Задачи: обогащение и активизация качественного
словаря; образование уменьшительно-ласкательной формы существительного в единственном
числе; согласование существительного с прилагательным в роде и числе; учить
различать правую и левую стороны своего тела.
Оборудование: предметные картинки с изображением
членов семьи, отдельных частей тела.
* * * *
I. Оргмомент
Игра «Доскажи словечко».
Педагог (читает стихотворение).
Олины помощники
Оля весело бежит
К речке по дорожке,
А для этого нужны
Нашей Оле ... (ножки).
Оля встречает Лесовичка.
Олечка здоровается:
— Ах, Лесовичок!
В этом помогает ей
Умный ... (язычок).
Оля ягодки берет
По две, по три штучки,
А для этого нужны
Нашей Оле... (ручки).
Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки,
А для этого нужны
Нашей Оле... (зубки).
Оля смотрит на кота,
На картинки в сказке.
А для этого нужны
Нашей Оле... (глазки).
Е. Карганова
Дети, назовите наших помощников. Дети называют.
II. Беседа с опорой на предметные картинки
На наборное полотно выставляются предметные картинки с
изображением папы и мамы.
Педагог. Посмотрите на картинку и скажите, какие руки
у папы?
Дети. Большие.
Педагог. Правильно, большие. А еще про папины руки мы
можем сказать, что они сильные, потому что папа делает самую тяжелую работу
дома. Еще у папы руки умелые, потому что папа умеет много делать руками:
чинить, строить, забивать.
Мамины руки ласковые, нежные, потому
что мама
очень любит
нас, ласкает,
нежно обнимает. Еще у мамы руки тоже умелые, потому что мама умеет много делать
руками: готовить, стирать, шить.
Скажите, какие у мамы руки?
Д с г и. У мамы руки ласковые, нежные, умелые.
При подборе признаков обращается внимание на
соотнесение значения прилагательного с исходным словом, от которого оно
образовано (ласковые — ласкает, умелые — умеет и т.п.).
Педагог. Посмотрите на свои руки? Какие у вас руки?
Дети. Маленькие.
Педагог. Правильно, у вас еще маленькие руки, но у
мальчиков они уже сильные, как у папы, а у девочек — нежные, как у мамы. Можно
про ваши руки сказать, что они умелые? Можно, потому что вы уже умеете
одеваться, рисовать, кушать. А когда вы вырастите, то научитесь делать еще
больше.
III. Дидактическая игра «Большой — маленький»
На наборное полотно выставляются две картинки с
изображением мамы и малыша. Детям раздаются картинки с изображением отдельных
частей тела.
Педагог показывает предметную картинку, например, с
изображением носа, и объясняет детям, что у взрослого человека — мамы —
большой нос, а у малыша — маленький носик.
По аналогии дети называют свою предметную картинку и
образуют существительное с уменьшительно-ласкательным значением {рука — ручка,
глаз — глазик, рот — ротик и т.п.).
IV. Работа с раздаточным материалом
Детям раздаются предметные картинки с изображением
двух членов семьи — взрослого и ребенка (например, мама и дочка). Дети
самостоятельно составляют предложения: «У мамы чистые руки», «Удочки грязные
ручки».
V. Итог
Педагог
Что за чудо-чудеса:
Вот рука и вот рука,
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая —
Руки всем нужны, друзья!
Оценивается работа каждого ребенка. |