Воспитание звуковой культуры речи включает работу по
обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая
линия развития речи детей 3—4 лет. Для развития артикуляционного аппарата
широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например,
детям даются музыкальные инструменты — дудочка и колокольчик, дудочка дудит
«ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь». Таким образом закрепляется произношение
твердых и мягких звуков.
Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и
звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала. Это
шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы — идет дым из трубы»), потешки, поговорки, фразы,
содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»), упражнения
на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка—мишка).
Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно
тематически объединить. Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата»
воспитатель предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками
ш и ж. («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши
— где гуляют малыши? Или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим
ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?») Такие упражнения (их можно сопровождать
действиями с игрушками: елочкой, ежом, грибочком) помогают детям освоить
интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Вычленяя звук при четком
произношении слова, фразы, ребенок начинает пони-м а ть термины «звук», «слово».
Не отрицая важного влияния правильного
звукопроизно-шения у детей младшего дошкольного возраста на их речевое и
умственное развитие, необходимо уделять пристальное внимание воспитанию
интонационного чутья, темпу речи, дикции, силе голоса, поскольку здесь
заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для
этого проводятся игры «Узнай по голосу», «Чей это голос?». В таких играх дети
учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова
мычит громким голосом, а теленок тихим и тонким; лягушка квакает громко, а
лягушонок тоненько).
От звукового оформления высказывания зависит его эмоциональность
и выразительность, поэтому нужно научить детей отчетливо произносить простые
фразы, используя интонацию целого предложения, а также регулировать темп речи
в связном высказывании. Детям предлагаются чистоговор-ки, фразы из
стихотворений; они произносят их с разной^ силой голоса. Здесь очень важно
менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление).
В словарной работе главное внимание уделяется накоплению
и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка
жизни, активному применению разных частей речи — не только существительных, но
и глаголов, прилагательных, наречий. Становление лексической системы родного
языка происходит постепенно, и не все дети одинаково успешно овладевают
семантическими единицами и отношениями.
Необходимо показать детям, что каждый предмет, его
свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать
предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы
что это? кто это?, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки
и качества (какой?), а также действия, связанные с движением игрушек,
животных, их состоянием, возможные действия человека (что делает? что с ним
можно делать?). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Скажи какой»,
«Кто что умеет делать?». От называния видимых и ярких признаков (цвета, формы,
величины) нужно переходить к перечислению свойств и внутренних качеств
предмета, его характеристике, сравнению с другими предметами (например, в игре
«Кто больше скажет слов о яблоке? Какое яблоко, а какой апельсин? Сравните
апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»).
При назывании действий предмета или объекта или действий
с этим предметом дети учатся видеть начало, середину и конец действия. Для
этого проводится игра с картинками «Что сначала, что потом?». На одной
картинке девочка стирает белье куклы, на другой — развешивает его. Ребенок пс
только называет действия (стирает, развешивает), но и мо-мс.ст рассказать о
том, как девочка играла с куклой. Действия мл картинках могут быть самые разные
(спит — делает зарядку, обедает — моет посуду).
Рассматривая картинки, дети учатся называть слова с
противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня ... (маленькая); красный
карандаш длинный, а синий ... (короткий); зеленая лента узкая, а белая ...
(широкая); одно дерево высокое, а другое ... (низкое); волосы у куклы Кати
светлые, а у Тани ... (темные).
У детей формируется понимание и умение употреблять
обобщающие понятия (платье, рубашка — это одежда; кукла, мяч — это игрушки;
чашка, тарелка — это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки,
картинки), соотносить целое и его части (паровоз, вагоны — поезд).
Дети учатся понимать семантические отношения слов разных
частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит — рыба ...
(плывет); дом строят — суп ... (варят); мяч сделан из резины — карандаш ... (из
дерева). Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки ... (ложки,
вилки); кофта, платье ... (рубашка, юбка, брюки).
С помощью иллюстративного материала проводится работа
по ознакомлению с многозначными словами (ножка стула — ножка стола — ножка у
гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка швейная — иголка
у ежа на спине — иголка у елки).
В целом словарная работа направлена на подведение детей
к пониманию значений слов, обогащение его смысловым содержанием, т.е. на
качественное развитие словаря.
В младшей дошкольной группе большой удельный вес
занимает работа над развитием понимания и использованием в речи грамматических
средств, а также активный поиск ребенком правильной формы слова. Обучение
изменению слов по падежам, согласование существительных в роде и числе
проводится в специальных играх и упражнениях (маленькая лошадка, длинный хвост,
длинные уши). В играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?»)
дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа
(не стало утят, игрушек, нет тапочек, платья, рубашки). Активизация пространственных
предлогов (в, на, за, под, около) одновременно подводит ребенка к употреблению
падежных форм. Игра «В прятки» помогает освоить эти грамматические формы.
Игрушки прячут в разных местах, а дети, находя их, называют правильно слова с
предлогами: в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати.
Особое место занимает работа с глагольной лексикой. Необходимо
научить детей правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов
единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь),
спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим), образовывать
видовые пары глаголов (один ребенок уже встал, а другой только встает; умылся —
умывается, оделся — одевается). Для этого проводятся разнообразные игры («Летает
— мс летает», «Кто что делает»).
Большая работа проводится по обучению разным способам
словообразования: названия животных и их детенышей, предметов посуды образуются
с помощью разных суффиксов (заяц — зайчонок — зайчата; сахарница — хлебница).
Необходимо шире использовать глаголы для обучения детей
разным способам глагольного приставочного словообразования (вошел — вышел,
пришел — ушел). Так, в играх «Молчанка», «Сова» дети учатся образовывать слова
суффиксально-префиксальным способом (выйди — войди — отойди; залезь — вылезь;
закрякай, закукарекай, зафыркай; спрыгнуть, наклониться, перепрыгнуть,
присесть).
Дети знакомятся также со способами образования глаголов
на материале звукоподражаний (воробей чик-чирик — чирикает, утка кря-кря —
крякает, лягушка ква-ква — квакает) и названий музыкальных инструментов при
помощи суффиксов (на барабане — барабанят, на дудочке — дудят, на трубе —
трубят, а на гитаре и гармошке играют). «Что будет делать зайчик, если возьмет
в руки барабан? Дудочку? Трубу?» — такие вопросы подводят детей к пониманию,
что игра на музыкальных инструментах — это действие, и оно имеет свое название.
Различные способы образования глаголов закрепляются в
играх «Добавь слово», «Кто что делает», «Кто больше назовет действий?», «Что делают
на музыкальных инструментах?», «Какие профессии вы знаете? Что делает учитель?
Строитель?». В игре «Что? Где? Когда?» задаются вопросы в трех вариантах: «Что
вы делаете в группе, зале, дома?», «Где вы играете, спите, умываетесь?», «Когда
вы здороваетесь, прощаетесь, раздеваетесь?» Такие игры (задания) можно
проводить на улице, спрашивая о временах года, о знакомом детям окружении.
В работе над синтаксисом речи необходимо развивать умение
строить предложения разных типов — простые и сложные. Использование игровых
сюжетов помогает детям заканчивать предложение, начатое воспитателем.
Например, в игре «Что умеет делать Гена?» воспитатель начинает, а ребенок
заканчивает: «Гена умеет ... пол (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть,
вытирать). Детям предлагаются картинки, и они называют действия персонажей,
видимые и воображаемые, т.е. перечисляют однородные члены предложения,
составляя предложения по картинке, строят распространенные и сложные
конструкции, связывая их по смыслу разными средствами связи.
Развитие связной речи проводится на занятиях, на которых
дети пересказывают литературные произведения, рассказывают об игрушке и по
картине составляют рассказ. На этих занятиях в комплексе решаются все речевые
задачи, однако основной является задача обучения рассказыванию. Дети
подводятся к пересказыванию литературного произведения, обучаясь умению
воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по
вопросам воспитателя, затем совместно с ним (воспитатель называет одно слово
или фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно. При
рассматривании картин дети учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию
картины, затем их внимание обращается на действия персонажей картины, и только
после этого они составляют короткий рассказ сначала вместе со взрослыми, а
потом самостоятельно.
Необходимо формировать у детей представление об элементарной
структуре высказывания описательного и повествовательного типа. Сначала при
рассматривании предмета (или игрушки) воспитатель привлекает внимание детей к
особенностям и характерным признакам предмета. Для этого проводятся игры
«Узнай по описанию», «Угадай, кто это», «Какая это игрушка». Дети находят
описываемые предметы сначала по двум-трем заметным признакам, а затем по признакам,
которые не видны, но относятся к рассматриваемому предмету.
Детей надо научить точно и правильно называть предмет
(или игрушку). Умение называть предмет и его признаки развивается в играх «Что
за овощ?», «Что за предмет?», «Что у кого?», а также в играх-соревнованиях
«Кто больше скажет про куклу, ... зайца, ... медвежонка?». Поощрением за
правильные ответы может быть приз (ленточки, флажки, кружочки), что
стимулирует активность детей. Умению быть внимательными при перечислении признаков
и находить ошибки при описании предмета дети обучаются в играх «Что напутал
Буратино?», «Правильно ли сказал Незнайка?».
При рассматривании предметов (или игрушек) дети отвечают
на вопросы, которые помогают описать предмет, его свойства, качества, действия,
назначение и подойти к составлению рассказов. Сначала воспитатель привлекает
внимание детей к особенностям и характерным признакам предмета. При описании
предмет сначала называется (это ... зайчик), далее раскрываются его качества,
свойства, назначение, цвет, форма, а затем особенности, характерные признаки, а
также действия (объектами для описания могут быть игрушки, овощи, фрукты,
одежда, дети, картинки, предметы быта). При описании широко используется
совместное рассказывание. Воспитатель начинает предложение, а ребенок его
заканчивает: «Это ... (лиса). Она ... (рыжая, пушистая, мягкая, золотистая).
У лисы ... (длинный хвост, блестящий мех). Лисичка любит ... (бегать,
охотиться, заметать следы). Мне нравится ... (трать с этой игрушкой)».
Дети младшего дошкольного возраста могут составлять
рассказы повествовательного типа. Надо развивать в них умение им деть
структуру рассказа (начало, середину, конец), активизировать глагольную
лексику в определенной конкретной ситуации (например, сюжет с глаголами общения
или движе-ипя: спросил — ответил, попросил — сделал, побежал — догнал), так
как глагол является основным средством развития сюжета.
Формированию умения видеть начало и конец действий
способствуют задания на раскладывание картинок, изображающих действия
персонажей в их последовательности (девочка спит — делает зарядку, мальчик
строит — собирает игрушки, дети идут в лес — собирают грибы — уходят домой с
полными корзинами). Упражнения на называние последующих действий помогают
детям усвоить логическую последовательность действий героев рассказа: «Скажи,
что делает... (девочка, мальчик, кукла) и что будет делать потом». В игре
«Добавь слово» воспитатель называет начало действия, а дети — его продолжение:
«Зайчик испугался и... (побежал, спрятался)», «Девочка обиделась и... (ушла,
заплакала)». В таких играх надо обращать внимание на интонацию окончания
предложения.
Необходимо давать детям разнообразные схемы составления
повествования. Сначала надо научить детей строить высказывание, состоящее из
трех предложений («Пошел зайчик... Там он встретил... Они стали...), а затем
увеличивать их количество. При составлении таких рассказов нужно дать
почувствовать детям интонацию первого, центрального и конечного предложения,
так как это важно при формировании умения построить текст даже из трех предложений.
При совместном рассказывании функцию планирования
берет на себя воспитатель. Он задает схему высказывания, а ребенок заполняет
эту схему различным содержанием. В повествование можно включать диалоги
действующих лиц, и здесь очень важно правильно передавать интонацию вопроса,
ответа, восклицания, утверждения. После составления совместного рассказа
воспитатель уточняет характеристики и действия персонажей и предлагает ребенку
еще раз рассказать, но уже самостоятельно. К самостоятельному рассказыванию
лучше всего подводить детей в игре-драматизапии по сюжету знакомых сказок
(«Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «ЗакШкй-на избушка»), подсказывая
определенную последовательность повествования или описания. В текст
повествования можно включить элементы описания и подсказать необходимые средства
связи между фразами, а также интонацию.
Для поддержания интереса к играм-инсценировкам можно
специально подобрать набор игрушек: елочку, девочку с корзинкой, ежика с
ежатами, грибы разных расцветок и размеров, белочку, сосну, шишки, зайчика,
медвежонка. После рассматривания игрушек воспитатель распределяет роли и
предлагает детям рассказать сказку про девочку и ежика, про белочку и ее друзей.
Можно развивать у детей навыки монологической речи в
изложении коллективного рассказа. Так, в игре «Поезд» дети выполняют роль
вагончиков, но прицепиться к другому вагону может лишь тот, кто правильно
продолжил рассказ. (1. Жил в лесу ежик. 2. Он пошел за грибами. 3. Собрал их
много-много. 4. И отнес все грибы ежатам.) Воспитатель может подсказать начало
следующей фразы, используя слова «вдруг», «а навстречу», «и тогда», «стали
они». После этого кто-то из детей может повторить рассказанный сюжет, внося в
него новые детали.
Очень важно учитывать разный речевой уровень детей,
пришедших в детский сад из семьи, поэтому особое значение приобретает
индивидуальная работа с каждым ребенком, а также игровые формы обучения как на
занятиях, так и вне занятий.
Цель индивидуальной работы — развитие речевых способностей
каждого ребенка. Эта работа проводится в обстановке естественного общения.
Детям с высоким уровнем речевого развития можно предложить короткие, но
довольно сложные по содержанию схемы («Наступила... Ребята... Они стали... И
вдруг... Тогда...». «Однажды дети... Видят... Они говорят ему... И тогда...»).
В индивидуальном общении легче проводить обучение рассказыванию из личного
опыта (о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни. Об интересных
событиях в жизни ребенка и его близких). Индивидуальная работа проходит в
утренние и вечерние часы. Фонетические и грамматические упражнения могут
легко и естественно перейти в составление совместного рассказа в контексте
выбранной темы. Если ребенок научился хорошо описывать предметы и игрушки, надо
научить его составлять повествовательный текст, придумывая интересный сюжет, и
активно вовлекать в совместное рассказывание и игру-драматизацию.
Работа по развитию речи детей проходит в определенной
последовательности. Параллельно решаются все речевые задачи: воспитание
звуковой культуры, формирование словаря и грамматического строя речи. |