Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 28.03.2024, 21:02

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
КОНКУРСЫ [29]
ПРАЗДНИКИ [7]
СОВЕТЫ [22]
Главная » Статьи » МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ » СОВЕТЫ

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА

Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3—4 лет. Для развития артикуляционного аппарата широко ис­пользуются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты — ду­дочка и колокольчик, дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь». Таким образом закрепляется произно­шение твердых и мягких звуков.

Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого ма­териала. Это шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы — идет дым из трубы»), потешки, поговорки, фразы, содержащие опреде­ленную группу звуков («У Сани едут сани сами»), упражне­ния на договаривание слогов, называние слов, сходных по зву­чанию (мышка—мишка).

Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» воспитатель предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками ш и ж. («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам гри­бочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? Или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?») Такие упражне­ния (их можно сопровождать действиями с игрушками: елоч­кой, ежом, грибочком) помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Вычленяя звук при четком произношении слова, фразы, ребенок начинает пони-м а ть термины «звук», «слово».

Не отрицая важного влияния правильного звукопроизно-шения у детей младшего дошкольного возраста на их речевое и умственное развитие, необходимо уделять пристальное вни­мание воспитанию интонационного чутья, темпу речи, дик­ции, силе голоса, поскольку здесь заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для этого проводятся игры «Узнай по голосу», «Чей это голос?». В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим и тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько).

От звукового оформления высказывания зависит его эмо­циональность и выразительность, поэтому нужно научить де­тей отчетливо произносить простые фразы, используя инто­нацию целого предложения, а также регулировать темп речи в связном высказывании. Детям предлагаются чистоговор-ки, фразы из стихотворений; они произносят их с разной^ силой голоса. Здесь очень важно менять интонации (спро­сить, ответить, передать радость, грусть, удивление).

В словарной работе главное внимание уделяется накопле­нию и обогащению словаря на основе знаний и представле­ний из окружающей ребенка жизни, активному примене­нию разных частей речи — не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, и не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями.

Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свой­ства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правиль­но называть их, отвечая на вопросы что это? кто это?, ви­деть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движени­ем игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека (что делает? что с ним можно делать?). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Скажи ка­кой», «Кто что умеет делать?». От называния видимых и яр­ких признаков (цвета, формы, величины) нужно переходить к перечислению свойств и внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению с другими предметами (напри­мер, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке? Какое яблоко, а какой апельсин? Сравните апельсин и яблоко. Чем они похо­жи и чем отличаются?»).

При назывании действий предмета или объекта или дей­ствий с этим предметом дети учатся видеть начало, середи­ну и конец действия. Для этого проводится игра с картинка­ми «Что сначала, что потом?». На одной картинке девочка стирает белье куклы, на другой — развешивает его. Ребенок пс только называет действия (стирает, развешивает), но и мо-мс.ст рассказать о том, как девочка играла с куклой. Действия мл картинках могут быть самые разные (спит — делает за­рядку, обедает — моет посуду).

Рассматривая картинки, дети учатся называть слова с про­тивоположным значением: кукла Катя большая, а Таня ... (маленькая); красный карандаш длинный, а синий ... (ко­роткий); зеленая лента узкая, а белая ... (широкая); одно де­рево высокое, а другое ... (низкое); волосы у куклы Кати свет­лые, а у Тани ... (темные).

У детей формируется понимание и умение употреблять обобщающие понятия (платье, рубашка — это одежда; кукла, мяч — это игрушки; чашка, тарелка — это посуда), развива­ется умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соот­носить целое и его части (паровоз, вагоны — поезд).

Дети учатся понимать семантические отношения слов раз­ных частей речи в едином тематическом пространстве: пти­ца летит — рыба ... (плывет); дом строят — суп ... (варят); мяч сделан из резины — карандаш ... (из дерева). Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки ... (ложки, вилки); кофта, платье ... (рубашка, юбка, брюки).

С помощью иллюстративного материала проводится работа по ознакомлению с многозначными словами (ножка стула — ножка стола — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка швейная — иголка у ежа на спине — иголка у елки).

В целом словарная работа направлена на подведение де­тей к пониманию значений слов, обогащение его смысло­вым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.

В младшей дошкольной группе большой удельный вес занимает работа над развитием понимания и использовани­ем в речи грамматических средств, а также активный поиск ребенком правильной формы слова. Обучение изменению слов по падежам, согласование существительных в роде и числе проводится в специальных играх и упражнениях (маленькая лошадка, длинный хвост, длинные уши). В играх с предмета­ми («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественно­го числа (не стало утят, игрушек, нет тапочек, платья, рубаш­ки). Активизация пространственных предлогов (в, на, за, под, около) одновременно подводит ребенка к употреблению па­дежных форм. Игра «В прятки» помогает освоить эти грам­матические формы. Игрушки прячут в разных местах, а дети, находя их, называют правильно слова с предлогами: в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати.

Особое место занимает работа с глагольной лексикой. Не­обходимо научить детей правильно употреблять форму пове­лительного наклонения глаголов единственного и множествен­ного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь), спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим), об­разовывать видовые пары глаголов (один ребенок уже встал, а другой только встает; умылся — умывается, оделся — одева­ется). Для этого проводятся разнообразные игры («Летает — мс летает», «Кто что делает»).

Большая работа проводится по обучению разным спосо­бам словообразования: названия животных и их детенышей, предметов посуды образуются с помощью разных суффиксов (заяц — зайчонок — зайчата; сахарница — хлебница).

Необходимо шире использовать глаголы для обучения де­тей разным способам глагольного приставочного словообра­зования (вошел — вышел, пришел — ушел). Так, в играх «Молчанка», «Сова» дети учатся образовывать слова суффик­сально-префиксальным способом (выйди — войди — отойди; залезь — вылезь; закрякай, закукарекай, зафыркай; спрыг­нуть, наклониться, перепрыгнуть, присесть).

Дети знакомятся также со способами образования глаго­лов на материале звукоподражаний (воробей чик-чирик — чирикает, утка кря-кря — крякает, лягушка ква-ква — ква­кает) и названий музыкальных инструментов при помощи суффиксов (на барабане — барабанят, на дудочке — дудят, на трубе — трубят, а на гитаре и гармошке играют). «Что будет делать зайчик, если возьмет в руки барабан? Дудочку? Трубу?» — такие вопросы подводят детей к пониманию, что игра на музыкальных инструментах — это действие, и оно имеет свое название.

Различные способы образования глаголов закрепляются в играх «Добавь слово», «Кто что делает», «Кто больше назовет действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?», «Какие профессии вы знаете? Что делает учитель? Строитель?». В игре «Что? Где? Когда?» задаются вопросы в трех вариан­тах: «Что вы делаете в группе, зале, дома?», «Где вы играете, спите, умываетесь?», «Когда вы здороваетесь, прощаетесь, раз­деваетесь?» Такие игры (задания) можно проводить на улице, спрашивая о временах года, о знакомом детям окружении.

В работе над синтаксисом речи необходимо развивать уме­ние строить предложения разных типов — простые и слож­ные. Использование игровых сюжетов помогает детям закан­чивать предложение, начатое воспитателем. Например, в игре «Что умеет делать Гена?» воспитатель начинает, а ребенок заканчивает: «Гена умеет ... пол (подметать), цветы (поли­вать), посуду (мыть, вытирать). Детям предлагаются картин­ки, и они называют действия персонажей, видимые и вообра­жаемые, т.е. перечисляют однородные члены предложения, составляя предложения по картинке, строят распространен­ные и сложные конструкции, связывая их по смыслу разны­ми средствами связи.

Развитие связной речи проводится на занятиях, на кото­рых дети пересказывают литературные произведения, рас­сказывают об игрушке и по картине составляют рассказ. На этих занятиях в комплексе решаются все речевые зада­чи, однако основной является задача обучения рассказыва­нию. Дети подводятся к пересказыванию литературного про­изведения, обучаясь умению воспроизводить текст знако­мой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним (воспитатель называет одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно. При рассматривании картин дети учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, затем их внимание обращается на действия пер­сонажей картины, и только после этого они составляют ко­роткий рассказ сначала вместе со взрослыми, а потом са­мостоятельно.

Необходимо формировать у детей представление об эле­ментарной структуре высказывания описательного и пове­ствовательного типа. Сначала при рассматривании предмета (или игрушки) воспитатель привлекает внимание детей к особенностям и характерным признакам предмета. Для это­го проводятся игры «Узнай по описанию», «Угадай, кто это», «Какая это игрушка». Дети находят описываемые предметы сначала по двум-трем заметным признакам, а затем по при­знакам, которые не видны, но относятся к рассматриваемому предмету.

Детей надо научить точно и правильно называть пред­мет (или игрушку). Умение называть предмет и его при­знаки развивается в играх «Что за овощ?», «Что за пред­мет?», «Что у кого?», а также в играх-соревнованиях «Кто больше скажет про куклу, ... зайца, ... медвежонка?». По­ощрением за правильные ответы может быть приз (ленточ­ки, флажки, кружочки), что стимулирует активность де­тей. Умению быть внимательными при перечислении при­знаков и находить ошибки при описании предмета дети обучаются в играх «Что напутал Буратино?», «Правильно ли сказал Незнайка?».

При рассматривании предметов (или игрушек) дети отве­чают на вопросы, которые помогают описать предмет, его свой­ства, качества, действия, назначение и подойти к составле­нию рассказов. Сначала воспитатель привлекает внимание детей к особенностям и характерным признакам предмета. При описании предмет сначала называется (это ... зайчик), далее раскрываются его качества, свойства, назначение, цвет, форма, а затем особенности, характерные признаки, а также действия (объектами для описания могут быть игрушки, ово­щи, фрукты, одежда, дети, картинки, предметы быта). При описании широко используется совместное рассказывание. Воспитатель начинает предложение, а ребенок его заканчива­ет: «Это ... (лиса). Она ... (рыжая, пушистая, мягкая, золотис­тая). У лисы ... (длинный хвост, блестящий мех). Лисичка любит ... (бегать, охотиться, заметать следы). Мне нравится ... (трать с этой игрушкой)».

Дети младшего дошкольного возраста могут составлять рас­сказы повествовательного типа. Надо развивать в них умение им деть структуру рассказа (начало, середину, конец), активи­зировать глагольную лексику в определенной конкретной ситуации (например, сюжет с глаголами общения или движе-ипя: спросил — ответил, попросил — сделал, побежал — до­гнал), так как глагол является основным средством развития сюжета.

Формированию умения видеть начало и конец действий способствуют задания на раскладывание картинок, изобра­жающих действия персонажей в их последовательности (де­вочка спит — делает зарядку, мальчик строит — собирает игрушки, дети идут в лес — собирают грибы — уходят до­мой с полными корзинами). Упражнения на называние по­следующих действий помогают детям усвоить логическую последовательность действий героев рассказа: «Скажи, что делает... (девочка, мальчик, кукла) и что будет делать по­том». В игре «Добавь слово» воспитатель называет начало действия, а дети — его продолжение: «Зайчик испугался и... (побежал, спрятался)», «Девочка обиделась и... (ушла, зап­лакала)». В таких играх надо обращать внимание на интона­цию окончания предложения.

Необходимо давать детям разнообразные схемы состав­ления повествования. Сначала надо научить детей строить высказывание, состоящее из трех предложений («Пошел зайчик... Там он встретил... Они стали...), а затем увеличи­вать их количество. При составлении таких рассказов нуж­но дать почувствовать детям интонацию первого, централь­ного и конечного предложения, так как это важно при фор­мировании умения построить текст даже из трех предло­жений.

При совместном рассказывании функцию планирования берет на себя воспитатель. Он задает схему высказывания, а ребенок заполняет эту схему различным содержанием. В по­вествование можно включать диалоги действующих лиц, и здесь очень важно правильно передавать интонацию вопроса, ответа, восклицания, утверждения. После составления совместного рас­сказа воспитатель уточняет характеристики и действия персо­нажей и предлагает ребенку еще раз рассказать, но уже само­стоятельно. К самостоятельному рассказыванию лучше всего подводить детей в игре-драматизапии по сюжету знакомых сказок («Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «ЗакШкй-на избушка»), подсказывая определенную последовательность повествования или описания. В текст повествования можно включить элементы описания и подсказать необходимые сред­ства связи между фразами, а также интонацию.

Для поддержания интереса к играм-инсценировкам мож­но специально подобрать набор игрушек: елочку, девочку с корзинкой, ежика с ежатами, грибы разных расцветок и раз­меров, белочку, сосну, шишки, зайчика, медвежонка. После рассматривания игрушек воспитатель распределяет роли и предлагает детям рассказать сказку про девочку и ежика, про белочку и ее друзей.

Можно развивать у детей навыки монологической речи в изложении коллективного рассказа. Так, в игре «Поезд» дети выполняют роль вагончиков, но прицепиться к другому вагону может лишь тот, кто правильно продолжил рассказ. (1. Жил в лесу ежик. 2. Он пошел за грибами. 3. Собрал их много-много. 4. И отнес все грибы ежатам.) Воспитатель может подсказать начало следующей фразы, используя слова «вдруг», «а навстре­чу», «и тогда», «стали они». После этого кто-то из детей мо­жет повторить рассказанный сюжет, внося в него новые дета­ли.

Очень важно учитывать разный речевой уровень детей, пришедших в детский сад из семьи, поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком, а также игровые формы обучения как на занятиях, так и вне занятий.

Цель индивидуальной работы — развитие речевых спо­собностей каждого ребенка. Эта работа проводится в обста­новке естественного общения. Детям с высоким уровнем речевого развития можно предложить короткие, но довольно сложные по содержанию схемы («Наступила... Ребята... Они стали... И вдруг... Тогда...». «Однажды дети... Видят... Они говорят ему... И тогда...»). В индивидуальном общении лег­че проводить обучение рассказыванию из личного опыта (о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни. Об интересных событиях в жизни ребенка и его близ­ких). Индивидуальная работа проходит в утренние и вечер­ние часы. Фонетические и грамматические упражнения мо­гут легко и естественно перейти в составление совместного рассказа в контексте выбранной темы. Если ребенок научился хорошо описывать предметы и игрушки, надо научить его составлять повествовательный текст, придумывая интерес­ный сюжет, и активно вовлекать в совместное рассказыва­ние и игру-драматизацию.

Работа по развитию речи детей проходит в определенной последовательности. Параллельно решаются все речевые за­дачи: воспитание звуковой культуры, формирование словаря и грамматического строя речи.

Категория: СОВЕТЫ | Добавил: admin (28.01.2011)
Просмотров: 10371 | Теги: диагностика, детский сад, методические рекомендации для воспи, обучение, методист ДОУ, воспитание, дети дошкольного возраста, подготовка к школе | Рейтинг: 5.0/2
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru