Цель. Развивать толерантность; создавать активный творческий настрой в педагогическом коллективе.
Ход игры
Мы - педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только
за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло.
Это непреложная истина. Поэтому нам нужно научиться взвешивать каждое
свое слово, обдумывать каждый свой поступок.
Живя, мы словно поднимаемся по лестнице (рисуем лестницу, состоящую из четырех ступенек).
Первая ступенька, или «Я».
Упражнение «Кто я? Какая я?» (за 3 минуты необходимо написать по 10 слов напротив каждого вопроса). Далее следует обсуждение:
У кого больше 10 слов? У кого меньше?
Кому трудно (легко) было найти слова? Почему? Итак, мы попытались
открыто и честно взглянуть на себя; тем самым преодолели первую
ступеньку.
Вторая ступенька, или «Мир людей». Именно в мире людей каждый из нас осознает, что он не один, завязывает отношения, испытывает эмоции, проявляет характер.
Упражнение «Со мною вот что происходит...». Необходимо продолжить предложенные фразы, взглянув на них через призму взаимоотношений с людьми.
Я грущу, когда...
Мне весело, когда...
Я обижаюсь, когда...
Я злюсь, когда...
Я радуюсь, когда...
Мне не нравится, когда...
Я теряюсь, когда...
Я страдаю, когда...
Я плачу, когда...
Общение с людьми вызывает разные эмоции. Спектр их огромен - от
положительных до отрицательных. По силе и накалу они тоже бывают
разными. Можно утонуть в море отрицательных эмоций - и тогда мы получим в
ответ психосоматические, невротические заболевания, стрессы,
отрицательный фон настроения, пессимизм. А можно взглянуть на ту же
ситуацию с другой стороны, минусы обращая в плюсы.
Игра «Хорошо-плохо» (на
примере конкретной ситуации). Важно не быть рабами своих эмоций. Надо
всегда настраивать себя на хорошее. Важно, когда люди тебя понимают.
Беды происходят прежде всего от непонимания: не поняли друг друга - и
разошлись, не поняли внутренний мир другого человека - и не
поучаствовали в его судьбе. Давайте попробуем понять друг друга!
Игра «Пойми меня» (не называя слова, объяснить его значение при помощи вербальных и невербальных средств коммуникации). Примеры слов: радость, сострадание, улыбка, терпение, участие. Мы попытались объяснить значение этих слов и, главное, понять друг друга.
Третья ступенька, или «Окружающий мир». Окружающий
мир - это пространство, в котором мы существуем. Иногда оно расширяется
до размеров целой страны, а иногда сжимается до пределов комнаты.
Светлые моменты справедливости соседствуют с мрачными проявлениями
жестокости и обмана. Как часто мы смотрим на мир грустными глазами!
Обстоятельства делают утро хмурым, настроение унылым, глаза мокрыми,
дела заброшенными. Вот здесь наше Я подвергается настоящему испытанию:
«Как выжить и не сломаться?», «Как найти свое место в мире?». Что бы ни
случилось, какой бы ни была жизнь, надо всегда пытаться искать повод для
радости.
Игра «Найди плюсы»
Вы потеряли кошелек с крупной суммой денег.
На улице машина обрызгала водой ваше новое пальто.
Вы опоздали на поезд.
Вы утром не завтракали, и обед не предвидится.
Вы сломали ногу.
Обокрали вашу квартиру.
Вас обругал начальник.
Вас уволили с работы.
Вас вызвали в школу.
Важно отличать действительные ценности от мнимых. Цените жизнь,
дружбу, здоровье, семью! Радость начинается только с нас, а не с кого-то
и не с чего-то. А умеем ли мы чувствовать других людей? Умеем ли понять
их боль? Хватит ли нам сердца порадоваться за талантливого человека?
Четвертая ступенька, или «Творческая мастерская». Это
самая высокая ступень. Подъем на нее нелегок. Но, поднявшись, мы
преображаем не только свою душу, но и все, что нас окружает. И пусть
сердечная недостаточность будет уделом равнодушных и нерадостных людей. А
мы будем учиться получать удовольствие от совместной творческой
деятельности.
Игра «Волшебная палочка». Каждая команда
получает творческое задание, которое должна выполнить за определенное
время. Примеры заданий: рисование по кругу на заданную тему; совместное
рисование, в результате которого должен получиться рисунок с общим
сюжетом; придумывание предложения с заданным словом по кругу («солнце»);
лепка или аппликация по кругу.
Что вы почувствовали, коллеги? Ответственность? Друг друга? Радость
совместного творчества? Волшебная эстафетная палочка не дала вам уйти с
дистанции или выполнить свою часть работы не на должном уровне, подвести
команду. А в целом получилось здорово!
Сегодня это была всего лишь игра, но она показала, что сердце у нас
не очерствело, а душа наполнена светом доброты, сочувствия и понимания. У
нас еще много времени впереди, чтобы продолжать созидать добро, ибо
именно к этому мы стремимся!
|