Занятия с детьми от 1 года
К году ребенок осмысленно использует в своей речи от 2 до
20 лепетных слов (мама, папа, дай, на, би-би...), а понимает на порядок больше
— около 200 слов. В возрасте от одного года до полутора лет особое внимание
следует уделять формированию
понимания речи взрослого. Исходя из этой главной задачи и нужно
строить занятия с малышом.
Текст к картинкам в книге написан простыми короткими
фразами, тем не менее годовалый малыш может многого не понять. Текст нужно
читать медленно, внятно, несколько раз, сопровождая чтение показом называемых
предметов на картинке и задавая вопросы на понимание. После прочтения текста
предложите ребенку показать предметы на картинке. Поощряйте его к
звукоподражаниям, к употреблению лепетных слов, к любому типу общения.
Не стоит показывать годовалому малышу более одной
картинки подряд — и на одной картинке информации для него более чем достаточно.
К одной и той же картинке нужно возвращаться многократно — каждый раз ребенок
будет понимать все лучше и рисунок будет нравиться ему все больше.
Занятия с детьми от 1.5 года
К полутора годам становятся более прочными связи между
предметами и словами, их обозначающими. Как показывают наблюдения, за период
от 1 года до 2 лет активный словарь ребенка расширяется с 10—20 до 300—400
слов, причем большую часть из них малыш начинает употреблять в своей речи после
полутора лет. Поэтому начиная с этого возраста особое внимание следует уделять
развитию активной речи малыша. Исходя из
этой главной задачи и нужно строить занятия с малышом.
От малыша в возрасте от 1,5 года требуется не просто показать
тот или иной предмет на картинке, но и попытаться назвать его словом. Вначале
малыша побуждают произносить те слова, которые он понимает и наиболее часто
использует. В
этом возрасте в своем общении с ребенком уже следует избегать лепетных слов и
упрощенного детского языка, поощряя замену звукоподражательных слов на
общеупотребительные (не «би-би», а машина и так далее).
Малыш в этом возрасте начинает употреблять простейшие
фразы (Ляля бай-бай),
активно вступает в диалог со взрослым
(дай Лялю), задает много вопросов (где Ляля!) и так далее.
Для занятий с полуторагодовалым ребенком и старше
понадобятся картинки (см. внизу страницы). К одному из занятий подготовьте
(вырежьте) маленькие картинки по заданной теме. После очередного прочтения
текста обратите внимание малыша на картинки на полях, предложите найти
конкретный предмет на рисунке и на полях. Разложите перед малышом вырезанные
картинки с центральной вставки, попросите его найти тот же предмет среди
карточек и наклейте указанную карточку в нужное место на полях. Обратите
внимание малыша на то, что картинка стала цветной, красивой. На следующем занятии аналогичным
образом можно наклеить еще одну или
несколько картинок на поля.
|