Дидактические
задачи. Познакомить детей с тем, как люди узнавали время до изобретения часов;
какие самые большие и верные часы в России, где часы изготовляются, как узнавать
время по часам, как человек должен относиться к своим помощникам — часам.
Игровая
задача. Во время путешествия в страну часов узнать, какие часы и для чего они.
Игровые
действия. Воображаемое путешествие в страну часов.
Оборудование
игры. Плакат-картина с изображением часов на Спасской башне Кремля. Картинки
с изображением часов на улице города, на вокзалах. Будильник, ручные часы разных
размеров и фасонов (показать в натуре). Модель часов с четким циферблатом и
легко передвигаемыми стрелками (хорошо, если такая модель будет у каждого
ребенка). Конверт с письмом.
Ход
игры
Воспитатель. Отправляемся в путешествие в страну часов. Мы.
никуда не пойдем, но будет такая
игра, будто
бы путешествуем по стране
часов. Первая остановка называется «Как
люди узнавали время тогда, когда еще
не было часов». Как вы думаете? (Возбуждение интереса и активизация мышления.) Люди узнавали время
по солнцу. Когда солнце всходит, начинается утро; долго-долго светит —
день; когда начинается закат — темнеет—вечер, а когда совсем темно— ночь.
Узнавали время по растениям. Писатель М. Пришвин в рассказе «Золотой луг»
рассказал, как мальчики, увидев на
лугу много желтых одуванчиков,
назвали его «золотой луг».
А вечером цветы стали
закрывать лепестки, и луг оказался зеленым. Утром опять раскрывали—
и луг снова становился золотым. Так происходит и у многих других цветов. Люди
заметили это и стали узнавать, когда наступает вечер и ночь, когда утро и
день. Разные цветы в разное время раскрываются и в разное время закрываются
— это и позволяет создавать цветы-часы
в парках, на
площадях. А теперь
послушайте загадку.
Он
носом в землю постучит.
Взмахнет
крылом - и закричит.
Кричит
он даже сонный,
Крикун
неугомонный!
Кто
отгадает?
Дети.
Петух... петушок.
Воспитатель.
Люди заметили, что петух кричит «ку-ка-ре-ку» три раза: первый раз в полночь —
«первые петухи», глубокой ночью— «вторые петухи» и рано утром — «третьи
петухи».
Так
люди узнавали раньше
о времени. А сейчас? Дети. По часам.
Воспитатель.
Вторая наша остановка в Москве, у Кремля (показывает картину-плакат). На высокой
Спасской башне мы видим часы, большие часы с золотыми стрелками. Они
много-много лет показывают время. Каждые сутки в 6 часов утра во всех городах,
селах — всюду люди слышат по радио бой кремлевских курантов и слова «Доброе
утро!» Все узнают, что наступило утро. В 12 часов ночи снова слышится бой
часов. Значит, наступила ночь. Это самые верные часы.
Третья
наша остановка—часовой завод. Здесь делают разные часы: для улиц, для
вокзалов, для школ.
Дома
у вас тоже разные часы: настенные, которые висят на стене, будильники,
которые звонят, если их завести; ручные часы, которые носят на руке. Все часы
указывают время. (Хорошо пойти посмотреть, какие часы есть в детском саду, или
показать их на картинке. Будильник и ручные часы нужно показать в натуре.)
Часовых
заводов у нас в стране много, и на них делают очень много часов.
Следующая
остановка нашего путешествия — встреча с лучшими людьми, которые работают на
заводе (показывает картинку). Все они веселые, рады, что делают хорошие часы.
А
теперь присмотритесь, о чем рассказывают нам все часы. Что у них общее?
(Циферблат, стрелки.) Как заводятся часы? (Головкой, ключиком.)
Отгадайте-ка
загадку.
Нет
ног, а хожу,
|