Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 07.02.2023, 10:12

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
КОНКУРСЫ [29]
ПРАЗДНИКИ [7]
СОВЕТЫ [22]
Главная » Статьи » МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ » СОВЕТЫ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

В подготовительной группе совершенствуется звукопроизношение, особое внимание уделяется дифференциации опре­деленных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких). Для развития голосового аппара­та дети произносят скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно. Одновременно развивается умение изменять интонацию: дети произносят заданную фразу с воп­росительной или восклицательной интонацией (ласково, сер­дито, жалобно, радостно, грустно).

У детей седьмого года жизни продолжается развитие зву­кового анализа слова — умение вычленять в словах или фра­зах определенные звуки, слоги и ударение. Ознакомление с фонетической структурой слова серьезно влияет на воспита­ние интереса к языковым явлениям. Составление детьми за­гадок и рассказов о словах и звуках является показателем их лингвистического мышления.

Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. Умение ребенка осознанно пользоваться звуковой стороной речи и правильно применять в зависимос­ти от ситуации все характеристики речи развивается как в специальных упражнениях, так и при составлении любого высказывания.

Особое внимание надо уделять развитию творческих спо­собностей ребенка, когда они заканчивают ритмическую фразу, начатую взрослым: «Где ты, заинька, гулял?» («Под кусточ­ком ночевал».) «Ты, лисичка, с кем играла?» («Я избушку подметала».) «Где ты, Катенька, была?» («Я с друзьями в лес ушла».) «Наш зеленый крокодил... (шляпу новую купил)». Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети вдумывают­ся в звучащее слово и начинают лучше понимать стихотвор­ную речь. Такие упражнения не только развивают интонаци­онную выразительность речи ребенка, но и готовят его к вос­приятию поэтической речи.

В подготовительной группе продолжается обогащение, зак­репление и активизация словаря. Проводится работа над бо­лее точным пониманием значений известных, близких или противоположных (синонимы и антонимы) слов, а также мно­гозначных слов с прямым и переносным смыслом.

Одна из важнейших задач — формирование умения выбрать наиболее точное слово при формулировании мысли и правиль­но его применить в любом контексте. У детей формируется умение выбрать из синонимического ряда наиболее подходя­щее слово (жаркий день — горячий; жаркий спор — взволно­ванный), развивается понимание переносного значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний (ручей мел­кий, а река глубокая; ягоды смородины мелкие, а клубники — крупные). Необходимо работать и над более точным понима­нием слов, противоположных по смыслу («Что может быть глу­боким? Мелким? Легким? Тяжелым?»). Использование посло­виц и поговорок («Март зиму кончает — весну начинает», «Вещь хороша новая, а друг старый») закрепляет представление об антонимах, поэтому их надо включать в речевые занятия. Ра­бота с многозначными словами разных частей речи (бежит река, мальчик, время; растет цветок, ребенок, дом; острый нож, ум, язык, глаз, суп, слух) подводит детей к пониманию пере­носного значения слов. Углубленная работа над смысловой сто­роной слова помогает детям точно передавать творческий за­мысел в самостоятельных сочинениях.

При формировании грамматического строя речи происхо­дит обогащение речи детей разнообразными грамматически­ми формами и конструкциями, языковыми обобщениями. Про­должается работа по согласованию существительных и прила­гательных в роде, числе, падеже, но задания усложняются и даются в таком виде, что ребенок вынужден сам находить правильную форму: «Спроси у белочки, сколько у нее лап? Спро­си про уши, хвост, глаза, рот». Даются сочетания с несклоняе­мыми существительными: «пошел в новом пальто», «играл на пианино». Предлагается образовать степень прилагательного (умный — умнее, добрый — добрее, тихий — тише). Даются задания с помощью суффиксов изменить значение слова, при­дать ему другой смысловой оттенок (злой — злющий, тол­стый — толстенный, полный — полноватый).

Проводится дальнейшая работа по правильному употреб­лению «трудных» глаголов: одеть — надеть. При этом вни­мание детей обращается на слова-антонимы: одеть — раз­деть, надеть — снять. Усложняются задания по образова­нию глаголов с помощью приставок и суффиксов (бежал — перебежал на другую сторону, забежал в дом, убежал из дома; веселый — веселится; грустный — грустит). Обращается внимание детей на то, как подбирается словообразователь­ная пара (чистый пол, чистить, тряпка), как с помощью од­ного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа — школьник, огород — огородник) или на пред­мет (чай — чайник, скворец — скворечник).

Закрепляется умение образовывать названия детенышей животных в разных случаях (у лисы — лисенок, у лошади — жеребенок, а у жирафа, у носорога?) и наименования предме­тов посуды (сахарница, но солонка).

Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна — весен­ний — веснушки; снег — снежный — подснежник) и конст­руировать производные слова в условиях контекста: «Какие птицы (зима) в нашем лесу», «Дрова надо ... (пила)».

В развитии связной речи на первый план выступает фор­мирование умения строить высказывания разных типов (опи­сание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложени­ями и частями высказывания. Дети должны осмысленно анализировать структуру любого высказывания: есть ли в нем зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет) или раскрываются микротемы, имеется ли завершение (ко­нец). Развитие связности высказываний обеспечивается сис­темой обучения, включающего формирование элементарных знаний о теме высказывания, расположении его структур­ных частей, умения использовать разнообразные средства связи в описательных и повествовательных текстах.

Виды занятий по развитию связной речи остаются теми же, что и в предыдущих возрастных группах, — пересказ литера­турных произведений, рассказывание по картине и об игрушке, на темы из личного опыта, творческое сочинение на самостоя­тельно выбранную тему. Однако цели занятий усложняются.

В рассказывании по серии сюжетных картин дети состав­ляют текст коллективно (командами). При этом каждый раз изменяются варианты показа картин: сначала детям показы­вается только одна картина, остальные закрыты. Затем, когда первая группа детей составила рассказ, открывается следую­щая картина, и составляет рассказ другая группа детей. И, наконец, открываются все картины, и дети составляют кол­лективный рассказ по всем картинам. Варианты показа кар­тин могут быть и такими: открывается последняя картина (дети видят, чем заканчивается сюжет), а затем открываются все остальные. Могут быть открыты 1, 3, 5-я картины. Рас­пределение детей для рассказывания по 1, 2-й или после­дней картине развивает у них представление о композиции рассказа. Кроме того, такое рассказывание развивает у детей умение договариваться между собой, уступать сверстникам.

Дети могут нарисовать недостающие структурные части к предложенной картине. Например, они рисуют начало или ко­нец предложенного сюжета. Они могут нарисовать на четырех маленьких листочках и весь задуманный сюжет, а после этого каждый может последовательно рассказать воспитателю свое высказывание. Такие упражнения демонстрируют умение ре-пенка выстраивать сюжет, связывать между собой части текста.

Развитие умения детей выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у детей осоз­нание структурной организации текста, влияет на их нагляд­но-образное и логическое мышление.

Категория: СОВЕТЫ | Добавил: admin (26.01.2011)
Просмотров: 10373 | Теги: диагностика, детский сад, методические рекомендации для воспи, обучение, методист ДОУ, воспитание, дети дошкольного возраста, подготовка к школе | Рейтинг: 5.0/2
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

Неваляшки
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2023
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru