I. Организационный момент: социоигра "Будем
знакомы”.
II. Деление на группы (по самоопределению
родителей своего отношения к жизни):
-оптимисты,
-реалисты,
-пессимисты.
III. Работа в группах над вопросами:
1) Что такое здоровье?
По данным обследования только 5-7 % детей
рождаются здоровыми, 2-3 % - имеют I группу здоровья.
[1]
На первый взгляд, наши дети здоровые и нет
причин волноваться. Но, что такое здоровье?
Всемирная организация здравоохранения дает
такое определение: ЗДОРОВЬЕ - это полное
физическое, психическое и социальное
благополучие, а не только отсутствие болезней и
физических дефектов. [2]
2) Факторы, влияющие на состояние здоровья.
Причины или факторы, влияющие на состояние
здоровья:
20 % - наследственность,
20 % - экология,
10 % - развитие здравоохранения,
50 % - образ жизни.
Так давайте же будем бороться за эти 50 %, чтоб
это были проценты здорового образа жизни.
3) Что такое ЗОЖ?
ЗОЖ:
1. Рациональное питание.
2. Соблюдение режима.
3. Оптимальный двигательный режим.
4. Полноценный сон.
5. Здоровая гигиеническая среда.
6. Благоприятная психологическая атмосфера.
7. Закаливание.
На последнем из компонентов ЗОЖ мы сегодня
остановимся и поговорим немного подробнее.
4) Что такое закаливание?
Это повышение устойчивости организма к
неблагоприятному воздействию ряда факторов
окружающей среды путем систематического
кратковременного воздействия на организм этих
же факторов в малых дозах.
В результате закаливания организм
приспосабливается к меняющимся условиям
окружающей среды.
IV. Анализ анкет.
Образец анкеты:[3]
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(нужное подчеркнуть)
1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?
- совсем не болеет,
- редко болеет,
- часто болеет.
2. Причины болезни:
- недостаточное физическое воспитание ребёнка в
детском саду,
- недостаточное физическое воспитание ребёнка в
семье,
- наследственность, предрасположенность.
3. Знаете ли Вы физические показатели, по
которым можно следить за правильным развитием
Вашего ребёнка?
4. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский
сад обращать особое внимание, заботясь о
здоровье и физической культуре ребёнка?
- соблюдение режима,
- полноценный сон,
- достаточное пребывание на свежем воздухе,
- здоровая гигиеническая среда,
- благоприятная психологическая атмосфера,
- физические занятия,
- закаливающие мероприятия.
5. Какие закаливающие процедуры наиболее
приемлемы для Вашего ребёнка?
- облегчённая форма одежды на прогулке,
- облегчённая одежда в группе,
- обливание ног водой контрастной температуры,
- хождение босиком,
- прогулка в любую погоду,
- полоскание горла водой комнатной температуры.
6. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка?
7. Нужна ли Вам помощь детского сада?
Анализ анкет:
1.
ЧБД (часто болеющие дети) – 9,
РБД (редко болеющие дети) – 11.
2.
Этот вопрос вызвал затруднение при ответе:
7 из 20 - не ответили.
6 - недостаточное физ.воспитание в семье,
7 - наследственность, предрасположенность.
3.
2 – знают,
4 - не знают,
14 - частично знакомы.
4.
9 - на все обращать внимание,
11 – выборочно.
(6 человек исключили "закаливающие
мероприятия”).
5.
Мнения разделились.
6.
3 – знают,
14 - частично знают,
3 - не знают.
7.
Единогласно – "нужна”.
V. Факторы природы и их значение. [2]
Вы уже знаете, что для закаливания организма мы
используем факторы природы - это вода, солнце,
воздух и земля.
а) Вода - водные процедуры (обтирание,
полоскание горла, обливание, купание,
"моржевание”). Температурное раздражение кожи
водой оказывает тонизирующее и возбуждающее
действие на нервную систему, кровообращение и
дыхание.
б) Солнце - это мощный стимулирующий и
закаливающий фактор. Под влиянием
ультрафиолетовых лучей в коже человека
совершается ряд сложных процессов, в том числе
образование витамина D. Солнечные лучи обладают
бактерицидными свойствами, стимулируют
деятельность нервной системы, повышают общий
тонус, улучшают настроение и работоспособность.
Но все это хорошо, если соблюдаются нормы и
правила. (Кварцевание).
в) Самым доступным способом закаливания
являются воздушные ванны, они доступны
любому в любое время года. Воздушные ванны
повышают обменные функции организма, укрепляют
сосуды и нервы кожи, возбуждают работу нервной
системы, улучшают работу сердца, повышают общий
тонус организма.
г) Хождение босиком испокон веков
использовалось для профилактики и лечения
многих заболеваний. Современная наука
подтверждают пользу босохождения. Установлено,
что на стопе человека при хождении босиком
включается в работу 72 тысячи нервных окончаний,
которые связаны с различными органами и
системами организма.
При хождении босиком идет физическое
воздействие на эти системы, осуществляется их
массаж и, следовательно, стимуляция органов и
систем.
В такт шагам ритмично меняется температура
стопы, это стимулирует кровообращение,
тренируется иммунная система, повышается
способность организма противостоять
воздействию на него холода. Постепенность -
необходимое условие (хождение по ковру и полу,
хождение по росе от ранней весны до поздней
осени, хождение босиком по снегу).
д) Рациональная одежда - один из
факторов, влияющих на закаливание. Правильно, по
погоде одетый ребенок, никогда не подвергнется
перегреву или переохлаждению.
VI. Как правильно одеть ребенка? [4]
Температура |
Одежда детей в
групповой комнате |
+ 23 ° С и
выше |
Тонкое хлопчатобумажное
белье, легкое платье (рубашка) с короткими
рукавами, носки, босоножки. |
+ 21-22° С |
Хлопчатобумажное белье,
хлопчатобумажное платье или
полушерстяное платье (рубашка) с длинным рукавом,
колготы, для 3-4 -летних, гольфы для 5-7 летних. |
+ 18-20° С |
Хлопчатобумажное белье, плотное
х/б или полушерстяное платье (рубашка) с длинным
рукавом, колготы для 3-4 летних, гольфы для 5-7
летних. |
+ 16- 17°С |
Хлопчатобумажное белье,
трикотажное или шерстяное платье, трикотажная
кофта с
длинными рукавами, колготы, туфли (теплые
тапочки). |
Температура |
Одежда во время
прогулки |
От + 6 ° С до - 2 ° С |
Белье, платье (с рукавами),
трикотажная кофта, колготы, рейтузы или
комбинезон на тонком утеплителе, куртка или д/с
пальто, легкие сапожки с носками или утепленные
без носков. |
- 3-8°С |
Белье, платье (с рукавами),
трикотажная кофта, колготы, рейтузы, зимнее
пальто или утепленный комбинезон, носки,
утепленные сапоги. |
-9-15°С |
Белье, платье (с рукавами),
трикотажная кофта (свитер), колготы, 2 пары рейтуз,
зимнее пальто, утепленные сапоги с шерстяными
носками. |
VII. "Справочное бюро здоровья”.
Допустим, что все вышесказанное используется и
соблюдается, но наши дети все равно болеют. Так
что же делать? Чтобы ответить на этот вопрос, мы
открываем "Справочное бюро здоровья”.
Вопросы мы будем выуживать из "проруби
здоровья”:
1. Ваш ребенок кашляет. Какими народными
средствами Вы пользуетесь? Поделитесь с нами
рецептами.
2. Какие народные средства используете, если у
Вашего ребенка насморк?
3. Ребенок жалуется на боль в горле. Мы готовы
выслушать Ваши рецепты.
4. Ваш ребенок поранился, какими народными
средствами Вы воспользуетесь?
5. Ваш ребенок промочил ноги. Ваши действия и
методы профилактики?
6. У Вашего ребенка поднялась температура. Чем
Вы пользуетесь, чтобы снизить температуру?
VIII. Музыкальная пауза - "Куда уходит детство”.
Перейдем к практической части нашего
"круглого стола”:
1. Ходьба по "тропинкам здоровья”. "фото 1”
2. Растирание рукавичкой. "фото 2”
Авторский комплекс закаливающих упражнений
"Мы и котик закаляемся”
1.
Любит котик умываться,
Вместе с нами закаляться:
Лапку правую вперёд
Растирание рук
Он немножечко потрёт,
А потом наоборот -
Лапку левую потрёт.
2.
Грудку тоже моет чисто,
Быстро-быстро, быстро-быстро.
Растирание груди
Будет грудка чистой-чистой,
А не как у трубочиста.
3.
Котик грудку помыл,
К шее котик приступил:
Растирание шеи
Тёр он шею лапками,
Лапками-царапками.
4.
Котик шею вымыл тоже.
Ну, а уши - не похоже...
Растирание ушей
Уши тоже надо мыть,
А не с грязными ходить.
5.
Котик, котик, всё помыл?
Носик вымыть не забыл?
Растирание носа
Носик мой, носик мой -
Будет чистым носик твой!
6.
Лобик тоже не забудь.
Мой его ни как-нибудь:
Растирание лба
Потри его немножко
Ты — лапкой, мы - ладошкой.
7.
К ножкам будем приступать,
Будем ножки растирать.
Растирание ног
Моем ножки чисто, чисто -
Будут бегать ножки быстро.
8.
Повернёмся друг за другом -
В поезд превратимся мы.
Растирание спины
Спиночки потрём друг другу,
Потому что мы дружны.
9.
Котик с нами умывается,
Котик с нами закаляется,
Мы не будем болеть,
Будем вместе песни петь.
3. Бодрящая гимнастика.
4. Точечный массаж.
IX. Физические показатели правильного развития
ребенка 4-5 лет.
Ребенку исполнилось 4 года, в нем многое
изменилось. Изменились и его физические
показатели.
В возрасте от 4 до 5 лет темпы роста немного
замедляются; ребенок за год в среднем вырастает
на 4-6 см, прибавка в весе до 2 кг.
Определять эти показатели нужно не реже 2 раз в
год.
Частота дыхания в минуту - 26 раз, к 5 годам - 25.
Средняя величина АД 93-110/48-63 мм рт. ст.
Частота пульса в минуту 91-100 ударов, к 5 годам - 86-98.
К 4 годам - 20 молочных зубов, в 5 лет -
прорезывание первых постоянных зубов.
X. Чаепитие. Педагог рассказывает о пользе
чая. [5]
XI. Анализ собрания:
Конверты с символами эмоционального состояния
(рефлексия) как результат семинара практикума
"рис. 1”:
веселое - 5 баллов,
адекватное ситуации - 4 балла,
хмурое - 3 балла.
|