Дидактические задачи. Раскрыть детям значение слов нельзя, можно, надо. На конкретных и понятных детям
примерах учить применению этих слов. Учить оценивать поступки и соотносить их
со словами нельзя,
можно, надо. Содействовать
накоплению умения согласовывать свои поступки, поведение со словами нельзя и можно, надо. Вызывать желание помогать
доброму сказочнику. Учить детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы.
Игровая задача. Узнать «что такое хорошо, что
такое плохо» (что можно и что нельзя).
Игровые действия. Слушать объяснения воспитателя
к игре
Игра проводится за два раза: в первый раз игра-беседа о слове нельзя, во второй — игра-беседа о
словах можно
и надо.
(умственное действие). Слушать внимательно письма доброго сказочника.
Приводить примеры из своей жизни, из жизни близких.
Правила игры. Слушать внимательно, не
мешать друг другу, думать, приводить примеры о своих поступках и желаниях.
Оборудование. Привлекательные для детей конвертики разного цвета.
Книжки-малышки с текстами о словах нельзя, можно, надо. Книжки рассказов самих детей.
Письмо из другого детского сада.
Ход игры
Воспитатель. Дима любит свою бабушку, но жалуется на то, что она
часто говорит ему нельзя: «Я даже устал: все нельзя и нельзя...» А бабушка говорит: «Хороший у
нас мальчик, но повторять ему, что нельзя делать, надо сто раз».
Услышал
жалобы добрый сказочник и написал всем ребятам письма-рассказы о том, что
такое нельзя
и что
такое можно.
Вот
и к нам пришли такие письма (показывает конверты). Что в них написано?
Письмо
первое.
Опираясь
на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова
бредет. Мальчики начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают
ноги, смеются.
Воспитатель. Что бы вы сказали о таких мальчиках?
Дети. Нельзя смеяться над дедушкой.
Воспитатель. И добрый сказочник пишет в письме:
Нельзя
смеяться над старыми людьми. К ним нужно относиться заботливо, помогать им.
Старые люди прожили много-много лет и трудились для людей. Запомните это.
Письмо
второе.
Дима
жалуется, что ему хочется играть, а бабушка говорит; «Нельзя играть, когда уже
пора ложиться спать».
Дима
говорит: «Не хочу спать, хочу играть». Бабушка беспокоится и снова просит Диму
заканчивать игру.
Воспитатель. Прав ли Дима?
Дети. Нет. Надо слушать бабушку. Она правильно говорит.
Воспитатель. Добрый сказочник пишет (читает):
Нельзя
спорить со старшими. Нельзя на их требования, просьбы отвечать не хочу.
Письмо
третье.
Папа,
мама и Оля сели за стол обедать. На столе лежали два апельсина. Оля забрала оба
апельсина и начала катать их по столу. «Нельзя играть за столом, когда
собрались обедать,-- сказал папа.— Положи апельсины на тарелку». Оля капризным
голосом ответила: «Я сама их съем».
Воспитатель. Что бы вы сказали об Оле? (Дети отвечают.) Воспитатель (читает):
Нельзя
играть, когда приготовились к обеду. Нельзя требовать, чтобы одному отдавали
все: нужно было поделить апельсины на всех.
Письмо
четвертое.
Костя
требует от папы: «Купи велосипед». Услышав в ответ, что отец сейчас не может
купить велосипед, что деньги нужны на другое, Костя говорит: «У Толи есть, а у
меня нет велосипеда».
Воспитатель. Что бы вы сказали о Косте? (Дети высказывают свои
предположения.)
Воспитатель (читает):
Нельзя
завидовать и выражать недовольство тем, что у тебя нет чего-либо, что есть у
другого.
Письмо
пятое.
Клава
капризничает и плачет, когда отец и мать уходят куда-нибудь. Бабушка молчит, но
ей обидно, что внучка не хочет остаться с ней.
Воспитатель. Права ли Клава?
Дети. Нечего плакать — надо остаться с бабушкой.
Воспитатель (читает):
Нельзя
оставлять старого человека одного. Помни, ты — радость для бабушки. Спой ей
песенку, расскажи о твоих подружках, играх.
Письмо
шестое.
Илюша
и Степа вышли во двор погулять и куда-то пропали. Бабушка, мама беспокоятся,
ищут мальчиков. Мама чуть не плачет. Куда они ушли? Что с ними случилось?
Оказалось,
что они увидели новый автобус возле дома и побежали на другую остановку еще
посмотреть на него.
Воспитатель. Что бы вы сказали о мальчиках? (Дети высказывают
свое мнение.)
Воспитатель (читает):
Нельзя
куда-либо уходить или что-либо делать, не предупредив старших. Это тревожит и
огорчает их.
Письмо
седьмое.
В
трамвае очень много народу. Все едут с работы. Вера все время смотрит, не освободится
ли где место. Вот она быстро занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит
на тех, кто стоит. Среди них и ее мама.
Воспитатель. Как должна бы поступить девочка? Мудрый сказочник
говорит: «Нельзя сидеть, когда взрослые стоят. Им нужно предложить сесть». Как
надо сказать? Письмо восьмое.
Мальчик
получил в подарок игрушку — машину. Он принес ее в детский сад, показывал
ребятам, но играть не давал. «Моя машина!»
Воспитатель. Что бы вы подумали или сказали о таком мальчике?
Сказочник говорит: «Нельзя хвастаться перед товарищами тем, что имеешь ты
один».
Письмо
девятое.
Сережа
сказал, что в выходной день он с папой пойдет в зоологический сад, и позвал
Андрюшу. Андрюша был рад. Он всем рассказывал, что пойдет в зоологический сад
с Сережей и его папой. Папа Сережи не мог взять Андрюшу. Сережа был огорчен,
но не решился об этом сказать Андрю-ше. Он сказал, что они не ходили в зоологический
сад.
Воспитатель. Что вы скажете о Сереже? Добрый сказочник сказал:
«Нельзя говорить неправду и обещать то, что не можешь выполнить».
Письмо
десятое.
Маша
увидела в детском саду новую маленькую куколку. Она так понравилась девочке,
что та захотела взять ее домой, показать маме. Скоро девочки стали искать
куколку, но Маша молчала о том, что она решила унести ее домой.
Воспитатель. Правильно ли поступила Маша?
Дети. Нельзя брать себе без предупреждения то, что принадлежит
всем детям или другим людям. Нельзя, даже если очень хочется.
Воспитатель. Вот мы и прочитали все письма сказочника и узнали, что означает слово нельзя.
Дети
перечисляют, о чем они узнали из писем.
Воспитатель. Слово нельзя — это мудрое запрещающее и предупреждающее слово. Оно
учит, как нельзя, не надо.поступать, делать. Вот и слово нельзя мы положим в нашу копилку.
И
о слове можно
добрый
сказочник написал письма. Мы их почитаем, когда будет другая игра. |