В процессе беседы педагог, опираясь на художественные
произведения, объясняет детям, что такое бескорыстная помощь.
— Каждый из нас может оказаться в затруднительном
положении, в беде, — начинает беседу воспитатель. — Поэтому оказать помощь
тому, кто в ней нуждается — закон не только для людей, но и для животных.
Послушайте рассказ о том, как белочка помогла дятлу. (В. Сухомлинский «Как
белочка дятла спасла».)
Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова
ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть
Дятлу: сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом
шишку, зернышки не вылущиваются. Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие
слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда — Дятел плачет. Прыг, прыг,
прискакала к Дятлу.
— Почему это ты, Дятел, плачешь?
— Нечего есть, Белочка...
Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла
большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и
начал молотить клювом.
А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в
дупле радуются. И солнышко радуется.
— Почему белочка и бельчата радовались: ведь они
лишились части своих зимних запасов? (Белочка и бельчата спасли жизнь дятлу, а
это главное.)
— Дятел обращался к белке за помощью? (Она сама
увидела, что ему плохо.)
— Каким словом можно назвать помощь, которую белочка
оказала дятлу? (Это бескорыстная помощь, не требующая платы, награды.)
Воспитатель раскрывает значение слова «бескорыстный»,
опираясь на произведение С. Михалкова «Дядя Степа».
— Очень важно вовремя увидеть, кому нужна помощь и
оказать ее. Но помогать другим людям должны не только взрослые, но и дети, как,
например, мальчик из рассказа Валентины Осеевой «Просто старушка».
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла
старушка. Было очень скользко, старушка поскользнулась и упала.
— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал
девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка
спросила его:
— Это твоя бабушка?
— Нет, — ответил мальчик.
— Мама? — удивилась подружка.
— Нет!
— Ну, тетя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. — Это просто
старушка.
— Почему девочка задавала так много вопросов мальчику,
который помог старушке подняться и собрать упавшие вещи? О чем говорят эти
вопросы? (Девочка считала, что помогать нужно только родным и знакомым.)
— Что мальчик помог понять девочке, оказав помощь
«просто старушке»? (Помощь надо оказывать всем, кто в ней нуждается.)
Кто помощь
оказывает, о тех добрые слова сказывают
В ходе беседы педагог знакомит дошкольников с
ситуацией, в которой дети не могут своими силами оказать помощь товарищу.
Воспитатель рассказывает детям:
На детской площадке ребята играли в салки. Было весело
и шумно. Один мальчик упал, но быстро вскочил и побежал дальше. Водяший уже
подбегал, но осалить его не успел.
Вскоре та же беда случилась с девочкой, но она не
смогла сама встать, все попытки подняться причиняли ей боль. К девочке подбежал
один из играющих. Мальчик помог ей встать и дойти до скамейки. Остальные продолжали
игру. «Девчонки всегда плачут!» — сказал один из игроков, считая, что девочки
— капризы и неженки. Сидя на скамейке, девочка потирала ушибленную ногу, на
глазах у нее были слезы. Мальчик, который помог ей подняться, подошел снова и
предложил отвести ее домой. Но идти она не смогла. Тогда мальчик обратился за
помощью к знакомому мужчине, проходившему мимо. Тот с готовностью согласился
помочь: он взял девочку на руки и отнес ее домой. Мама девочки, когда узнала
обо всем, сказала: «Этот мальчик — настоящий мужчина!»
— Как можно охарактеризовать мальчиков, которые не
стали помогать упавшей девочке? (Равнодушные, неотзывчивые, невежливые, невнимательные.)
— А как мы назовем мальчика, который помог девочке?
— Как поступил мальчик, когда он не смог сам помочь
девочке?
— Почему мама назвала мальчика, который помог ее
дочке, настоящим мужчиной? (Он проявил внимание и сочувствие к девочке; мужчины
должны помогать женщинам, проявлять к ним уважение, внимание, вежливость.)
Затем воспитатель вместе с детьми разбирает смысл
пословицы «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают»; выясняет,
почему так названа история, о ком можно сказать добрые слова. |