В ходе беседы дети узнают, как можно избежать ссоры,
как помириться.
Воспитатель читает детям стихотворение А. Кузнецова
«Подружки»:
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!».
Я пойду и помирюсь.
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!».
— Чем отличается эта ссора от ссоры мальчиков из
стихотворения «Кто кого» В. Орлова? (Понятно, из-за чего подруги поссорились.)
— В стихотворении девочка говорит: «Я ее не обижала».
Так ли это? Что случилось на самом деле?
— За что мы можем похвалить девочку, которая решила
помириться с подругой? (Она поняла, что поступила неправильно, не по-дружески;
она готова отдать все игрушки, лишь бы помириться с подругой.)
— Почему девочка захотела помириться с подругой? (Без
друзей скучно, а когда поссорился — особенно. А главное, она чувствовала себя
виноватой в ссоре.)
— Как вы понимаете пословицу «Вместе тесно, а врозь
скучно»?
— Нарисуйте, из-за чего произошла ссора (из-за какой
игрушки); что виновница ссоры решила дать подруге, когда захотела помириться.
— Расскажите, как вы помирились с другом.
Глупые ссорятся, а умные договариваются
Беседа помогает детям понять, что ссоры могут привести
к беде. Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из повести А. Гайдара
«Чук и Гек»:
Жили-были два брата Чук и Гек. Когда мамы не было
дома, пришел почтальон и принес телеграмму от отца из тайги, где он строил
дорогу. В телеграмме отец предупреждал, что выезд (дети с мамой собирались к
нему на Новый год) надо отложить на две недели. Это было вызвано тем, что отец
уедет далеко в тайгу.
Получив телеграмму братья стали спорить, кто из них
будет хранить телеграмму и отдаст ее маме. Чук положил телеграмму в свою
коробочку и не хотел отдавать ее Геку. Гек стал вырывать коробочку, это ему
удалось, и, чтобы брат не забрал ее обратно, он бросил ее в форточку. Братья в
ужасе остановились, а затем бросились на улицу за коробкой. Но огромные сугробы
снега надежно ее спрятали. После долгих поисков мальчики вернулись домой ни с
чем. Тут пришла мама. Испугавшись, братья ничего ей не сказали. Вскоре они отправились
поездом к отцу. Потом долго ехали на санях по тайге в домик, где жили геологи.
Приехав, они обнаружили, что в доме никого нет.
— Что было дальше, вы узнаете, если попросите
родителей прочитать повесть Аркадия Гайдара «Чук и Гек».
— Как мальчики могли решить свой спор?
— Каким словом можно назвать эту ссору? (Глупая
ссора.)
— Давайте подумаем, что мальчики могли бы сделать,
чтобы отложить отъезд к отцу. (Рассказать маме о телеграмме.) Правильно, тогда
мама пошла бы на почту и выяснила, что было написано в телеграмме.
— А бывало так, что ваши ссоры приводили к
неприятностям? Расскажите, как это случилось. Подумайте, что надо было
сделать, чтобы этого не случилось.
— Подходит ли к истории о Чуке и Геке пословица:
«Глупые ссорятся, а умные договариваются». Как объяснить эту пословицу? |