Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 20.04.2024, 03:09

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
КОНКУРСЫ [29]
ПРАЗДНИКИ [7]
СОВЕТЫ [22]
Главная » Статьи » МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ » СОВЕТЫ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА

Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает, как и в младшей группе, формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голо­сового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться уме­ренным темпом речи, интонационными средствами вырази­тельности.

Дети средней группы знакомятся с термином «слово» и уточняют термин «звук», с которым они познакомились в младшей группе. Для этого проводятся игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый звук», в которых дети учатся находить слова, близкие и разные по звучанию. Они могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове, начинают понимать, что звуки в слове разные, подбирая игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук. Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрос­лых и сверстников.

Особое внимание уделяется интонационной выразительно­сти речи. Дети учатся в играх-инсценировках говорить раз­ными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произношения отдельных слов и фраз широко используются чистоговорки, потешки, считал­ки, небольшие стихотворения, которые произносятся детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадыва­нии загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

В словарной работе внимание уделяется правильному по­ниманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря. Продолжается работа по активизации сло­варя детей названиями предметов, их качеств, свойств, дей­ствий (существительные, прилагательные, глаголы), уточня­ются обобщенные понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети могут назвать действия, связанные с движени­ем игрушек, животных, подобрать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима ).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предме­ты по размеру, цвету, подбирают не только действия к пред­мету (лейка, утюг, молоток нужны для того, чтобы...), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно.,, цветы, грядки на огороде; гладить можно... платье, брюки», одежду ).

Необходимо развивать у детей желание узнавать, что.оз­начает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чу­жой речи, составлять из слов и словосочетаний предложе­ния (игры «Какое что бывает?», «Что умеют делать... ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать понима­ние многозначных слов, ориентировку в сочетаемости раз­ных слов («идет» можно сказать про человека, автобус, по­езд, часы, мультфильм). Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), например: дети и ребята, мальчики и девочки; сладкий — горький, старый — новый.

При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядный материал (рисунки, ил­люстрации). Например, находить на картинке предметы, ко­торые называются одним словом «игла» (швейная, медицин­ская, игла у ежа, елки, сосны). Для закрепления ориентиров­ки в разных значениях многозначного слова можно предла­гать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).

Кроме того, нужно знакомить детей с происхождением некоторых слов; например, почему грибы называют подбере­зовиком, подосиновиком., лисичкой, мухомором, шапку — ушан­кой, а цветок — подснежником.

В средней группе расширяется круг грамматических яв­лений, которые дети должны усвоить и без наглядного мате­риала.

Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существитель­ных (нет шапки, варежек, брюк), правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, развивается ориентировка на окончание слов при их согласо­вании в роде (добрый мальчик, веселая девочка, голубое вед­ро). Образованию форм глаголов в повелительном наклоне­нии (спой, спляши, попрыгай) дети учатся в играх, когда они дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям.

Упражняются дети и в правильном понимании и употреб­лении предлогов пространственного значения (в, под, над, меж­ду, около). Дети учатся соотносить названия животных и их детенышей (утенок — утята — не стало утят; зайчонок — зайчата — много зайчат; лисенок — лисята — нет лисят). Упражняясь в образовании наименований предметов посуды, дети осознают, что не все слова образуются одинаковым спо­собом (сахарница, салфетница, но масленка и солонка).

Особое внимание уделяется образованию разных форм гла­голов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и чис­лам. Так, следя за действием игрушки, дети учатся правильно образовывать глаголы (летела — залетела — вылетела; прыг­нула подпрыгнула — перепрыгнула; несла — принесла — унесла). Продолжается работа по образованию звукоподража­тельных глаголов (ворона карр-карр — каркает, петух кукаре­ку — кукарекает, поросенок хрю-хрю — хрюкает). Дети осваи­вают способы отыменного образования глаголов (мыло — мы­лит, звонок — звенит, краска — красит, а также учитель — учит, строитель — строит, но врач — лечит, портной — шьет).

Работа с глагольной лексикой находит прямой выход в синтаксис. Составляя с глаголами словосочетания и предло­жения, дети начинают осваивать построение связного выска­зывания. Для этого проводятся специальные игры и упраж­нения («Закончи предложение», «Зачем тебе нужны..?»).

Для развития связной речи дети учатся пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впер­вые прочитанные на занятии. В рассказывании по картине дети составляют небольшие рассказы и учатся сочинять рас­сказы из личного опыта (по аналогии с содержанием карти­ны). Рассказывание об игрушке проводится сначала по воп­росам воспитателя, затем в совместном рассказывании со взрослым, а после этого и самостоятельно. Это предполагает обучение разным типам высказывания — описанию, пове­ствованию и некоторым компонентам рассуждения (выявле­ния причинной связи: «Мне нравится зима, потому что...»). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описа­ния или рассуждения.

Продолжается формирование навыков повествовательной речи. Для этого даются схемы составления совместного рас­сказа. Таким образом дети глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом» и т.п.). Воспитатель, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет: «Как-то раз ... (собрались звери на полянке). Стали они... Вдруг... Взяли звери... И тогда...». Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представление о средствах связи между предложениями и между частями высказыва­ния. Необходимо также детей средней группы учить вклю­чать в повествование элементы описания, диалоги действую­щих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать вре­менную последовательность событий. Параллельно с этим раз­вивается интонационный синтаксис — умение строить и произносить предложения разных типов (повествовательные, вопросительные, восклицательные).

Категория: СОВЕТЫ | Добавил: admin (28.01.2011)
Просмотров: 6345 | Теги: диагностика, детский сад, методические рекомендации для воспи, обучение, методист ДОУ, воспитание, дети дошкольного возраста, подготовка к школе | Рейтинг: 3.0/2
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru