Пальчиковые игры и потешки пользуются у
педагогов неизменным спросом.
Для малышек такие игры — одни из любимых. Но и
дошкольники — даже старшие — с удовольствием в
них включаются. Особенно, если предложить такую
игру в качестве динамической паузы во время
занятия, после пробуждения в качестве элемента
гимнастики, для разминки перед рисованием или
другим видом продуктивной деятельности.
Одна беда: воспитатели (да и психологи), как
правило, не запоминают авторов полюбившихся им
пальчиковых игр. В результате такие тексты почти
сразу перекочевывают в разряд «народного
творчества». По отношению к их создателям это не
очень справедливо.
Мы хотим нарушить эту традицию и представляем
читателям автора пальчиковых игр и потешек Т.А.
Кислинскую. Ее книга «Гениальность на кончиках
пальцев» недавно вышла в издательстве «Генезис»
(М., 2008).
В пальчиковых играх Кислинской действуют два
постоянных персонажа — Топ и Шлёп. Собственно,
игры — это коротенькие повествования об их
шалостях и приключениях.
С некоторыми из них мы знакомим читателей.
Потешка-заигрыш
(вступление к каждой игре)
— Здравствуй, здравствуй, Топ мой милый!
— Здравствуй, здравствуй, Шлёп любимый!
— В какую из Волшебных игр
Сегодня поиграем мы?
Этой потешкой-заигрышем было бы хорошо
начинать каждое занятие, так как она обладает
тремя «секретными» функциями:
вносит в занятие интригующий момент,
вызывает любопытство ребенка;
развивает тонус мышц рук — произнося
слово «Здравствуй», ребенок совершает
физические движения: изо всех сил сжимает руку
взрослого или свою;
задает положительный эмоциональный
настрой, так необходимый при занятии с детьми,
ведь каждый раз можно здороваться по-разному: то
правой рукой за правую; то крест-накрест — правой
за правую и левой за левую; то ребенок
одновременно обеими руками сжимает одну руку
взрослого; то ребенок и взрослый, повернувшись
друг к другу спинами, подают друг другу руки
через плечи или под коленями; то каждый
здоровается сам с собой, пожимая одной рукой свою
другую руку; можно здороваться со своей ногой, а
можно — с ушком или носиком другого, можно
здороваться мизинчиками, согнув их крючочками...
Топ и Шлёп
1. Добрые ладошки
В эту полезную игру можно начинать
играть как с правой, так и с левой руки. Под 1-ю
часть стихотворения покажите обе ладошки и
покружите ими. Под 2-ю — возьмите руку ребенка в
свои руки и загибайте его пальцы, пока он не
научится делать это самостоятельно.
1. Топ и Шлёп так хороши,
Их похвалим от души —
Что за чудо-мальчики,
Расскажите, пальчики:
2. «Раз — конечно, ты хороший,
Два — конечно, ты пригожий,
Три — конечно, ты красивый,
А четыре — ты счастливый,
Пять — конечно, ты любим!»
С другой ручкой повторим.
Между прочим...
Между прочим, книги и журналы можно не
только читать. Вот, например, игра № 1 «Книга с
сюрпризом» или «Журнал с сюрпризом». Положите
между страниц небольшую картинку, календарик или
фантик, а ребенок должен их найти, перелистывая
страницы. Переворачивать книгу, вытряхивая
«сюрприз», запрещено — можно только постранично
листать. «Сюрпризов» может быть несколько —
пусть их количество будет неизвестно. Найденные
«сюрпризики» перекладываются заново или
меняются на новые.
2. Ах и Ох
Эту игру-разминку полезно повторить по
кругу несколько раз, выполняя задание сначала
одной рукой, потом — двумя руками одновременно,
постепенно увеличивая темп. На 1-ю и 2-ю строчки
стихотворения ладошки вертикально поднимаем, на
3-ю и 4-ю строчки — растопыриваем пальцы врозь, на
5-ю и 6-ю — собираем пальцы вместе.
(1) Утром смотрит Топ в оконце —
(2) Поднялось на небе солнце:
(3) Лучики на небесах
(4) Рассыпает солнце — ах!
(5) Тучка ловко этих крох
(6) Собирает вместе — ох!
Между прочим...
Между прочим, из ненужного уже журнала
можно придумать очень нужную развивающую игру
№ 2 «Сколько цветов у радуги?». Дайте ребенку
прочитанный журнал и чистый блокнот или тетрадь.
Из журнала нужно вырезать картинки определенных
цветов (тех, которые ребенок уже знает) и
приклеивать их на разные страницы тетради.
Например, одна страница будет желтая, вторая —
красная и т.д. Количество цветов постепенно
увеличивайте. Если малыш картинки из страниц
журнала будет не вырезать, а вырывать — это
полезно также и для развития мелкой моторики.
3. Плих и Плюх
Во время этой веселой игры имитируем
действия, о которых говорится в стихотворении:
под 1-, 2-, 3-ю строчки ритмично потираем ладошки,
имитируя мытье рук, и изображаем умывание; под 4-ю
строчку грозим пальчиком. 3-ю строчку («Плих и
плюх, плих и плюх») проговариваем вместе с
ребенком, ее же можно использовать в качестве
«хвостика», повторяя самостоятельно.
(1) Утром Топ водичкой
(2) Моет руки, личико:
(3) Плих и плюх, плих и плюх —
(4) Убегай, грязь, от чистюх!
Между прочим...
Между прочим, взяв обычную расческу,
можно придумать игру № 3 «Гребень
волшебницы». Для этого нужны расческа с крупными
редкими зубцами и цветная шерстяная нитка.
Привяжите к крайнему зубчику цветную нитку и
покажите малышу, как ее можно пропускать между
зубчиками расчески. Сначала нитка вряд ли будет
обвивать каждый зубчик, но все равно такая
расческа в руках юного парикмахера будет
выглядеть волшебным гребнем. При увеличении
количества цветных нитей явно будет расти и
магическая сила такого гребня.
4. Топ и Шлёп
Возьмите руки ребенка в свои и легонько
хлопайте ладошками по столу или по коленям. Во
время проговаривания первых четырех строчек
стихотворения совершайте размашистые медленные
движения попеременно каждой ладошкой. Во время
чтения 5-й и 6-й строчек и после, приговаривая
«топ-топ-топ» и «шлёп-шлёп-шлёп», надо часто и
быстро похлопывать поочередно каждой ладошкой.
(1) Топ и Шлёп повсюду вместе,
(2) По отдельности ни с места.
(3) Топ идёт: то-о-оп, то-о-оп,
(4) И Шлёп вперёд: шлё-ё-ёп, шлё-ё-ёп.
(5) Топ бежит: топ-топ-топ,
(6) И Шлёп спешит: шлёп-шлёп-шлёп.
Между прочим...
Между прочим, если вместо обычной
расчески взять массажную и обкрутить цветной
ниткой ее зубчики, то это будет совсем другая
игра — игра № 4 «Массажный гребень
волшебницы». Цветные нити можно закрепить в
нескольких местах, соответственно и узоры будут
более сложные и многослойные.
5. Бух и Плюх
Во время этой забавной игры
указательным и средним пальцами обеих рук
имитируем бег по поверхности стола или по
коленям, приговаривая «топ-топ» и «шлёп-шлёп»,
под «бух» — стучим кулачками по столу (коленям), а
под «плюх» — стучим ладошками по столу (коленям).
Проделать это надо несколько раз в разном темпе.
Топ и Шлёп вдвоем гуляли:
Топ-топ-топ,
Всех ворон пересчитали:
Шлёп-шлёп-шлёп.
Топ споткнулся — слы-ы-ышим: «Бух!»,
Падал Шлёп под гро-о-омкий «Плюх!».
Между прочим...
Между прочим, не спешите выбрасывать
фантики от конфет — они ждут не дождутся, когда с
ними сыграют в игру № 5 — «Снежинка». Научите
ребенка вырезать яркие, веселые снежинки из
конфетных оберток.
6. Кап-кап-кап
В этой игре, развивающей, помимо всего
прочего, ловкость рук, во время чтения 1-й и 2-й
строчек стихотворения стучим поочередно всеми
пальчиками обеих рук по столу; во время чтения 3-й
— соединяем кончики пальцев правой и левой рук
(мизинец с мизинцем и т.д., не соединяя при этом
сами ладошки); во время чтения 4-й строчки
поднимаем получившийся из ладошек «зонтик» над
головой.
(1) Кап-кап-кап — закапал дождик.
(2) Быстро Топ раскрыл свой зонтик:
(3) Раз, два, три, четыре, пять —
(4) Дождику нас не достать.
Между прочим...
Между прочим, можно загадывать загадки
при помощи обычных спичек или небольших тонких
палочек. Получится игра № 6 — «Спичечные
загадки». По очереди выкладывайте на столе друг
перед другом спичечные загадки: дом, метлу,
грабли, расческу, клюшку, вязальный крючок,
лопату, щетку, удочку, ракету, барабан, солнце,
флажок, кораблик, забор и т.д. Можно подсказывать,
к какой группе предметов относится загадка:
одежда — юбка, шапка, брюки; мебель — стул,
кровать, телевизор; посуда — стакан, блюдце,
кастрюля; растения — куст, береза, елка, цветок и
т.д.
7. Хлип и Хлюп
Эту увлекательную для малыша игру
проводим так: под первые две строчки
стихотворения шлепаем ладошками по столу или
коленям. Под 3-ю строчку складываем ладоши вместе
и изображаем ныряние в воду. Под 4-ю, приговаривая
«хлип» и «хлюп», изображаем движения пловца. Эти
же слова, как «хвостики», повторяем и потом —
после стишка.
(1) Вот идут купаться братцы,
(2) Чтоб поплавать, поплескаться.
(3) Прыгнут в пруд — то там, то тут
(4) Раздается хлип и хлюп.
Между прочим...
Между прочим, из конфетных фантиков
получаются красивые веера — если их
нагофрировать и закрепить ниткой или скотчем с
одного конца. А если их закрепить в середине, то
получается бантик. Наденьте его на
заколку-невидимку — получится новая красивая
заколка для куклы. Бантик можно за ленточку
привязать на шею плюшевому коту. При соединении в
середине нескольких гофрированных бантиков
получается цветок. Укрепите его на проволоку и
кусочком пластилина закрепите на картоне.
Мальчики увидят в этих бантах и цветах вертолеты
разных моделей. Соорудите с ними целую
вертолетную эскадрилью. А в целом получается игра
№ 7 — «Веера, банты, цветы, вертолеты».
8. Хряп и Тяп
В этой сюжетной игре под первые четыре
строчки стихотворения изображаем движения
дровосека. Читая 5-ю строчку, складываем ладошки
лодочкой, под 6-ю поднимаем большие пальцы вверх
(это паруса). При чтении 7-й — дуем на парус, и
ладошки-лодочки движутся вперед со словами
«поплыли, поплыли». 2-ю и 4-ю строчки повторяем в
качестве «хвостиков»: приговаривая «хряп-тяп».
(1) Громко топоры стучат:
(2) Хряп-тяп, хряп-тяп —
(3) Братцы лодку мастерят:
(4) Хряп-тяп, хряп-тяп.
(5) Лодку на воду спустили,
(6) Парусами снарядили
(7) И поплыли.
Между прочим...
Между прочим, две обертки от шоколада
можно превратить в материал для занимательной игры
№ 8 — «Плетение бумажного коврика». Для этого
одну обертку надо разрезать поперек на полоски
шириной примерно 1 см, а вторую обертку
разрезать вдоль на такие же полоски, но не доходя
по одному сантиметру до краев. После этого
покажите ребенку, как можно сплести из этих
полосок коврик.
9. Чик-чик и жмых-жмых
В этой энергичной игре под первые четыре
строчки стихотворения совершаем быстрые
движения прямыми ладонями вверх-вниз и
вперед-назад. Под 5-ю и 6-ю строчки сначала
энергично сжимаем пальцы в кулаки (то сразу на
двух руках, то поочередно) и приговариваем
«жмых-жмых»; читая 7-ю строчку, пальцы собираем
щепотью — «солим салат», под 8-ю — слегка
округленные ладошки соединяем (это тарелочка) и
протягиваем их вперед.
Словечки «чик-чик» и «жмых-жмых» —
«хвостики». Повторяем их, совершая
соответствующие движения.
(1) Если резать все подряд —
(2) Будет кукольный салат.
(3) Братцы овощи мельчили:
(4) Чик-чик, чик-чик,
(5) Братцы овощи мешали:
(6) Жмых-жмых, жмых-жмых,
(7) А потом все посолили,
(8) Куклу Машу угостили.
Между прочим...
Между прочим, используя фольгу от
конфет и шоколада, можно организовать игру № 9 —
«Бусы из фольги». Часть фольги нарежьте на
прямоугольники размером примерно один на два
сантиметра. Эти прямоугольнички накрутите на
стержень от ручки или карандаш. Стержень или
карандаш вынимаете — получается маленькая
трубочка, подобная стеклярусу. Если же небольшие
кусочки фольги скомкать, то получатся серебряные
бусины. В любом порядке бусинки и стеклярус можно
нанизать (с помощью иголки) на нитку, и у вас
получатся прекрасные серебряные бусы.
10. Шик и Пшик
Эту игру на координацию движений
начинаем, положив на стол или колени левую руку
вниз ладонью, а правую руку — тыльной стороной.
Во время всего стихотворения и потом,
приговаривая «шик и пшик», переворачиваем руки:
правую руку кладем ладонью вниз, а левую —
тыльной стороной вниз. Постепенно увеличиваем
темп.
Любят братья печь блины,
Только «шик» и «пшик» слышны —
Стал наш блинчик золотой —
Повернем на бок другой.
Между прочим...
Между прочим, было бы полезно в
домашних условиях почаще устраивать игру № 10 —
«Серебряный дождь». Кстати, дождь может быть не
обязательно серебряным, а любым цветным.
Необходимо мелко нарезать или порвать фольгу от
конфет или шоколада, фантики, остатки от
аппликаций цветной бумаги и т.п. и подбросить
вверх нарезанные цветные кусочки. Полезно не
только мельчить бумагу, но и собирать ее с пола.
Устраивайте состязания — кто соберет кусочков
больше и сделает это быстрее.
11. Хруп и хряп
В этой игре во время прочтения первой
половины стихотворения имитируем указательным и
средним пальцами работу ножниц. Во время чтения
второй половины изображаем шитье иголкой.
«Хруп-хряп, хруп-хряп», «вот так, вот так!» —
слова-хвостики.
Игра также развивает концентрацию
внимания и умение переключаться с одного вида
деятельности на другой.
1. Топ и Шлёп рубашку шили —
Ножницами ткань кроили:
Хруп-хряп, хруп-хряп.
2. Всё разрезали и только
Лоскутки сошьют иголкой:
Вот так, вот так!
Между прочим...
Между прочим, можно сделать цветы из
семечек (семян подсолнечника или тыквы). Это игра
№ 11 — «Цветы из семечек». Скатайте небольшой
пластилиновый шарик, слегка приплюсните его и по
окружности воткните семечки. Если шарик
небольшой, то и лепестков уместится немного. А
если увеличить диаметр пластилинового шарика, то
и сам цветок будет крупнее. Если вы хотите
получить не ромашку, а хризантему, то семечки
воткните не только по окружности, но и по всей
полусфере пластилинового шарика.
12. Жик и вжик
Во время этой игры, читая стихотворение
и потом, приговаривая «жик» и «вжик», производим
быстрые движения прямой ладонью «вперед-назад»
по другой раскрытой ладони.
Братцев попросил скворец
Смастерить ему дворец —
Распилили доски вмиг,
Только слышно: «жик» и «вжик».
Между прочим...
Между прочим, из конфетных фантиков
получаются разнообразные миниатюры. Устройте
конкурс, кто сможет сложить из фантика самый
маленький квадратик, треугольник, прямоугольник,
ромбик, трапецию, самую тонкую трубочку-цилиндр.
Эта игра № 12 «Миниатюры из фантиков» поможет
еще и в изучении или повторении геометрических
фигур.
13. Тук и стук
Во время этой интересной игры стучим
попеременно то одним кулачком по другому, то
наоборот. При этом то правый кулачок находится
над левым, то левый над правым, и с каждой новой
строчкой кулачки меняются местами. Можно
продолжить игру, просто приговаривая «тук-тук» и
«стук-стук».
Строят братцы птичий дом:
Каждый гвоздик молотком
Забивают «тук-тук-тук» —
Раздается «стук-стук-стук».
Между прочим...
Между прочим, можно устроить «охоту»
за природными материалами, а собранные небольшие
предметы (камешки, палочки, листики, семена и т.п.)
уже дома обвести карандашом или фломастером,
положив их на лист бумаги. Эту игру можно
превратить в игру-загадку. То есть первый
участник обводит, к примеру, один из кленовых
листочков из собранного букета, а второй, путем
подбора, должен угадать, след какого листочка
представлен. Это игра № 13 — «следственный
эксперимент».
14. Цок-цок
В этой игре во время чтения 1-й половины
стихотворения надо поочередно сгибать пальцы
сначала одной, потом второй руки, а на последней
строчке перевернуть кулачки и, прижав друг к
другу, поводить ими вперед-назад, имитируя езду
на лошадке. Во время чтения 2-й половины
стихотворения поочередно разгибаем пальчики, а
на последней строчке разводим руки в стороны.
Топ лошадку запрягает —
На лошадку надевает:
Одну красную уздечку — цок-цок,
На уздечку два сердечка — цок-цок,
Три серебряных кольца — цок-цок,
И четыре бубенца — цок-цок,
Пять тесемок на попонку — цок-цок,
Шесть цветочков в ее челку — цок-цок.
Семь косичек вплел ей в гриву — цок-цок,
Восемь бантиков красивых — цок-цок,
Девять кружев, десять лент — цок-цок —
Теперь можно ехать в свет! |
Топ лошадку распрягает —
И с лошадки он снимает:
Одну красную уздечку — цокцок,
А с уздечки два сердечка — цокцок,
Три серебряных кольца — цокцок,
И четыре бубенца — цокцок,
Пять тесемочек с попонки — цокцок,
Шесть цветочков с ее челки — цокцок,
Семь он кос расплел из гривы — цокцок,
Восемь бантиков красивых — цокцок,
Девять кружев, десять лент —
Больше ничего и нет! |
Между прочим...
Между прочим, полезна для развития
ловкости рук игра № 14 — «Особо ценный
груз». Для нее понадобятся любая бумага (подойдет
и газетная), несколько небольших предметов
(мелкие игрушки, чайные и столовые ложки и т.д.) и
скотч. Объясните, что эти предметы необходимо
тщательно завернуть в бумагу, чтобы подготовить
к отправке, допустим, за океан. Пусть ребенок их
упаковывает, а взрослый помогает скотчем
закрепить бумагу. Таким же образом можно
поиграть, например, в «Магазин»: взрослый
«покупает» эти предметы и просит ребенка
запаковать их.
15. Тяп и ляп
Во время этой интенсивной игры
имитируем процесс вымешивания теста: на первые
три строчки очень энергично сжимаем и разжимаем
руки в кулачки (одновременно и поочередно); на
последней строчке совершаем руками такие
движения, как будто лепим снежки.
(1) Топ со Шлёпом вместе
(2) Месили тили-тесто:
(3) Месим тесто — стряп-стряп,
(4) Пышки лепим — тяп-ляп.
Между прочим...
Между прочим, загадки могут быть и в
виде клякс. Это игра № 15 — «Загадки-кляксы».
Для проведения ее налейте в несколько крышечек
от пластиковых бутылок воду и окрасьте ее
краской (цветной или черной). Можно это сделать и
в ячейках для заморозки воды. Научите ребенка
делать кляксы при помощи пипетки или кисточки.
Затем вместе рассмотрите получившиеся кляксы —
какие образы, предметы, отдельные детали они
напоминают? Обведите и дорисуйте их. Кляксы могут
стать основой для целого сюжета.
16. Гол!
Для проведения этой игры скатайте
небольшой комочек из фольги, бумаги или
пластилина (это мяч) и смастерите ворота из трех
спичек и пластилина. При помощи пластилина
укрепите ворота на столе. Указательным и средним
пальцами (остальные прижаты к ладони) погоняйте
«мяч» по столу, перекатывая его друг другу.
Постарайтесь забить гол — попасть мячиком в
ворота.
Топ и Шлёп в футбол играли,
«Гол!» — болельщики кричали.
|