Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 30.09.2020, 08:10

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


<
МЕНЮ САЙТА


ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ


ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ


НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ [85]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ "В ДЕРЕВНЕ И НА ДАЧЕ" [7]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ "ВРЕМЕНА ГОДА" [6]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ "ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ" [10]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ "ЦИФРЫ И СЧЕТ" [9]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ "ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО" [15]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ "КТО ГДЕ ЖИВЕТ" [6]
Главная » Статьи » ДЕТИ ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ. ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ » КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Развивающие игры-потешки для малышей
Пальчиковые игры и потешки пользуются у педагогов неизменным спросом.
Для малышек такие игры — одни из любимых. Но и дошкольники — даже старшие — с удовольствием в них включаются. Особенно, если предложить такую игру в качестве динамической паузы во время занятия, после пробуждения в качестве элемента гимнастики, для разминки перед рисованием или другим видом продуктивной деятельности.
Одна беда: воспитатели (да и психологи), как правило, не запоминают авторов полюбившихся им пальчиковых игр. В результате такие тексты почти сразу перекочевывают в разряд «народного творчества». По отношению к их создателям это не очень справедливо.
Мы хотим нарушить эту традицию и представляем читателям автора пальчиковых игр и потешек Т.А. Кислинскую. Ее книга «Гениальность на кончиках пальцев» недавно вышла в издательстве «Генезис» (М., 2008).
В пальчиковых играх Кислинской действуют два постоянных персонажа — Топ и Шлёп. Собственно, игры — это коротенькие повествования об их шалостях и приключениях.
С некоторыми из них мы знакомим читателей.

Потешка-заигрыш

(вступление к каждой игре)

— Здравствуй, здравствуй, Топ мой милый!
— Здравствуй, здравствуй, Шлёп любимый!
— В какую из Волшебных игр
Сегодня поиграем мы?

Этой потешкой-заигрышем было бы хорошо начинать каждое занятие, так как она обладает тремя «секретными» функциями:

  • вносит в занятие интригующий момент, вызывает любопытство ребенка;

  • развивает тонус мышц рук — произнося слово «Здравствуй», ребенок совершает физические движения: изо всех сил сжимает руку взрослого или свою;

  • задает положительный эмоциональный настрой, так необходимый при занятии с детьми, ведь каждый раз можно здороваться по-разному: то правой рукой за правую; то крест-накрест — правой за правую и левой за левую; то ребенок одновременно обеими руками сжимает одну руку взрослого; то ребенок и взрослый, повернувшись друг к другу спинами, подают друг другу руки через плечи или под коленями; то каждый здоровается сам с собой, пожимая одной рукой свою другую руку; можно здороваться со своей ногой, а можно — с ушком или носиком другого, можно здороваться мизинчиками, согнув их крючочками...

Топ и Шлёп

1. Добрые ладошки

В эту полезную игру можно начинать играть как с правой, так и с левой руки. Под 1-ю часть стихотворения покажите обе ладошки и покружите ими. Под 2-ю — возьмите руку ребенка в свои руки и загибайте его пальцы, пока он не научится делать это самостоятельно.

1. Топ и Шлёп так хороши,
Их похвалим от души —
Что за чудо-мальчики,
Расскажите, пальчики:

2. «Раз — конечно, ты хороший,
Два — конечно, ты пригожий,
Три — конечно, ты красивый,
А четыре — ты счастливый,
Пять — конечно, ты любим!»
С другой ручкой повторим.

Между прочим...

Между прочим, книги и журналы можно не только читать. Вот, например, игра № 1 «Книга с сюрпризом» или «Журнал с сюрпризом». Положите между страниц небольшую картинку, календарик или фантик, а ребенок должен их найти, перелистывая страницы. Переворачивать книгу, вытряхивая «сюрприз», запрещено — можно только постранично листать. «Сюрпризов» может быть несколько — пусть их количество будет неизвестно. Найденные «сюрпризики» перекладываются заново или меняются на новые.

2. Ах и Ох

Эту игру-разминку полезно повторить по кругу несколько раз, выполняя задание сначала одной рукой, потом — двумя руками одновременно, постепенно увеличивая темп. На 1-ю и 2-ю строчки стихотворения ладошки вертикально поднимаем, на 3-ю и 4-ю строчки — растопыриваем пальцы врозь, на 5-ю и 6-ю — собираем пальцы вместе.

(1) Утром смотрит Топ в оконце —
(2) Поднялось на небе солнце:
(3) Лучики на небесах
(4) Рассыпает солнце — ах!
(5) Тучка ловко этих крох
(6) Собирает вместе — ох!

Между прочим...

Между прочим, из ненужного уже журнала можно придумать очень нужную развивающую игру № 2 «Сколько цветов у радуги?». Дайте ребенку прочитанный журнал и чистый блокнот или тетрадь. Из журнала нужно вырезать картинки определенных цветов (тех, которые ребенок уже знает) и приклеивать их на разные страницы тетради. Например, одна страница будет желтая, вторая — красная и т.д. Количество цветов постепенно увеличивайте. Если малыш картинки из страниц журнала будет не вырезать, а вырывать — это полезно также и для развития мелкой моторики.

3. Плих и Плюх

Во время этой веселой игры имитируем действия, о которых говорится в стихотворении: под 1-, 2-, 3-ю строчки ритмично потираем ладошки, имитируя мытье рук, и изображаем умывание; под 4-ю строчку грозим пальчиком. 3-ю строчку («Плих и плюх, плих и плюх») проговариваем вместе с ребенком, ее же можно использовать в качестве «хвостика», повторяя самостоятельно.

(1) Утром Топ водичкой
(2) Моет руки, личико:
(3) Плих и плюх, плих и плюх —
(4) Убегай, грязь, от чистюх!

Между прочим...

Между прочим, взяв обычную расческу, можно придумать игру № 3 «Гребень волшебницы». Для этого нужны расческа с крупными редкими зубцами и цветная шерстяная нитка. Привяжите к крайнему зубчику цветную нитку и покажите малышу, как ее можно пропускать между зубчиками расчески. Сначала нитка вряд ли будет обвивать каждый зубчик, но все равно такая расческа в руках юного парикмахера будет выглядеть волшебным гребнем. При увеличении количества цветных нитей явно будет расти и магическая сила такого гребня.

4. Топ и Шлёп

Возьмите руки ребенка в свои и легонько хлопайте ладошками по столу или по коленям. Во время проговаривания первых четырех строчек стихотворения совершайте размашистые медленные движения попеременно каждой ладошкой. Во время чтения 5-й и 6-й строчек и после, приговаривая «топ-топ-топ» и «шлёп-шлёп-шлёп», надо часто и быстро похлопывать поочередно каждой ладошкой.

(1) Топ и Шлёп повсюду вместе,
(2) По отдельности ни с места.
(3) Топ идёт: то-о-оп, то-о-оп,
(4) И Шлёп вперёд: шлё-ё-ёп, шлё-ё-ёп.
(5) Топ бежит: топ-топ-топ,
(6) И Шлёп спешит: шлёп-шлёп-шлёп.

Между прочим...

Между прочим, если вместо обычной расчески взять массажную и обкрутить цветной ниткой ее зубчики, то это будет совсем другая игра — игра № 4 «Массажный гребень волшебницы». Цветные нити можно закрепить в нескольких местах, соответственно и узоры будут более сложные и многослойные.

5. Бух и Плюх

Во время этой забавной игры указательным и средним пальцами обеих рук имитируем бег по поверхности стола или по коленям, приговаривая «топ-топ» и «шлёп-шлёп», под «бух» — стучим кулачками по столу (коленям), а под «плюх» — стучим ладошками по столу (коленям). Проделать это надо несколько раз в разном темпе.

Топ и Шлёп вдвоем гуляли:
Топ-топ-топ,
Всех ворон пересчитали:
Шлёп-шлёп-шлёп.
Топ споткнулся — слы-ы-ышим: «Бух!»,
Падал Шлёп под гро-о-омкий «Плюх!».

Между прочим...

Между прочим, не спешите выбрасывать фантики от конфет — они ждут не дождутся, когда с ними сыграют в игру № 5 — «Снежинка». Научите ребенка вырезать яркие, веселые снежинки из конфетных оберток.

6. Кап-кап-кап

В этой игре, развивающей, помимо всего прочего, ловкость рук, во время чтения 1-й и 2-й строчек стихотворения стучим поочередно всеми пальчиками обеих рук по столу; во время чтения 3-й — соединяем кончики пальцев правой и левой рук (мизинец с мизинцем и т.д., не соединяя при этом сами ладошки); во время чтения 4-й строчки поднимаем получившийся из ладошек «зонтик» над головой.

(1) Кап-кап-кап — закапал дождик.
(2) Быстро Топ раскрыл свой зонтик:
(3) Раз, два, три, четыре, пять —
(4) Дождику нас не достать.

Между прочим...

Между прочим, можно загадывать загадки при помощи обычных спичек или небольших тонких палочек. Получится игра № 6 — «Спичечные загадки». По очереди выкладывайте на столе друг перед другом спичечные загадки: дом, метлу, грабли, расческу, клюшку, вязальный крючок, лопату, щетку, удочку, ракету, барабан, солнце, флажок, кораблик, забор и т.д. Можно подсказывать, к какой группе предметов относится загадка: одежда — юбка, шапка, брюки; мебель — стул, кровать, телевизор; посуда — стакан, блюдце, кастрюля; растения — куст, береза, елка, цветок и т.д.

7. Хлип и Хлюп

Эту увлекательную для малыша игру проводим так: под первые две строчки стихотворения шлепаем ладошками по столу или коленям. Под 3-ю строчку складываем ладоши вместе и изображаем ныряние в воду. Под 4-ю, приговаривая «хлип» и «хлюп», изображаем движения пловца. Эти же слова, как «хвостики», повторяем и потом — после стишка.

(1) Вот идут купаться братцы,
(2) Чтоб поплавать, поплескаться.
(3) Прыгнут в пруд — то там, то тут
(4) Раздается хлип и хлюп.

Между прочим...

Между прочим, из конфетных фантиков получаются красивые веера — если их нагофрировать и закрепить ниткой или скотчем с одного конца. А если их закрепить в середине, то получается бантик. Наденьте его на заколку-невидимку — получится новая красивая заколка для куклы. Бантик можно за ленточку привязать на шею плюшевому коту. При соединении в середине нескольких гофрированных бантиков получается цветок. Укрепите его на проволоку и кусочком пластилина закрепите на картоне. Мальчики увидят в этих бантах и цветах вертолеты разных моделей. Соорудите с ними целую вертолетную эскадрилью. А в целом получается игра № 7 — «Веера, банты, цветы, вертолеты».

8. Хряп и Тяп

В этой сюжетной игре под первые четыре строчки стихотворения изображаем движения дровосека. Читая 5-ю строчку, складываем ладошки лодочкой, под 6-ю поднимаем большие пальцы вверх (это паруса). При чтении 7-й — дуем на парус, и ладошки-лодочки движутся вперед со словами «поплыли, поплыли». 2-ю и 4-ю строчки повторяем в качестве «хвостиков»: приговаривая «хряп-тяп».

(1) Громко топоры стучат:
(2) Хряп-тяп, хряп-тяп —
(3) Братцы лодку мастерят:
(4) Хряп-тяп, хряп-тяп.
(5) Лодку на воду спустили,
(6) Парусами снарядили
(7) И поплыли.

Между прочим...

Между прочим, две обертки от шоколада можно превратить в материал для занимательной игры № 8 — «Плетение бумажного коврика». Для этого одну обертку надо разрезать поперек на полоски шириной примерно 1 см, а вторую обертку разрезать вдоль на такие же полоски, но не доходя по одному сантиметру до краев. После этого покажите ребенку, как можно сплести из этих полосок коврик.

9. Чик-чик и жмых-жмых

В этой энергичной игре под первые четыре строчки стихотворения совершаем быстрые движения прямыми ладонями вверх-вниз и вперед-назад. Под 5-ю и 6-ю строчки сначала энергично сжимаем пальцы в кулаки (то сразу на двух руках, то поочередно) и приговариваем «жмых-жмых»; читая 7-ю строчку, пальцы собираем щепотью — «солим салат», под 8-ю — слегка округленные ладошки соединяем (это тарелочка) и протягиваем их вперед.

Словечки «чик-чик» и «жмых-жмых» — «хвостики». Повторяем их, совершая соответствующие движения.

(1) Если резать все подряд —
(2) Будет кукольный салат.
(3) Братцы овощи мельчили:
(4) Чик-чик, чик-чик,
(5) Братцы овощи мешали:
(6) Жмых-жмых, жмых-жмых,
(7) А потом все посолили,
(8) Куклу Машу угостили.

Между прочим...

Между прочим, используя фольгу от конфет и шоколада, можно организовать игру № 9 — «Бусы из фольги». Часть фольги нарежьте на прямоугольники размером примерно один на два сантиметра. Эти прямоугольнички накрутите на стержень от ручки или карандаш. Стержень или карандаш вынимаете — получается маленькая трубочка, подобная стеклярусу. Если же небольшие кусочки фольги скомкать, то получатся серебряные бусины. В любом порядке бусинки и стеклярус можно нанизать (с помощью иголки) на нитку, и у вас получатся прекрасные серебряные бусы.

10. Шик и Пшик

Эту игру на координацию движений начинаем, положив на стол или колени левую руку вниз ладонью, а правую руку — тыльной стороной. Во время всего стихотворения и потом, приговаривая «шик и пшик», переворачиваем руки: правую руку кладем ладонью вниз, а левую — тыльной стороной вниз. Постепенно увеличиваем темп.

Любят братья печь блины,
Только «шик» и «пшик» слышны —
Стал наш блинчик золотой —
Повернем на бок другой.

Между прочим...

Между прочим, было бы полезно в домашних условиях почаще устраивать игру № 10 — «Серебряный дождь». Кстати, дождь может быть не обязательно серебряным, а любым цветным. Необходимо мелко нарезать или порвать фольгу от конфет или шоколада, фантики, остатки от аппликаций цветной бумаги и т.п. и подбросить вверх нарезанные цветные кусочки. Полезно не только мельчить бумагу, но и собирать ее с пола. Устраивайте состязания — кто соберет кусочков больше и сделает это быстрее.

11. Хруп и хряп

В этой игре во время прочтения первой половины стихотворения имитируем указательным и средним пальцами работу ножниц. Во время чтения второй половины изображаем шитье иголкой. «Хруп-хряп, хруп-хряп», «вот так, вот так!» — слова-хвостики.

Игра также развивает концентрацию внимания и умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

1. Топ и Шлёп рубашку шили —
Ножницами ткань кроили:
Хруп-хряп, хруп-хряп.

2. Всё разрезали и только
Лоскутки сошьют иголкой:
Вот так, вот так!

Между прочим...

Между прочим, можно сделать цветы из семечек (семян подсолнечника или тыквы). Это игра № 11 — «Цветы из семечек». Скатайте небольшой пластилиновый шарик, слегка приплюсните его и по окружности воткните семечки. Если шарик небольшой, то и лепестков уместится немного. А если увеличить диаметр пластилинового шарика, то и сам цветок будет крупнее. Если вы хотите получить не ромашку, а хризантему, то семечки воткните не только по окружности, но и по всей полусфере пластилинового шарика.

12. Жик и вжик

Во время этой игры, читая стихотворение и потом, приговаривая «жик» и «вжик», производим быстрые движения прямой ладонью «вперед-назад» по другой раскрытой ладони.

Братцев попросил скворец
Смастерить ему дворец —
Распилили доски вмиг,
Только слышно: «жик» и «вжик».

Между прочим...

Между прочим, из конфетных фантиков получаются разнообразные миниатюры. Устройте конкурс, кто сможет сложить из фантика самый маленький квадратик, треугольник, прямоугольник, ромбик, трапецию, самую тонкую трубочку-цилиндр. Эта игра № 12 «Миниатюры из фантиков» поможет еще и в изучении или повторении геометрических фигур.

13. Тук и стук

Во время этой интересной игры стучим попеременно то одним кулачком по другому, то наоборот. При этом то правый кулачок находится над левым, то левый над правым, и с каждой новой строчкой кулачки меняются местами. Можно продолжить игру, просто приговаривая «тук-тук» и «стук-стук».

Строят братцы птичий дом:
Каждый гвоздик молотком
Забивают «тук-тук-тук» —
Раздается «стук-стук-стук».

Между прочим...

Между прочим, можно устроить «охоту» за природными материалами, а собранные небольшие предметы (камешки, палочки, листики, семена и т.п.) уже дома обвести карандашом или фломастером, положив их на лист бумаги. Эту игру можно превратить в игру-загадку. То есть первый участник обводит, к примеру, один из кленовых листочков из собранного букета, а второй, путем подбора, должен угадать, след какого листочка представлен. Это игра № 13 — «следственный эксперимент».

14. Цок-цок

В этой игре во время чтения 1-й половины стихотворения надо поочередно сгибать пальцы сначала одной, потом второй руки, а на последней строчке перевернуть кулачки и, прижав друг к другу, поводить ими вперед-назад, имитируя езду на лошадке. Во время чтения 2-й половины стихотворения поочередно разгибаем пальчики, а на последней строчке разводим руки в стороны.

Топ лошадку запрягает —
На лошадку надевает:
Одну красную уздечку — цок-цок,
На уздечку два сердечка — цок-цок,
Три серебряных кольца — цок-цок,
И четыре бубенца — цок-цок,
Пять тесемок на попонку — цок-цок,
Шесть цветочков в ее челку — цок-цок.
Семь косичек вплел ей в гриву — цок-цок,
Восемь бантиков красивых — цок-цок,
Девять кружев, десять лент — цок-цок —
Теперь можно ехать в свет!

Топ лошадку распрягает —
И с лошадки он снимает:
Одну красную уздечку — цок­цок,
А с уздечки два сердечка — цок­цок,
Три серебряных кольца — цок­цок,
И четыре бубенца — цок­цок,
Пять тесемочек с попонки — цок­цок,
Шесть цветочков с ее челки — цок­цок,
Семь он кос расплел из гривы — цок­цок,
Восемь бантиков красивых — цок­цок,
Девять кружев, десять лент —
Больше ничего и нет!

Между прочим...

Между прочим, полезна для развития ловкости рук игра № 14 — «Особо ценный груз». Для нее понадобятся любая бумага (подойдет и газетная), несколько небольших предметов (мелкие игрушки, чайные и столовые ложки и т.д.) и скотч. Объясните, что эти предметы необходимо тщательно завернуть в бумагу, чтобы подготовить к отправке, допустим, за океан. Пусть ребенок их упаковывает, а взрослый помогает скотчем закрепить бумагу. Таким же образом можно поиграть, например, в «Магазин»: взрослый «покупает» эти предметы и просит ребенка запаковать их.

15. Тяп и ляп

Во время этой интенсивной игры имитируем процесс вымешивания теста: на первые три строчки очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно); на последней строчке совершаем руками такие движения, как будто лепим снежки.

(1) Топ со Шлёпом вместе
(2) Месили тили-тесто:
(3) Месим тесто — стряп-стряп,
(4) Пышки лепим — тяп-ляп.

Между прочим...

Между прочим, загадки могут быть и в виде клякс. Это игра № 15 — «Загадки-кляксы». Для проведения ее налейте в несколько крышечек от пластиковых бутылок воду и окрасьте ее краской (цветной или черной). Можно это сделать и в ячейках для заморозки воды. Научите ребенка делать кляксы при помощи пипетки или кисточки. Затем вместе рассмотрите получившиеся кляксы — какие образы, предметы, отдельные детали они напоминают? Обведите и дорисуйте их. Кляксы могут стать основой для целого сюжета.

16. Гол!

Для проведения этой игры скатайте небольшой комочек из фольги, бумаги или пластилина (это мяч) и смастерите ворота из трех спичек и пластилина. При помощи пластилина укрепите ворота на столе. Указательным и средним пальцами (остальные прижаты к ладони) погоняйте «мяч» по столу, перекатывая его друг другу. Постарайтесь забить гол — попасть мячиком в ворота.

Топ и Шлёп в футбол играли,
«Гол!» — болельщики кричали.

Категория: КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ | Добавил: admin (14.01.2011)
Просмотров: 3283 | Теги: конспект занятия в ДОУ, детский сад и семья, ребенок познает мир, для воспитателя, занятия в детском саду, подготовка к школе, развитие дошкольника | Рейтинг: 5.0/3
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ



РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ


НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2020
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru