Ловкость проявляется в способности овладевать новыми движениями и быстро
перестраивать их в соответствии с изменением обстановки. Показателем
ловкости является координационная сложность движений. Здесь учитывается
время, необходимое для овладения сложными движениями, и степень
готовности, которая достигается в данном движении после занятий
физическими упражнениями и играми.
Ловкость развивается довольно
медленно. Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в
возрасте от 7 до 12 – 13 лет. В этот период создается основа для
овладения сложными навыками в последующие годы. Структура мозга 2 – 8
летнего ребенка уже почти идентична структуре мозга взрослого человека. С
7 до 12 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора,
улучшается дифференцировочная способность зрительного анализатора. В 8 –
12 лет лабильность нервно – мышечной системы достигает уровня, близкого
к уровню взрослого организма. Таким образом, дети должны выполнять как
можно больше упражнений для воспитания координации движений. При этом
важно совершенствовать мышечное чувство (умение различать темп и
амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц), а также
чувства времени и пространства. Упражнения для развития ловкости нужны как в детском, так и в подростковом возрасте. Ловкость
совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется
точность, быстрота и координированность движений. Для развития ловкости
полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами, на
снарядах), акробатики (прыжки с трамплина, на батуте), упражнения с
большими мячами – передачи, перебрасывания, ловля и др. Используют игры,
побуждающие ребят переходить от одних действий к другим соответственно
изменяющейся обстановке, и спортивные игры. У детей 7- 8 лет
совершенствуются навыки точных движений. Этому способствуют метание в
цель, упражнения с малыми мячами – удары о пол, броски в стену,
подбрасывание и ловля мяча с различными дополнительными движениями,
различные сложные манипуляции с другими мелкими предметами – палочками,
колечками, кубиками и т. д. Эти упражнения, кстати, способствуют
овладению техникой письма, рисования. В
дальнейшем внимание должно быть уделено поддержанию и совершенствованию
координации движений, точности. Для этого рекомендуется использовать
движения и игры, направленные на совершенствование деятельности
двигательного анализатора (упражнения для развития точности
пространственной и временной ориентировки, согласование движений
отдельных частей тела при выполнении сложных упражнений и их комплексов и
т. д.). Уместно подчеркнуть, что неравномерность развития отдельных
систем организма может привести к скованности движений. При
систематических занятиях физическими упражнениями и играми эти явления в
значительной степени ослабляются. В данном периоде развития у детей
усиливаются процессы торможения в коре большого мозга, что способствует
развитию аналитико – синтетической деятельности коры. Дети 12 – 15
летнего возраста могут достичь высокого уровня совершенствования в
сложных движениях. Одним из проявлений ловкости является умение
сохранить равновесие тела в статическом положении и в движении.
Устойчивость тела у детей при статических позах с возрастом улучшается.
Так, если у 7 – летнего ребенка средняя амплитуда колебаний тела в
переднее – задней плоскости равна 4,3мм, то в 10 лет – уже 3,2 мм, а к
12 годам она уменьшается до 2,7мм, достигая почти той же величины, что и
у взрослых. То же самое происходит и с динамическим равновесием. Если в
6 – 7-летнем возрасте дети при прохождении 15-метровой прямой с
закрытыми глазами отклоняются в сторону в среднем на 90,9см, то в 10 лет
– на 50,2см, а в 12 лет – почти на ту же величину, что и взрослые –
32,4см.
|