Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 19.04.2024, 23:10

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
КОНКУРСЫ [29]
ПРАЗДНИКИ [7]
СОВЕТЫ [22]
Главная » Статьи » МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ » СОВЕТЫ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА

Основной задачей в работе с детьми старшего дошкольно­го возраста по усвоению фонетической стороны речи и пра­вильному произношению всех звуков являются дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков чет­кой, правильной и выразительной речи.

Дети могут уже подбирать слова с дифференцируемыми звуками разных частей речи (солнечный — звонкий, сажа­ет — забывает). Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, по­тешки, стихи.

Старшие дошкольники учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и инто­национно продолжающие заданное предложение: «Зайчик-зайчик, где гулял?» («На полянке танцевал».) «Где ты, бе­лочка, скакала?» («Я орешки собирала».) «Эй, зверята, где вы были?» («Мы грибы ежам носили».) Они приучаются изме­нять громкость голоса и темп речи в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Детям предлагается произносить скороговорки или двустишия, придуманные ими, не только четко и внятно, но и с различной степенью громко­сти (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, уме­ренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и мед­ленно, шепотом и быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и пове­ствовательной интонацией. Это умение необходимо им при построении связного высказывания.

Со старшими дошкольниками продолжается работа по обо­гащению, уточнению и активизации словаря. Большое вни­мание уделяется развитию умения обобщать, сравнивать, про­тивопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие ма­териал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмас­са, стекло), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Уделяется внима­ние работе над смысловой стороной слова, расширению запа­са синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к си­туации.

Работа с синонимами способствует пониманию возможно­сти подбирать разные слова со сходным значением и ис­пользованию их в речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (мальчик веселый — радостный; поезд идет — движется; Маша и Саша — дети, друзья), к опреде­ленной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (умный — толковый; старый — вет­хий), дети учатся точности словоупотребления в зависимос­ти от контекста. Составляя предложения со словами синони­мического ряда, обозначающими нарастание действий (шеп­чет, говорит, кричит), они осознают оттенки значений гла­голов.

Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения (бежать — мчаться, пришел — приплел­ся) или оценочный характер прилагательных (умный — рас­судительный; старый — дряхлый; робкий — трусливый).

Важное место в развитии словаря занимает работа над ан­тонимами, благодаря которой дети учатся сопоставлять пред­меты и явления по временным и пространственным отноше­ниям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу, к словосочетаниям (дом старый — новый, человек старый — молодой), к изолирован­ным словам (легкий — тяжелый) или заканчивают предло­жение, начатое воспитателем: «Один теряет, другой ... (нахо­дит)». В старшем возрасте дети лучше понимают значения многозначных слов разных частей речи (молния, кран, лист; лить, плыть; полный, острый, тяжелый) и учатся сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.

Старшие дошкольники продолжают обучаться, тем грам­матическим формам, усвоение которых вызывает у них труд­ности: согласование прилагательных и существительных (осо­бенно в среднем роде), образование трудных форм глаголов (в повелительном и сослагательном наклонении).

Необходимо дать детям полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать язы­ковое чутье, внимательное отношение к языку, его граммати­ческому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, вызвать желание говорить правильно.

У детей развивается умение из ряда слов выбирать слово­образовательную пару (те слова, которые имеют общую часть: учит, книга, ручка, учитель; рассказ, интересный, рассказы­вать) или образовывать слово по образцу: веселый — весело; быстро ... (быстрый), громко ... (громкий). Дети учатся нахо­дить родственные слова в контексте, например со словом «жел­тый»: «В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает ... (желтеть). Листья на деревьях ... (желтеют)». Развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысловых оттенков слова: береза — березка — бере­зонька; книга — книжечка — книжонка. Различение смысло­вых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и при­лагательных (умный — умнейший, плохой — плохонький, полный — полноватый) помогает точно и уместно использо­вать эти слова в разных типах высказывания. Такие задания тесно связаны с развитием умения догадываться о значении незнакомого слова (почему шапку называют ушанкой?).

Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и слож­ные предложения разных типов. Для этого выполняются уп­ражнения на распространение и дополнение предложений, на­чатых воспитателем («Дети пошли в лес, чтобы... Они оказа­лись там, где...»). Формирование синтаксической стороны речи, освоение разнообразных синтаксических конструкций необхо­димы для развития связной речи.

В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать готовый текст без помощи взрослого, интонацион­но окрашивая диалог действующих лиц и давая характерис­тику персонажам.

В рассказывании по картине умение самостоятельно со­ставлять описательный или повествовательный рассказ пред­полагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и последующих.

Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать на­звание рассказу в соответствии с содержанием, соединять от­дельные предложения и части высказывания в повествова­тельный текст. В рассказывании об игрушках (или по набо­ру игрушек) дети учатся составлять рассказы и сказки, со­блюдая композицию и выразительно излагая текст. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику.

Дети старшего дошкольного возраста продолжают обучать­ся рассказыванию из личного опыта. Это могут быть выска­зывания разных типов — описание, повествование, рассужде­ние.

Предлагаемые игры и упражнения развивают у детей ори­ентировку на смысловую, грамматическую и звуковую сторо­ны слова. Названия речевых игр и упражнений могут отра­жать их цели.

Категория: СОВЕТЫ | Добавил: admin (28.01.2011)
Просмотров: 3642 | Теги: диагностика, детский сад, методические рекомендации для воспи, обучение, методист ДОУ, воспитание, дети дошкольного возраста, подготовка к школе | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru