глубинный механизм его возникновения и научиться им управлять. Оно проявляется то в большей, то в меньшей степени, временами совсем пропадает и по неизвестным причинам вдруг снова усиливается. Мы перечислили имена людей, которые, несмотря на свои проблемы, все-таки смогли многого добиться в жизни.
Но так бывает не всегда. Заикание — особенно когда его недооценивают — может стать сильным препятствием на пути реализации человека. Особенно девушки. (Хотя среди мужского населения заикающихся в четыре раза больше. К группе риска в основном принадлежат мальчики.)
Но даже если все в жизни сложится, человеку заикающемуся придется очень много выстрадать. Понять силу и глубину его страданий со стороны практически невозможно. Иногда от такого человека можно услышать: «Лучше бы я был немым» или «Лучше бы у меня руки не было». Так трудно, порой невозможно жить с заиканием.

Поэтому порыв помочь заикающемуся понятен. Но если бы все было так просто! Нет ничего хуже плохого лечения.
Традиционные методы «борьбы» с заиканием построены на том, чтобы научить больного говорить. Он получает от врача-логопеда специальные инструкции: «Вдохни. Задержи дыхание. Теперь выдыхай и говори — медленно, плавно, спокойно». Иной раз думаешь: «Да вы сами так попробуйте — плавно и спокойно на выдохе поговорить!» В течение какого времени человек может контролировать свою речь? Две-три минуты, пять минут — максимум. Речь — автоматизированный процесс. Кроме того, она связана с эмоциями, скорость ее во многом определяется темпераментом. Можно ли переделать темперамент?
Лечение эффективно, если сам врач в любой момент может выполнить свои собственные требования, последовать собственным инструкциям. А так получается, что мы учим тому, чего сами не можем сделать.
Иногда думаешь: честнее и эффективнее использовать народный метод. Как, например, на Руси «лечили» от заикания? Выйдут в поле или в лес, в разные стороны разойдутся и кричат друг другу: «Ма-ма-а!» — «Са-ша-а!» Голос в полную силу подается, нараспев. Тут дыхание само собой налаживается. Так и говорили: «Заикание надо выкричать!» При пении, кстати, тоже никто не заикается.

Заикание чаще всего проявляется в возрасте от двух до пяти лет — то есть в момент становления речи. Поэтому педагогам и родителям маленьких детей полезно знать некоторые вещи.
Иногда родители пугаются, если маленький ребенок начинает многократно повторять один и тот же звук или слог. Это необязательно признак заикания. Чаще всего это нормальный вариант речевого развития. Его проходят абсолютно все дети: одни — чуть раньше, другие — чуть позже; у одних малышей это явление более заметно, у других — менее заметно. Поэтому нет никакой нужды тут же хватать ребенка под мышку и бежать с ним к логопеду.
Ни один грамотный логопед не возьмется работать с заикающимся ребенком, которому меньше пяти лет. Только когда процесс становления речи в основном завершен, можно поставить точный диагноз. Нередко функциональное заикание проходит само собой. И ни в коем случае нельзя грубо и нервно бороться с повторами в детской речи. Это означает фиксировать малыша на заикании, в результате чего оно может действительно развиться.

Но некоторые профилактические меры предпринять можно. В присутствии ребенка должна звучать спокойная, хорошо артикулированная речь. Нужно постараться исключить его контакты с заикающимися людьми. Если заикаются сами родители, тут как раз возникает ситуация, когда, обращаясь к ребенку, они должны заставить себя говорить плавно, спокойно, контролируя себя. Ведь речь ребенка развивается, опираясь на образец. Нужно пресекать все попытки ребенка дразнить заикающегося — и не только по моральным соображениям, которые, безусловно, очень важны. Передразнивая спазматически прерывающуюся речь, ребенок копирует ее. А это очень вредно, так как может перерасти в привычку.
И, наконец, самое важное.
Практически во всех случаях заикание является следствием эмоционального напряжения ребенка. Эмоциональное напряжение возникает в результате того, что ребенок живет с чувством тревоги или страха. Безусловно, ребенка надо оберегать от прямых психических травм. (Кстати, запугивание детей взрослыми из соображений научить маленьких быть внимательными и бдительными, подверженность взрослых паническим состояниям тоже могут спровоцировать психическую травму.)
Заикание может возникнуть в результате информационной перегрузки — когда телевизор, компьютер, зоопарк и театр подаются в «одном флаконе» в течение одного выходного дня. Не может ребенок перерабатывать избыточное количество информации с пользой для себя: от перекорма можно заболеть так же, как и от недоедания.
Но тревога очень часто свойственна малышам, не подвергавшимся прямому воздействию психической травмы. Причина их тревоги — «недолюбленность». Такие дети растут не только у откровенно плохих матерей — их, в общем-то, немного. Недолюбленные дети могут жить и рядом с хорошими мамами — вернее, с теми мамами, которые хотели бы быть хорошими, но не умеют насытить ребенка любовью, не знают, как это сделать.

Рассеять эту тревогу, создать вокруг ребенка теплую и спокойную атмосферу — первое условие как для профилактики, так и для лечения заикания.
Ведь страшно не само заикание. Как видно из исторических примеров, многие люди научаются с ним справляться. Страшно, когда оно патологически изменяет личность. Вот чего нельзя допускать. Заикание — это сплав расстройства речи с другими расстройствами. Сильная личность научается уходить от заикания, преодолевает его в самой себе.
А потому и родителям, и специалистам надо усвоить один очень важный принцип: не заиканием надо заниматься, а ребенком. Не конкретную болезнь лечить, а больного. Не смотреть каждый раз ребенку в рот со страхом, что он начнет заикаться, а любить его. Это главное укрепляющее средство.

Категория: СОВЕТЫ ВРАЧА | Добавил: admin | Теги: здоровье дошкольников, растим здорового ребенка, спроси у доктора, советы детского врача, детские болезни, советы доктора Комаровского, здоровье детей
Просмотров: 1176 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru