Свисток, колокольчик и бубен
В школе о начале урока оповещает звонок.
Звонок — это специальный сигнал, о значении
которого детям сообщают, когда они начинают
учиться.
Педагоги детского сада часто используют в своей
работе колокольчик — с этой же целью.
Колокольчик сигналит — значит, нужно отложить
свои занятия и собраться вокруг педагога.
Так как дети маленькие, даже умение реагировать
на условный сигнал требует обучения. Более того:
педагог в состоянии превратить ситуацию
обучения и приучения реагировать на сигнал в
развивающую.
К
примеру, дети по его приглашению собираются в
круг, и педагог сообщает:
— Посмотрите, что я вам принесла. Это мои
помощники: колокольчик, бубен с бубенчиками и
свисток. Они умеют отдавать команды. Голоса моих
помощников и их команды вам предстоит запомнить.
Если я свистну в свисток, вы должны тут же
собраться вокруг меня в кружок.
Если я позвоню в колокольчик, вам нужно срочно
бежать к своим столикам и садиться на стульчики.
А если я буду греметь бубенчиками бубна, это
сигнал встать рядом со своими шкафчиками.
Запомнили?
Затем педагог проводит испытание детей.
— Сейчас вам кажется, что вы запомнили команды.
Но я пока не знаю, насколько прочно. Это нужно
проверить. Чем бы вы ни занимались, услышав
команду, нужно постараться быстро ее выполнить.
После этого дети могут разойтись по своим делам.
Некоторое время педагог делает вид, что ничего не
происходит. Но в какой-то момент звучит сигнал, и
дети должны на него отреагировать.
Ситуация воспринимается поначалу как игровая.
Она таковой и является. Этот игровой потенциал
нужно использовать в полную меру: дети должны
наиграться. Но затем педагог должен
последовательно использовать своих
«помощников» для организации жизни в группе —
так, чтобы следование командам стало почти
рефлекторным. Это сильно помогает сохранить
голосовые связки и добиться быстрого сбора
детей.
Управление тишиной
После того как дети собрались и заняли
места, перед педагогом стоит другая задача —
установление тишины. То есть от каждого ребенка
требуется добиться молчания.
Молчание — состояние, противоположное крику.
Вместо того чтобы стучать, топать и взывать на
повышенных тонах: «Тихо! Тихо! Тихо!», педагог
может сыграть на этом противостоянии, объявив
себя Повелителем звука (Дирижером шума, Феей
громкости и т.п.).
— Представьте себе, — говорит педагог, — что моя
ладонь — это громкоговоритель. Если я широко ее
раскрываю, оттуда доносится громкий звук. Если я
собираю пальцы в щепотку, звук становится тише.
Если я сжимаю кулак, звук замолкает. Сейчас вы
будете произносить звук «А». Но внимательно
следите за движениями моей ладони.
Педагог дирижирует звуком, позволяя детям тянуть
заданный звук очень громко. Так, чтобы в какой-то
момент они почти кричали. Но это длится всего
одну-две секунды. Затем звук по знаку ладони
становится тише. Некоторое время он может
вибрировать, что очень забавляет детей. И,
наконец, педагог собирает звук в ладонь. После
этого можно прижать палец к губам, призывая к
абсолютной тишине. Дети уже поймались на
звуковую игру и обязательно последуют этому
сигналу.
Если игра проводится стоя, после этого педагог
кивком приглашает детей сесть — на стульчики или
на ковер.
Этот способ организовать внимание детей и
установить тишину можно нагрузить
дополнительным смыслом, превратив в
фонетическое упражнение.
В разные дни недели можно играть в разные звуки
(естественно, гласные): в понедельник — а, во
вторник — о, в среду — э, в четверг — у,
в пятницу — ы или и.
Кричим и скачем по команде
Мы понимаем, что дети, принуждаемые
сидеть некоторое время на занятии, устают.
Ослабевает их внимание, и они выпадают из режима
тишины. Ребенок начинает разговаривать с
соседом, вертеться, вскакивать не только потому,
что он непослушный, но и потому что он устал.
Задача педагога — опередить ребенка в желании
устроить себе разрядку и предложить ему все то же
самое — нарушить молчание, подвигаться, — но по
команде. Это значит, что педагог, зная
особенности детей, должен организовать паузу
чуть раньше, чем того захочет ребенок.
В качестве отдыха мы обычно предлагаем детям
пальчиковую или ритмическую гимнастику. Эти
формы, безусловно, полезны, но не учитывают в
полной мере необходимости звуковой разрядки.
Ребенок не просто хочет произносить слова. Он
хочет говорить в полный голос или даже кричать.
Поэтому можно в середине занятия повторить
упражнение с вибрирующим голосом. Но можно
предложить и другие формы.
Например, детям предлагается несколько раз
рассказать двустишие или четверостишие: сначала
— очень тихо, потом — громче, громче, очень
громко, и снова — тише, тише, тише.
Тише, мыши, кот на крыше,
А котята еще выше.
(Это известная детская приговорка.)
Педагог опять берет на себя роль
дирижера. Он регулирует силу звука, показывая
ладонью его уровень — от положения на уровне
живота до положения на уровне лба и обратно.
Когда рука достигает самого высокого положения,
дети должны выкрикнуть слова, обязательно
выкрикнуть.
Мы помним, что тишина достигается тем успешней,
чем более психологически верно мы умеем
манипулировать детскими импульсами. Дети должны
иногда кричать — но по нашей воле, по нашей
команде. Это хитрость, однако она работает.
Можно усложнить произнесение рифмовки за счет
добавления движения.
В начальном положении дети сидят на корточках. По
мере нарастания звука они приподнимаются, в
момент кульминации полностью выпрямляются,
встают на ноги, а потом снова начинают приседать.
Волшебные движения
Для того чтобы динамическая пауза
оказалась эффективной, детям можно предоставить
возможность двигаться между рядами, а не просто
выполнять движения, стоя на месте. Однако эти
движения, как и звуки, должны быть управляемыми.
Одним из замечательных, любимых детьми игровых
упражнений (любимым, конечно, оно становится
после того, как дети его освоят) является
движение по сигналу бубна.
— Вы — волшебные игрушки, — говорит педагог. —
Вы лишены способности двигаться по собственному
желанию. Волшебница связала вас с бубном. Пока
бубен звучит, вы можете передвигаться. Как только
бубен замолкает, вы застываете на месте.
Бубен звучит в течение коротких и неровных
временных промежутков. В таком прерывистом
ритме, периодически застывая в разных позах,
детям можно позволить дойти чуть ли не до
педагога. Потом педагог делает движение, по
которому дети должны повернуться к нему спиной (в
этом нужно отдельно потренироваться) и двигаться
под бубен в обратном направлении.
Это упражнение не просто позволяет детям
переключиться и отдохнуть от напряжения. Оно
родственно театрализованному этюду. И потом, на
каком-нибудь празднике, его вполне можно
использовать в сценарии, где предполагается
появление колдуньи, заколдовывающей детей и
лишающей их способности передвигаться по
собственной воле.
Не буду специально останавливаться на
необходимости организовывать на занятии смену
деятельности: это азбука детской
психо-физиологии. Замечу только, что смена
положения и места во время занятия — посидеть на
стульчиках, постоять у доски, подойти к
демонстрационному стенду у дальней стены
комнаты, перебраться на ковер, где можно лечь на
живот, — все это способствует снижению
утомляемости. А значит — делает поведение детей
более управляемым.