Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает,
как и в младшей группе, формирование правильного звукопроизношения, развитие
фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения
пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
Дети средней группы знакомятся с термином «слово» и
уточняют термин «звук», с которым они познакомились в младшей группе. Для этого
проводятся игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый звук», в которых
дети учатся находить слова, близкие и разные по звучанию. Они могут подобрать
слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове,
начинают понимать, что звуки в слове разные, подбирая игрушки и предметы, в
названиях которых есть определенный звук. Развитый речевой слух дает
возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление
и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников.
Особое внимание уделяется интонационной выразительности
речи. Дети учатся в играх-инсценировках говорить разными голосами и с разной
интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки
хорошей дикции, четкого и правильного произношения отдельных слов и фраз широко
используются чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения, которые
произносятся детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании
загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.
В словарной работе внимание уделяется правильному пониманию
слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря. Продолжается
работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств,
действий (существительные, прилагательные, глаголы), уточняются обобщенные
понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети могут назвать действия,
связанные с движением игрушек, животных, подобрать определения к заданным
словам (снег, снежинка, зима ).
Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы
по размеру, цвету, подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг,
молоток нужны для того, чтобы...), но и предметы к тому или иному действию
(поливать можно.,, цветы, грядки на огороде; гладить можно... платье, брюки»,
одежду ).
Необходимо развивать у детей желание узнавать, что.означает
новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов
и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеют делать...
ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать понимание многозначных
слов, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно сказать про
человека, автобус, поезд, часы, мультфильм). Дети учатся различать и подбирать
слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), например:
дети и ребята, мальчики и девочки; сладкий — горький, старый — новый.
При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка)
необходимо использовать наглядный материал (рисунки, иллюстрации). Например,
находить на картинке предметы, которые называются одним словом «игла»
(швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны). Для закрепления ориентировки
в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова
разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый,
острый).
Кроме того, нужно знакомить детей с происхождением некоторых
слов; например, почему грибы называют подберезовиком, подосиновиком.,
лисичкой, мухомором, шапку — ушанкой, а цветок — подснежником.
В средней группе расширяется круг грамматических явлений,
которые дети должны усвоить и без наглядного материала.
Продолжается обучение образованию форм родительного
падежа единственного и множественного числа существительных (нет шапки,
варежек, брюк), правильному согласованию существительных и прилагательных в
роде, числе и падеже, развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании
в роде (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро). Образованию форм
глаголов в повелительном наклонении (спой, спляши, попрыгай) дети учатся в
играх, когда они дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям.
Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении
предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около). Дети учатся
соотносить названия животных и их детенышей (утенок — утята — не стало утят;
зайчонок — зайчата — много зайчат; лисенок — лисята — нет лисят). Упражняясь в
образовании наименований предметов посуды, дети осознают, что не все слова
образуются одинаковым способом (сахарница, салфетница, но масленка и солонка).
Особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов,
умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действием
игрушки, дети учатся правильно образовывать глаголы (летела — залетела —
вылетела; прыгнула подпрыгнула — перепрыгнула; несла — принесла — унесла).
Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона
карр-карр — каркает, петух кукареку — кукарекает, поросенок хрю-хрю —
хрюкает). Дети осваивают способы отыменного образования глаголов (мыло — мылит,
звонок — звенит, краска — красит, а также учитель — учит, строитель — строит,
но врач — лечит, портной — шьет).
Работа с глагольной лексикой находит прямой выход в
синтаксис. Составляя с глаголами словосочетания и предложения, дети начинают
осваивать построение связного высказывания. Для этого проводятся специальные
игры и упражнения («Закончи предложение», «Зачем тебе нужны..?»).
Для развития связной речи дети учатся пересказывать
литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на
занятии. В рассказывании по картине дети составляют небольшие рассказы и учатся
сочинять рассказы из личного опыта (по аналогии с содержанием картины).
Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам воспитателя, затем в
совместном рассказывании со взрослым, а после этого и самостоятельно. Это
предполагает обучение разным типам высказывания — описанию, повествованию и
некоторым компонентам рассуждения (выявления причинной связи: «Мне нравится
зима, потому что...»). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные)
тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.
Продолжается формирование навыков повествовательной
речи. Для этого даются схемы составления совместного рассказа. Таким образом
дети глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного
высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о
том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды», «Как-то раз», «Дело было
летом» и т.п.). Воспитатель, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить
его содержанием, развить сюжет: «Как-то раз ... (собрались звери на полянке).
Стали они... Вдруг... Взяли звери... И тогда...». Заполнение схемы помогает
ребенку закрепить представление о средствах связи между предложениями и между
частями высказывания. Необходимо также детей средней группы учить включать в
повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить
действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.
Параллельно с этим развивается интонационный синтаксис — умение строить и
произносить предложения разных типов (повествовательные, вопросительные,
восклицательные).
|