В ходе беседы воспитатель показывает детям, что они
могут быть полезными в семье, по мере своих сил заботиться о взрослых.
— Помните в сказке, — начинает беседу воспитатель, —
дед никак не мог вытащить репку, и тогда ему на помощь пришла вся семья, даже
маленькая мышка.
...Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку,
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут
— вытянули репку!
— Только все вместе герои сказки смогли вытащить
репку.
— А как вы думаете, что было потом, когда репку
вытянули. (Герои все вместе чистили репку, варили кашу, а потом ее ели.) (Можно
сделать инсценировку.)
— А как еще дети могут заботиться о взрослых?
Воспитатель предлагает послушать стихотворение Е.
Благининой:
Мама спит, она устала...
Ну и я играть не стала!
Я волчка не
завожу,
Я уселась и сижу <...>
Я бы многого хотела,
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, а я молчу.
— А вот как хотела помочь маме другая девочка (рассказ
К. Ушинского):
Захворала мать Тани, и доктор прописал больной горькое
лекарство. Видит дочка, что мать пьет его с трудом, и говорит ей: «Милая мама!
Дай, я выпью лекарство за тебя».
— За что мама была благодарна дочери?
— Почему мы улыбаемся, когда слышим предложение
девочки?
— А теперь послушайте, что обещал один мальчик своему
папе, (автор Е. Pay)
— Папа, подари мне барабан.
— Я бы подарил, сынок, да боюсь, ты мне будешь мешать
работать.
— Что ты, папа, я только тогда буду барабанить, когда
ты будешь спать.
— В этих рассказах дети готовы оказать помощь
взрослым, но не знают, как это сделать.
— А в стихотворении (Л. Николаенко «Все сделалось
грустным»; воспитатель не говорит, как называется стихотворение), которое вы
сейчас услышите, герою все кажется необычным.
Яблоко
Стало невкусным. Веселое
Сделалось грустным.
Сахар —
Не сладкий.
Соль —
Не соленая.
Дождик —
Не мокрый
Трава —
Не зеленая.
Гром
На кого-то с неба Ворчит.
Мама не хочет
Со мной
Разговаривать.
Мама молчит...
— Почему герою стихотворения все кажется странным?
— Почему мама не разговаривает с ребенком?
— Вспомните, за что на вас обижалась мама. Может быть,
здесь такой же случай?
— Что должен сделать герой стихотворения, что сказать
маме, чтобы она его простила? (Извиниться, попросить прощения.)
— А сам обидчик как себя чувствует? (Плохо.)
— Значит, от обиды плохо становится всем?
— Как должен был вести себя герой стихотворения? (Не
обижать маму, а если это случилось, извиниться.)
— Давайте вместе придумаем название этому
стихотворению. (В случае затруднения воспитатель предлагает детям несколько
вариантов на выбор, объясняет, почему лучше то или иное название: «Я обидел
маму», «Почему мама молчит» и др.).
Дружба
Понятия «друзья», «товарищи» дети дошкольного возраста
различают плохо. Друзьями они называют тех, с кем больше общаются, кто больше
нравится.
Дошкольники строят свои отношения со сверстниками,
основываясь на положительных эмоциях, связанных в основном с совместной
деятельностью (вместе ходят в детский сад, играют, гуляют). Чем младше
возраст, тем менее устойчивы эти отношения. Дети постарше более осознанно
подходят к выбору товарища (нравится — не нравится, интересно — не интересно,
обижает — не обижает и т.д.). В этом возрасте уже можно говорить о зарождении
дружеских отношений, которые иногда продолжаются и в последующем.
В ходе бесед по этой теме воспитатель обобщает
имеющиеся у детей знания о дружбе, помогает укрепить дружеские отношения, воспитывает
у дошкольников привычку дружно играть и трудиться сообща, формирует умение
договариваться, помогать друг другу и т.п. |