Третий год
жизни
Задачи воспитателя:
— Вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать
в подвижных играх и игровых упражнениях;
— Учить детей активно выполнять упражнения вместе с
воспитателем;
— Приучать детей в движении реагировать на сигналы.
Что осваивает ребенок
1. Построения и
перестроения
2. Общеразвивающие упражнения:
— исходные положения (стоя, сидя, лежа);
— приседания;
— простые движения рук (одновременные и однонаправленные)
с предметами и без них.
3. Основные движения:
— ходьба и бег в разных направлениях;
— упражнения в равновесии (высота до 25 см, ширина до
20 см);
— бег в медленном и быстром темпах;
— подскоки на месте и с передвижением, спрыгивание с
предмета;
— катание мяча друг другу; перебрасывание мяча через
предмет; бросание предмета в горизонтальную и вертикальную цель, вдаль;
— ползание на четвереньках.
4. Подвижные игры.
Содержание физических упражнений
Построения: в круг, парами, в колонну друг за другом
(с помощью воспитателя).
Исходные положения: стоя, ноги слегка расставив, сидя,
лежа.
Положения и движения рук: вверх, вперед, в стороны,
сгибание и разгибание рук, скрещивание рук перед грудью и разведение их в
стороны, отведение рук назад, махи руками вперед-назад, хлопки перед собой и
над головой.
Положения и движения ног: шаги вперед, назад, в
стороны; сгибание и разгибание (поочередное) ног стоя и лежа; приседание,
держась за опору; отведение одной ноги вперед с опорой |іа носок или пятку.
Положения и движения туловища: наклоны вперед, в стороны,
повороты вправо-влево, с боку на бок; наклоны вперед из положения сидя и лежа;
подъемы из положения стоя на коленях, стоя на пятках; сгибание и разгибание ног
из положения лежа на спине; одновременные движения руками и нотами, лежа на
спине.
Ходьба и равновесие: ходьба «стайкой» за воспитателем
в заданном направлении, между предметами, по дорожке (ширина 20 см, длина 2—3
м), по извилистой дорожке (ширина 25— 30 см), по шнуру (прямо, по кругу,
зигзагом); перешагивание Через препятствия (высота 10—15 см), из обруча в
обруч, из круга в круг, с ящика на ящик (высота 10—15 см); подъем на возвышение
и спуск с него (высота до 25 см).
Бег: за воспитателем и к нему, в разных направлениях,
между линиями (расстояние 25—30 см); в медленном темпе (30—40 сек, расстояние
до 80 м) и на скорость (расстояние до 10 м).
Прыжки: подскоки на месте на носках, с доставанием
предметов, слегка продвигаясь вперед; перепрыгивание через линии, веревку,
через две линии (расстояние 10—30 см); прыжки на двух ногах (до 2 м);
спрыгивание с предмета.
Катание, бросание и ловля: прокатывание мяча одной и
двумя руками, под дугу, друг другу; бросание мяча вперед снизу, от груди, из-за
головы; ловля мяча, брошенного воспитателем (расстояние 50—100 см);
перебрасывание мяча через веревку, находящуюся на уровне груди ребенка
(расстояние 1— 1,5 м); бросание предметов (мячи, мешочки с песком, шишки и пр.)
в цель (расстояние 1 м) одной и двумя руками, вдаль правой и левой рукой.
Ползание и лазание: подтягивание на скамейке, лежа на
животе; ползание на четвереньках (3—4 м), ползание под препятствием (высота
30—40 см); перелезание через бревно; лазание по лесенке-стремянке,
гимнастической стенке удобным способом.
Используемые для упражнений игровые приемы: «К куклам
в гости», «Ножки по дорожке», «Воздушный шар», «Не наступи», «Солнышко и
дождик», «Воробышки», «Автомобиль», «Достань флажок», «Обезьянки», «Где
звенит?», «Заинька», «Флажок», «Птички летают», «Брось и догони».
Двигательные умения. Строиться парами, друг за другом;
сохранять заданное направление при выполнении упражнений; активно включаться в
выполнение упражнений; ходить, не сталкиваясь и не мешая друг другу; сохранять
равновесие на ограниченной площади опоры; бегать, не мешая друг другу, не
наталкиваясь друг на друга; подпрыгивать на месте, продвигаясь вперед;
перепрыгивать через предметы, лежащие на полу, мягко приземляться; бросать мяч
воспитателю и ловить брошенный им мяч; подтягиваться на скамейке, лежа на
груди; ползать на четвереньках, перелезать через предметы; действовать по
указанию воспитателя, активно включаться в игры.
Бег на 10 м
.......................... 10,2
сек
Прыжок в длину с места ................. 30 см
Бросание предмета
.................... 2,5—3 м
Спрыгивание (прыжок в глубину) ..........
15 см
Четвертый год
жизни
Задачи воспитателя:
— Учить детей согласовывать свои действия с движениями
других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный
темп;
— Учить детей реагировать на сигнал и действовать в соответствии
с ним;
— Учить детей самостоятельно выполнять простейшие построения
и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя выполнять
физические упражнения;
— Принимать активное участие в подвижных играх;
— Направленно развивать скоростно-силовые качества
детей.
Уровни освоения программы
Низкий. Движения ребенка — импульсивные, напряженные,
скованные, плохо скоординированные; реакция на сигнал замедленная, темп
выполнения большинства упражнений медленный. В играх и упражнениях малая
активность, интерес сниженный, часто требуется помощь воспитателя, необходим
показ упражнений.
Средний. Движения ребенка приобретают произвольность,
согласованность, менее скованны и напряженны, наблюдается перекрестная координация
в движениях рук и ног (ходьбе, беге, лазании), которая проявляется
эпизодически. Ребенок улавливает общую структуру и темп движения, реагирует на
сигнал; в подвижных играх активен, эмоционален, иногда нуждается в помощи
воспитателя.
Высокий. Большинство осваиваемых движений выполняется
ребенком активно, наблюдается согласованность в движениях рук и ног (в ходьбе и
беге); ребенок хорошо реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;
выдерживает заданный темп, проявляет положительное эмоциональное отношение к
двигательной деятельности, самостоятельно воспроизводит ранее освоенные
движения.
Минимальные результаты ;
Что осваивает ребенок
1. Построения и перестроения. Порядковые упражнения.
Повороты на месте.
2. Общеразвивающие упражнения:
— с предметами и без предметов;
— в различных положениях (стоя, сидя, лежа).
3. Основные движения:
— разные виды ходьбы с заданиями;
— бег со сменой темпа и направления;
— прыжок в длину с места двумя ногами и в глубину
(спрыгивание);
— прокатывание предмета, упражнения с мячом (отбивание
и ловля); бросание предметов одной и двумя руками горизонтально и вертикально
в цель, вдаль;
— лазание приставным шагом, перелезание и пролезание
через и под предметами.
4. Ритмические упражнения. '
5. Спортивные упражнения:
— катание на трехколесном велосипеде;
— ступающий шаг и повороты на месте на лыжах;
— скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых.
6. Подвижные игры. Основные правила игр.
Содержание физических упражнений
Построения: свободное, врассыпную, в полукруг, в колонну
по одному, по два (парами), в круг. Перестроение: из колонны в 2—3 звена по
ориентирам. Повороты, переступая на месте.
Исходные положения: стоя, ноги слегка расставив, сидя,
лежа, стоя на коленях.
Положения и движения головы: вверх, вниз, повороты направо,
налево (3—4 раза). Положения и движения рук (одновременные, однонаправленные):
вперед—назад, вверх, в стороны; махи (вперед—назад, перед собой, над головой),
сжимание—разжимание пальцев (5—6 раз). Положения и движения туловища: наклоны
(вперед, влево, вправо), повороты (влево, вправо) — 3—4 раза. Положения и
движения ног: приседания, подскоки на месте (20—25 раз каждое).
Ходьба и упражнения в равновесии: ходьба обычная, на
носках, на месте с высоким подниманием бедра («стайкой», в колонне по одному,
парами, в разных направлениях, за ведущим по ориентирам; с заданиями: ходьба по
кругу, «змейкой», с остановками, с приседанием, с изменением темпа; ходьба
между линиями, шнурами, по доске (длина 2—3 м, ширина 20 см); то же с перешагиванием
предметов (ширина 10—15 см), рейки лестницы; ходьба по наклонной доске (ширина
30—35 см, приподнята на 20 см).
Бег: «стайкой», врассыпную, в
колонне по одному, парами, по прямой и «змейкой», с остановками, между
предметами, с ускорением и замедлением (с изменением темпа); бег на скорость
(15—20 м), в медленном темпе.
Прыжки: на месте, с продвижением вперед (2—3 м), из
кружка в кружок, вокруг предметов и между ними; прыжки в глубину (20—25 см);
прыжки в длину с места (до 50 см); прыжки в высоту с места: через линию, шнур,
предмет (высота 5 см), через линии (4—6) поочередно.
Катание, бросание, ловля: катание мяча двумя руками
друг другу (расстояние 1,5 м), под дуги (ширина 50—60 см), между предметами;
ловля мяча, брошенного взрослым (расстояние 70— 100 см); бросание мяча вверх,
отбивание мяча об пол 2—3 раза подряд; метание предметов на дальность (не менее
2,5 м), в вертикальную цель (расстояние 1—1,5 м), в горизонтальную цель
(расстояние 1,5—2 м). Ч;^.ї :,і ^;,,г';'-'
Ползание и лазание: ползание на четвереньках по прямой
(расстояние 3—6 м), «змейкой» между предметами (4—5 предметов), по наклонной
доске; подлезание под скамейку (прямо и боком), под дуги (высота 40 см);
перелезание через бревно; лазание по лесенке-стремянке, гимнастической стенке
(высота
Ходьба, бег под музыку в заданном темпе, выполнение упражнений
с предметами (лентами, флажками, платочками, султанчиками) в соответствии с
характером музыки.
Катание на трехколесном велосипеде по прямой, с поворотами,
по кругу.
Хождение на лыжах ступающим шагом, с поворотами, перекупанием.
Подготовка к плаванию: передвижение в воде, обливание
водой лица.
Катание на санках кукол, друг друга с невысоких горок.
Скольжение по ледяным дорожкам на двух ногах с помощью взрослого.
Подвижные игры с ходьбой, бегом, прыжками, подлезанием
и лазанием, бросанием и ловлей.
Двигательные умения
Строиться в круг, в колонну, парами, находить свое
место; начинать и заканчивать упражнения по сигналу; сохранять правильное
положение тела, соблюдая заданное направление; ходить, не опуская головы, не
шаркая ногами, согласовывая движения рук и ног; бегать, не опуская головы;
одновременно отталкиваться двумя ногами и мягко приземляться в прыжках в длину
с места и спрыгиваниях; ловить мяч кистями рук, не прижимая его к груди; отбрасывать
мяч, поражать вертикальную и горизонтальную цель; подлезать под дугу (40 см),
не касаясь руками пола; лазать и перелезать по лесенке-стремянке (высота 1,5 м)
уверенно; лазать по гимнастической стенке приставным шагом; выполнять
упражнения в заданном темпе; передвигаться по лыжне ступающим шагом, делать
повороты, переступания; активно включаться в игры, выполнять основные правила
игры.
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок напряжен, неуверенно выполняет большинство
упражнений, движения скованные, координация движений низкая (в ходьбе, беге,
лазании); не умеет действовать по указанию воспитателя, согласовывать свои
движения с движениями других детей; отстает от общего темпа выполнения
упражнений: необходим обязательный показ движения. Активно и заинтересованно
участвует в подвижных играх.
Средний. Ребенок уверенно, с небольшой помощью воспитателя
выполняет основные движения, общеразвивающие упражнения, соблюдает нужное
направление, основную форму и последовательность действий; действует в
соответствии с указаниями в общем ритме и темпе; с желанием включается и
осваивает новые разнообразные движения; соблюдает правила в подвижных играх.
Высокий. Ребенок уверенно, самостоятельно и точно
выполняет задания, действует в общем для всех темпе; легко находит свое место
при совместных построениях и в играх.
Бег на 30 м
......................... 13,5
сек
Прыжки в длину с места................. 40 см
Бросание предмета
........................ 4 м
Бросание набивного мяча (1 кг) ...........
90 см
Спрыгивание (прыжки в глубину) .......
20—25 см |