Воспитатель напоминает детям о том, что всегда нужно
говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых.
Педагог начинает разговор с пословицы «Доброе дело —
правду говорить смело», поясняет детям ее смысл. Затем читает рассказ С. Баруздина
«За обедом».
Как-то во время завтрака в детском саду была разбита
тарелка. Никто не видел, как она упала со стола и разбилась на мелкие кусочки.
Зинаида Федоровна спросила ребят:
— Кто из вас разбил тарелку?
— Не я! — сказал Виталик.
— Не я! — сказала Лена.
— Не я! Не я! Не я! — сказали другие ребята.
Только Светлана посмотрела на Зинаиду Федоровну и тише
всех сказала:
— Наверное, она сама как-нибудь разбилась <...>
Наступил час обеда... Ребята начали обедать.
— А мне? — спрашивает Виталик. — У меня нет тарелки!
<...>
— Тебе, Виталик, придется подождать, — говорит Зинаида
Федоровна. — Ведь у нас утром одна тарелка сама разбилась. Правда, ребята?
— Правда! — закричали ребята.
— Вот и не правда, — вдруг тихо сказала Светлана. —
Тарелки сами не бьются. Это... Это я... ее нечаянно разбила. Я больше не буду!
— И она пододвинула свою тарелку Виталику:
— Ешь!
Тут все ребята повернулись к Светлане, а она
покраснела и ни на кого не смотрит.
«Сейчас Зинаида Федоровна накажет Свету», — решили
ребята. Но Зинаида Федоровна подошла к Светлане и сказала:
— Вот и хорошо, что тарелки у нас сами не бьются, а
ребята говорят правду.
— Кто из вас пожалел Свету? Почему? Кому Свету не было
жалко? Почему?
— Как вы думаете, почему Света не сразу созналась в
том, что это она разбила тарелку?
— Когда Света сказала правду? (Когда увидела, что у
Виталика нет тарелки, хотя он не виноват.)
— Как, по мнению детей, могла поступить Зинаида
Федоровна, когда узнала правду? А что сделала Зинаида Федоровна? Она поступила
правильно или нет?
В заключение воспитатель делает вывод: Света набралась
смелости и сказала правду; она не побоялась возможного наказания, так как не
хотела, чтобы пострадал Виталик. Это было бы несправедливо. А Зинаида
Федоровна не наказала Свету потому, что девочка созналась в своем проступке,
преодолев стыд и страх.
Дети еще раз хором повторяют пословицу, с которой
начиналась беседа.
В ходе беседы воспитатель формирует у детей
представление о том, что всегда нужно говорить правду, что за правду хвалят.
Педагог начинает разговор с вопроса:
— За что мы говорим «спасибо»?
Затем воспитатель предлагает послушать рассказ Л.
Толстого:
Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто
не видел. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?». Мальчик затрясся от страха и
сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».
— Когда мы говорим «спасибо»?
— Как вы думаете, мальчику трудно было сознаться в
своей оплошности?
— Что мальчик почувствовал, когда отец спросил: «Кто
разбил?» (Испугался, «затрясся от страха».)
— Как можно охарактеризовать мальчика? (Правдивый,
смелый, честный.)
— А что можно сказать об отце мальчика? (Он ценит
правду, честность.)
В процессе обсуждения рассказа воспитатель использует
такие понятия, как «честность», «нечестность», «обман», «ложь». |