Воспитатель объясняет детям, что некоторые люди иногда
специально обманывают других. Так, например, поступили кот Базилио и лиса
Алиса, которые намеренно обманули Буратино, чтобы присвоить его деньги
(отрывок из произведения А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения
Буратино»).
<...> Лиса и кот привели Буратино на пустырь,
где валялись битые горшки, рваные башмаки, дырявые калоши и тряпки...
Перебивая друг друга, затараторили:
— Рой ямку.
— Клади золотые.
— Посыпь солью.
— Зачерпни из лужи, полей хорошенько.
— Да не забудь сказать «крекс, фекс, пеке...» Буратино
почесал нос, испачканный в чернилах.
— А вы уйдите все-таки подальше...
— Боже мой, да мы и смотреть не хотим, где ты зароешь
деньги! — сказала лиса.
— Боже сохрани! — сказал кот.
Они отошли немного и спрятались за кучей мусора.
Буратино выкопал ямку. Сказал три раза шепотом: «Крекс, фекс, пеке», положил в
ямку четыре золотые монеты, засыпал, из кармана вынул щепотку соли, посыпал
сверху. Набрал из лужи пригоршню воды, полил. И сел ждать, когда вырастет
дерево...
Лиса Алиса думала, что Буратино уйдет спать, а он все
сидел на мусорной куче, терпеливо вытянув нос. Тогда Алиса велела коту остаться
караулить, а сама побежала в ближайшее полицейское отделение. Там в накуренной
комнате, за столом, закапанным чернилами, густо храпел дежурный бульдог. Лиса
самым благонамеренным голоском сказала ему:
— Господин мужественный дежурный, нельзя ли задержать
одного беспризорного воришку? Ужасная опасность грозит всем богатеньким и почтенненьким
гражданам этого города <...>
Дежурный приказал сыщикам доставить опасного
преступника живым или мертвым в отделение. Сыщики ответили коротко:
-Тяф!
И помчались на пустырь особым хитрым галопом, занося
задние ноги вбок. Последние сто шагов они ползли на животах и враз кинулись на
Буратино, схватили его под мышки и потащили в отделение. Буратино болтал ногами,
умолял сказать:
— За что? за что? Сыщики отвечали:
— Там разберутся...
Лиса и кот, не теряя времени, выкопали четыре золотые
монеты.
— Как называют таких людей, как кот и лиса?
(Обманщики, мошенники, злые люди, которые мешают жить по справедливости.)
— В этом шуточном стихотворении (из книги Г. Остера
«Вредные советы») говорится о детях, которые хотят скрыть свою вину:
Не трясись, не хнычь, не мямли,
Никогда не прячь глаза.
Например, спросила мама:
«Кто игрушки разбросал?»
Отвечай, что это папа
Приводил своих друзей.
Ты подрался с младшим братом?
Говори, что первый он
Бил тебя ногой по шее
И ругался, как бандит.
Если спросят, кто на кухне
Все котлеты искусал.
Отвечай, что кот соседский,
А возможно, сам сосед.
В чем бы ты ни провинился,
Научись держать ответ.
За свои поступки каждый
Должен смело отвечать.
— Почему это стихотворение вызывает смех? (Неправда
выглядит так, что поверить в нее невозможно.)
— А какие слова из этого стихотворения можно принять
за правило поведения? («В чем бы ты ни провинился, научись держать ответ. За
свои поступки каждый должен смело отвечать».)
Педагог объясняет детям, что особого осуждения
заслуживает человек, который перекладывает свою вину на другого.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение
А. Кушнира «Кто разбил большую вазу».
Кто разбил большую вазу?
Я признался, но не сразу.
Пусть подумают немножко.
Пусть на кошку поглядят.
Может быть, разбила кошка?
Может, я не виноват?
Кошка, ты разбила вазу?
Жалко старую пролазу.
Кошка жмурится на свет,
А сказать не может «нет».
Я еще поколебался
С полминуты
И признался.
— Почему мальчик признался в своем проступке не сразу?
(Боялся наказания, думал, что можно свалить вину на кошку.)
— Почему мальчик не переложил вину на кошку? (Понял,
что надо сказать правду.)
— Каждый сам решает, как ему поступить: хорошо или
плохо.
Трудолюбие
Трудолюбие К. Ушинский назвал самым большим
богатством, которое родители могут оставить детям в наследство.
На пятом году жизни в игре закладываются основы
общественно полезной деятельности, совершенствуются навыки самообслуживания.
Постепенно дошкольники начинают относиться к труду как к серьезной
деятельности, одобряемой и поощряемой родителями и воспитателями. Такое
отношение к труду следует всячески поддерживать.
В ходе бесед воспитатель рассказывает детям о важности
труда в жизни человека, о его полезности и значимости; знакомит дошкольников с
различными профессиями; на конкретных примерах показывает, что труд, даже
самый простой, требует определенных усилий. |