Цель: обобщить практический опыт педагогов в
формировании позитивной половой идентичности у детей.
Подготовка к занятию: До начала эстафеты каждый
воспитатель-участник заполняет отдельную карточку и на ее обороте описывает на
выбор:
• собственный опыт полового воспитания дошкольников;
• собственный опыт по формированию позитивной половой
идентичности у мальчиков и девочек;
• собственный опыт по осуществлению индивидуального
подхода к детям с учетом их половой принадлежности;
• заимствованный опыт по вышеперечисленным проблемам.
Карточка игры "Эстафета передового опыта".
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Должность.
3. Образование, педагогический стаж.
4. Тема: опыт (собственный или заимствованный).
Методика проведения. Первый круг эстафеты. С помощью
жеребьевки участвующие воспитатели делятся на две группы. Сначала члены каждой
группы знакомятся с опытом, описанным друг другом.
Второй круг эстафеты. Группы обмениваются карточками.
Каждая группа получает для ознакомления материалы опыта другой группы. После
этого все материалы возвращаются авторам.
Итог. Для подведения итогов эстафеты внутри каждой
группы определяются следующие роли:
Новатор - докладывает о своем опыте.
Сподвижник - в коротком выступлении подкрепляет мысли
новатора, несколько подробнее раскрывая отдельные положения.
Консерватор - выделяет в опыте новатора все
отрицательное с точки зрения традиционных методов.
Критик - подвергает сомнению все новое, ищет возможные
трудности и недостатки.
После выступления Новатора, Сподвижника, Консерватора,
Критика на общем круге педагоги обмениваются мнениями о том, что наиболее
ценное присутствует в каждом описанном опыте и необходимо для применения в
работе каждого воспитателя.
Итогом работы семинара "Воспитываем мальчиков и
девочек" может быть оформление в кабинете заместителя заведующей по УВР
наработанных материалов в виде картотек, методических рекомендаций, книжек,
таблиц и других форм, которые в процессе воспитательно-образовательной работы
могут пополняться, дорабатываться и использоваться педагогами, начинающими
активно заниматься решением задач формирования позитивной половой идентичности
у дошкольников с учетом психофизиологических и психологических особенностей
мальчиков и девочек.
Проблемные ситуации
Решение проблемных ситуаций. Педагог предлагает детям
решить проблемные ситуации, в которые попадают мальчики и девочки.
1. Воспитатель обращается к детям: "Сегодня после
завтрака все пошли играть, а Алена осталась помогать Зое Алексеевне вытирать
крошки со столов. Кто из сказочных персонажей так же, как Леночка, любил
трудиться? С кем можно сравнить Леночку - с Крошечкой Хаврошечкой или Ленивицей?
2. Оля строила домик из кубиков. Подбежал Андрюша,
толкнул постройку, и строение распалось. Никто не заметил, как девочка
огорчилась. И только Саша подошел к Оле, заботливо собрал кубики и, положив
руку на плечо девочке, успокоил ее. Вспомните сказку братьев Гримм "Ганс и
Грета". Ганс также заботился о своей сестренке, уговаривал ее не волноваться,
когда было страшно, самостоятельно, по-мужски находил выход из трудного
положения. На кого из героев сказок был похож Андрюша? Как в этой ситуации вели
бы себя Карабас-Барабас, Буратино, Айболит?
3. На прогулке дети убирали листья с площадки. Сережа
поднял очень красивый кленовый листочек и подарил его Наташе. Наташа
заулыбалась, но ничего не сказала. Дарит ли папа вашей маме цветы, подарки? Как
мама их принимает? Как бы поступили на месте Наташи Золушка, принцесса из
сказки Г.Х. Андерсена "Свинопас"?
4. Детям делали прививки. Ирочка вела себя стойко,
сдержанно, не подавала виду, что ей больно, чтобы не расстраивать медицинскую
сестру и воспитательницу, и боль быстро прошла. А Катюша, наоборот, громко
кричала, плакала, даже обидела медицинскую сестру Елену Николаевну. Вспомните,
ребята, сказку "Морозко". Как отвечала падчерица на вопрос старика
Мороза: "Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?" Она отвечала
вежливо и ласково, была сдержанной и скромной. А как нагрубила старику мачехина
дочка? На кого вчера были похожи Ирочка и Катюша?
Прогнозирование ситуации. Детям предлагаются ситуации,
в которых необходимо спрогнозировать свои действия, которые бы позволили им не
"войти" в ситуацию, принять правильное решение. В использовании данного
метода воспитатель предваряет ситуацию установкой: "Прежде чем что-то
делать, остановись, подумай: ты кто, мальчик или девочка? Как необходимо
повести себя мальчику или девочке, чтобы не случилось неприятностей, не
испортилось настроение и у тебя, и у других, если будешь что-то
совершать".
1. Алеша и Дима не поделили машину.
Вопросы: Что может произойти, если никто не захочет
уступить? Как решить конфликт по-мужски?
2. Перед входом в детский сад большая лужа. Маша никак
не может ее перейти. Мимо проходит Боря.
Вопросы: Что произойдет, если Боря поможет Маше? Что
случится, если Боря не обратит на Машу внимание?
3. Мама просит Свету убрать игрушки за собой.
Вопросы: Что будет, если Света выполнит мамину
просьбу? К чему приведет отказ Светы?
Метод моделирования жизненной ситуации. Каждая
ситуация включает проблему и ряд действий, которые ребенку можно будет выбрать
и руководствоваться ими в среде сверстников.
Модели ситуаций для мальчиков:
1. Ты едешь в трамвае, сидишь у окна. Входит женщина.
Ты
^ уступаешь ей место;
^ продолжаешь сидеть и смотреть в окно;
^ взбираешься на руки к маме.
2. Ты выходишь гулять. Во дворе собака. Ты
^ смело проходишь мимо нее;
^ возвращаешься домой за мамой;
^ начинаешь плакать, чтобы хозяин отозвал собаку.
3. Ты занят интересной игрой. В группу входит Зоя
Алексеевна. В руках у нее тяжелая кастрюля и тарелка с хлебом. Ты
продолжаешь игру с ребятами;
^ помогаешь Зое Алексеевне нести хлеб;
^ предлагаешь кому-то из ребят помочь ей.
4. Большие мальчики обижают девочку. Она плачет. Ты
^ проходишь мимо;
зовешь старшего брата или сестру; сам заступаешься за
девочку.
5. За обедом Даша нечаянно проливает на себя компот.
^ ты делаешь вид, что не замечаешь;
^ бежишь за салфеткой и помогаешь Даше справиться с
неприятностью;
^ зовешь Зою Алексеевну.
6. У Леночки день рождения. Ты
^ даришь ей свой рисунок;
^ говоришь приятные слова ("Какая ты
красивая!", "Какое замечательное у тебя платье!");
^ оставляешь девочку без внимания.
Модели ситуаций для девочек:
1. Дети вышли на прогулку. У Алеши неправильно
застегнуты пуговицы на пальто. Шапка съехала на бок. Ты
^ помогаешь Алеше привести в порядок внешний вид;
^ жалуешься воспитателю на небрежность мальчика;
^ не замечаешь непорядок в одежде Алеши.
2. Мама приболела. Ты
^ будешь заботиться о ней (принесешь воды, поправишь
одеяло на постели и т.д.);
^ продолжишь играть, как ни в чем не бывало;
^ станешь капризничать.
3. Мальчики дерутся. Ты
^ пожалуешься воспитателю;
^ не заметишь драки;
^ поможешь им помириться.
4. При возвращении с прогулки воспитательница
попросила собрать игрушки в корзину и отнести их в группу. Корзина оказалась
тяжелой. Ты
постараешься донести корзину сама;
^ вежливо попросишь мальчика тебе помочь;
^ откажешься нести корзину.
5. Девочки играют в мячик. У Тани не получается
поймать мяч. Подружки громко смеются. Таня расстроена. Ты
^ смеешься со всеми;
^ успокаиваешь Таню и учишь, как правильно играть;
^ не обращаешь внимания. |