Воспитатель напоминает детям о том, что ссора мешает
игре и дружбе.
Педагог предлагает ребятам послушать стихотворение А.
Шибаевой «Подружки»:
Шар надутый две подружки Отнимали друг у дружки — Весь
поцарапали. Лопнул шар, а две подружки Посмотрели — нет игрушки. Сели и
заплакали.
— Почему подружки поссорились?
— Что произошло в результате ссоры?
— Давайте тоже поиграем в шарик (мячик) и покажем, как
нужно играть.
— А вот какая история произошла с Петей и Мишей
(рассказ Л. Толстого):
Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь.
Стали они коня друг у друга рвать. — Дай мне, мой конь. — Нет, ты мне дай, конь
не твой, а мой. Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей.
— Почему мальчики поссорились? (Они не хотели играть
вместе.)
— О чем пожалели мальчики, когда мама забрала у них
коня?
— Как вы думаете, что стали делать мальчики, когда
лишились игрушки?
— Теперь вы знаете, что ссора мешает игре.
В конце занятия воспитатель предлагает детям поиграть
вместе одной игрушкой (лучше, если это будет конь).
В беседе воспитатель пытается объяснить детям, зачем
нужны правила игры; учит решать спорные вопросы, избегать ссор. Педагог
предлагает детям послушать рассказ «Домино»:
Анна Ивановна предложили детям поиграть в домино.
Ребята собрались вокруг стола. В игру пригласили и новенькую девочку Аню. Но
она отказалась. Началась игра. Сначала все шло хорошо. Но вдруг Витя спохватился,
пропустив свой ход: «У меня есть желуди! Только я не заметил». «Все! Я уже
сделал ход», — сказал Сеня. Катя и Оксана поддержали его. Но Витя не сдавался:
«У меня есть эта карточка! Это неправильно». Тогда Анна Ивановна предложила:
«Мы не договорились, как нужно поступать в этом случае. Давайте вместе
придумаем правило». После обсуждения Коля сказал: «Теперь, кто прозевал,
пропускает ход!». Игра продолжилась. Дети стали более внимательны. Но тут в
игру вмешалась Аня: «Дайте мне тоже карточки». Анна Ивановна объяснила, что
нельзя вступать в игру в середине партии. «Ты что, сама не понимаешь? Ты сама
отказалась играть», — возмущенно сказал Коля. Анна Ивановна успокоила детей, и
все решили, что Аня дождется следующего кона. Включившись в игру, Аня очень
переживала, выиграет она или нет. Она вскакивала, просила подождать, пока еще
раз проверит свои карточки. Не выиграв, она бросила карточки со словами:
«Плохая ваша игра, не буду больше в нее играть», — и ушла.
— Ребята играли дружно?
— Как вела себя Аня?
— Что помогло детям продолжить игру, когда Витя
захотел вернуть себе ход? (Они не стали ссориться, а договорились о новом правиле
игры.)
— Почему Аня вела себя плохо? (Она не понимала правил
игры.)
— У всех ли игроков есть возможность выиграть? Стоит
ли обижаться на выигравшего?
Воспитатель предлагает детям рассказать, что они
чувствовали, когда выигрывали и когда проигрывали.
— Когда вы выигрывали, вам хотелось подразнить
проигравшего?
— А как вы себя чувствуете, когда вас дразнят за
проигрыш?
В конце занятия дети с помощью воспитателя составляют
«Правила дружной игры».
• Знать правила игры и следовать им.
• Не злиться на проигрыш.
• Не дразнить проигравшего.
• Спор, возникший во время игры, решать, опираясь на
правила. |