Основной задачей в работе с детьми старшего дошкольного
возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произношению всех
звуков являются дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление
навыков четкой, правильной и выразительной речи.
Дети могут уже подбирать слова с дифференцируемыми
звуками разных частей речи (солнечный — звонкий, сажает — забывает). Для
отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки,
чистоговорки, загадки, потешки, стихи.
Старшие дошкольники учатся подбирать не только слова,
сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие
заданное предложение: «Зайчик-зайчик, где гулял?» («На полянке танцевал».) «Где
ты, белочка, скакала?» («Я орешки собирала».) «Эй, зверята, где вы были?» («Мы
грибы ежам носили».) Они приучаются изменять громкость голоса и темп речи в
зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Детям предлагается
произносить скороговорки или двустишия, придуманные ими, не только четко и
внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и
скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться
параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно,
шепотом и быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться
вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией. Это умение
необходимо им при построении связного высказывания.
Со старшими дошкольниками продолжается работа по обогащению,
уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умения
обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова,
обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса,
стекло), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств
и действий. Уделяется внимание работе над смысловой стороной слова, расширению
запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение
употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
Работа с синонимами способствует пониманию возможности
подбирать разные слова со сходным значением и использованию их в речи.
Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (мальчик веселый —
радостный; поезд идет — движется; Маша и Саша — дети, друзья), к определенной
ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (умный —
толковый; старый — ветхий), дети учатся точности словоупотребления в зависимости
от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда,
обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), они осознают
оттенки значений глаголов.
Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие
характер движения (бежать — мчаться, пришел — приплелся) или оценочный
характер прилагательных (умный — рассудительный; старый — дряхлый; робкий —
трусливый).
Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами,
благодаря которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и
пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они
подбирают слова, противоположные по смыслу, к словосочетаниям (дом старый —
новый, человек старый — молодой), к изолированным словам (легкий — тяжелый)
или заканчивают предложение, начатое воспитателем: «Один теряет, другой ...
(находит)». В старшем возрасте дети лучше понимают значения многозначных слов
разных частей речи (молния, кран, лист; лить, плыть; полный, острый, тяжелый) и
учатся сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.
Старшие дошкольники продолжают обучаться, тем грамматическим
формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных
и существительных (особенно в среднем роде), образование трудных форм глаголов
(в повелительном и сослагательном наклонении).
Необходимо дать детям полную ориентировку в типичных
способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье,
внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое
отношение к своей и чужой речи, вызвать желание говорить правильно.
У детей развивается умение из ряда слов выбирать словообразовательную
пару (те слова, которые имеют общую часть: учит, книга, ручка, учитель;
рассказ, интересный, рассказывать) или образовывать слово по образцу: веселый
— весело; быстро ... (быстрый), громко ... (громкий). Дети учатся находить
родственные слова в контексте, например со словом «желтый»: «В саду растут
(желтые) цветы. Трава осенью начинает ... (желтеть). Листья на деревьях ...
(желтеют)». Развивается умение образовывать существительные с увеличительными,
уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысловых
оттенков слова: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка.
Различение смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и прилагательных
(умный — умнейший, плохой — плохонький, полный — полноватый) помогает точно и
уместно использовать эти слова в разных типах высказывания. Такие задания
тесно связаны с развитием умения догадываться о значении незнакомого слова
(почему шапку называют ушанкой?).
Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи
— умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения
разных типов. Для этого выполняются упражнения на распространение и дополнение
предложений, начатых воспитателем («Дети пошли в лес, чтобы... Они оказались
там, где...»). Формирование синтаксической стороны речи, освоение разнообразных
синтаксических конструкций необходимы для развития связной речи.
В пересказывании литературных произведений (сказки или
рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать готовый
текст без помощи взрослого, интонационно окрашивая диалог действующих лиц и
давая характеристику персонажам.
В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять
описательный или повествовательный рассказ предполагает указание места и
времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и
последующих.
Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у
детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в
соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части
высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по
набору игрушек) дети учатся составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию
и выразительно излагая текст. Выбирая соответствующих персонажей для
рассказывания, дети дают их описание и характеристику.
Дети старшего дошкольного возраста продолжают обучаться
рассказыванию из личного опыта. Это могут быть высказывания разных типов —
описание, повествование, рассуждение.
Предлагаемые игры и упражнения развивают у детей ориентировку
на смысловую, грамматическую и звуковую стороны слова. Названия речевых игр и
упражнений могут отражать их цели.
|