Создание здорового образа жизни для ребенка в детском
саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый,
нормально физически развивающийся ребенок трех-, четырехлетнего возраста обычно
бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается,
с удовольствием принимает участие во всех делах.
Здоровый образ жизни требует соблюдения всех гигиенических
норм в подборе мебели, оборудования, светового и температурного режима в
помещении возрастной группы, выбора наиболее целесообразного режима для детей,
систематического закаливания. Продуманная организация питания, сна, содержательной
деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие и
активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение. Предметом особого
внимания является психическое самочувствие ребенка в детском саду. Необходимо
поощрять положительные эмоции, выражать каждому ребенку участие, интерес к его
замыслам и действиям. Если ребенок неохотно идет в детский сад, скучает, не
проявляет активности, это значит, что воспитатель не сумел найти правильного
подхода к малышу и следует увеличить «дозу» ласки, заботы и внимания, чтобы
ребенок стал веселым и жизнерадостным. Отрицательные эмоции становятся
благоприятным фоном для соматических и психических нарушений, снижения детской
самостоятельности.
В приобщении малышей к здоровому образу жизни особо
важно овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.
Гигиеническая культура осваивается через приобретение
детьми гигиенических навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного
отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в
окружающей обстановке.
2.1. Освоение основ гигиенической культуры
Представления
На картинках и в жизни узнавать процессы умывания, одевания,
купания, еды, уборки помещения. Правильно называть эти процессы («Девочка
умывается», «Мальчик ест кашу», «Девочка купает куклу»). Знать предметы,
необходимые для умывания (мыло, полотенце, водопроводный кран, вода и т. п.),
для еды (посуда, столовые приборы). Называть предметы и действия (предметы
одежды и обуви; действия: снимать, надевать, обувать, расстегивать, шнуровать,
завязывать и пр.). Называть некоторые свойства и качества предметов и
действий, связанные с выполнением гигиенических процедур (мыло: розовое,
гладкое, пенится; полотенце: пушистое, красивое, чистое, белое, с полосками).
Переживать положительные чувства в связи с выполнением гигиенических действий
(«Я сам вымыл руки, я — молодец! Как хорошо, когда руки чистые!»). Рассматривать
в зеркале свое чисто вымытое лицо. Знать короткие стихи или потешки об
умывании, одевании, еде, повторять их за взрослыми или самостоятельно:
«Водичка-водичка, умой мое личико» и пр.
Практические умения
Третий год жизни
Умывание. С небольшой помощью взрослого мыть руки,
соблюдая последовательность: взрослый помогает закатать рукава, отрегулировать
струю воды, ребенок самостоятельно мочит руки в воде, берет мыло, намыливает
руки; взрослый показывает, как сделать много пены; ребенок повторяет намыливающие
движения, смывает мыло, закрывает кран; если кран тугой, взрослый сам
окончательно закрывает его; ребенок самостоятельно вытирает руки и лицо полотенцем,
взрослый обращает внимание ребенка на то, чтобы руки и лицо было сухими. По
своему побуждению или по напоминанию взрослого ребенок охотно моет руки.
Уход за внешним видом. Радоваться чистой, красивой
одежде, аккуратной прическе. Испытывать чувство брезгливости от загрязненной
одежды, грязных рук, непричесанных волос; обращаться к взрослому с просьбой
помочь устранить это. Радоваться, когда такие неприятные моменты устранены. По
напоминанию взрослого пользоваться носовым платком, класть его в карманчик.
Поведение за столом. Выражать стремление есть самостоятельно,
отказываться от предложения «кормить с ложечки». Держать ложку в правой руке,
тщательно пережевывать пищу. Радоваться, что умеет есть самостоятельно, как
старшие. По напоминанию взрослого пользоваться салфеткой. Замечать по показу
воспитателя красиво сервированный стол, красочную посуду, вкусную еду.
Узнавать и называть некоторые блюда: суп, борщ, каша, котлеты, салат, пюре,
компот, сок, чай. По напоминанию взрослых говорить «спасибо», помогать убирать
за собой тарелку, чашечку, салфетку. Дома иметь «любимую» тарелку, чашку,
салфетку, с удовольствием наблюдать, как мама моет посуду, делать попытки
вымыть свою чашечку, тарелку, подать бабушке хлеб, пирожок.
Уход за вещами и игрушками. Вместе со взрослым и по
его показу складывать игрушки на место, вешать одежду, ставить обувь.
Наблюдать, как взрослый стирает, гладит, чистит одежду, принимать участие в
мытье игрушек, в купании кукол.
Одевание. Учиться по показу взрослого снимать и
надевать одежду, расстегивать большие пуговицы спереди, шнуровать ботинки.
Знать свои вещи, радоваться опрятной одежде.
Игровые умения. В игре отражать процессы умывания, одевания,
еды: кормить, купать, одевать игрушки, «учить» свои любимые игрушки правильно
кушать, умываться; в играх-демонстрациях с игрушками, показываемых
воспитателем, помогать кукле правильно одеваться, приносить зайчику все, что
нужно для купания зайчат, и т. п.
Четвертый год жизни
Представления. В жизни и на картинках уверенно узнавать
и называть процессы умывания, одевания, еды, ухода за внешним видом и
поддержания порядка. Уметь объединять картинки или события по общему процессу.
(Например: «На этих картинках все умываются: и девочка, и мальчик, и бабушка,
и дедушка, и маленький котенок, и большая кошка-мама».) Понимать, что старшие
радуются, когда дети самостоятельно одеваются, умываются, когда они опрятны.
Знать многие предметы и действия, связанные с выполнением гигиенических
процессов умывания, купания, ухода за внешним видом. Знать отдельные правила
поведения за столом (не разговаривать, пока не прожевал и не проглотил пищу,
вести себя спокойно, не крошить хлеб, благодарить старших). Знать стихи о
чистоте, опрятности, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассматривать
картинки, на которых дети умываются, помогают друг Другу одеваться, ухаживать
за игрушками.
Практические умения
Умывание. Соблюдать последовательность действий при
мытье рук и самостоятельно мыть руки, прибегая к помощи взрослых в отдельных действиях,
вызывающих затруднение. Знать свое полотенце и пользоваться им. С удовольствием
показывать взрослому, как нужно умываться и мыть руки. Замечать грязные руки
и мыть их. Испытывать неприятные чувства По поводу своих грязных рук или
неопрятности других. Радоваться, когда руки и лицо чистые, чистый носовой
платок.
Поведение за столом. Умело пользоваться ложкой и
вилкой. Есть самостоятельно, не проливать пищу. Отвечать на вопрос: «Что ты
сегодня ел?» Своевременно пользоваться салфеткой. После еды ложку или вилку
класть на тарелку. За общим столом не мешать другим детям, не пользоваться их
приборами. После еды говорить «спасибо». Откликаться на просьбы взрослого
помочь накрыть на стол или убрать со стола отдельные приборы.
Одевание. Самостоятельно одеваться в правильной
последовательности, прибегая к помощи взрослого в трудных случаях
(застегивание, завязывание). Вежливо обращаться к воспитателю за помощью.
Знать свой шкафчик, порядок складывания одежды в шкафчик. Узнавать свои вещи,
не путать с одеждой других детей. В случае загрязнения одежды обращаться к воспитателю
за помощью.
Уход за вещами, игрушками. Бережно относиться к игрушкам,
вещам, пользоваться ими по назначению. Проявлять особую заботу о любимых
игрушках: о любимой кукле, мишке. Участвовать вместе со взрослыми в уходе за
вещами: помогать маме полоскать носовые платочки и т.п. Замечать красоту убранной
комнаты, выстиранной и выглаженной одежды и радоваться ей.
Игровые умения. В играх самостоятельно воспроизводить
цепочку взаимосвязанных игровых действий, отражающих процессы умывания,
одевания, еды. Объединяться с другими детьми в играх: «Купаем кукол», «Готовим
обед и угощаем кукол», «Куклы собираются в гости» и пр. |