Предметный мир, окружающие малыша вещи и игрушки имеют
особое значение в развитии маленьких детей, так как познавательная активность
ребенка, первые эмоциональные предпочтения и ценностные ориентации складываются
в предметной деятельности.
Младший дошкольник начинает интересоваться не только
узким кругом вещей, непосредственно связанных с удовлетворением его
органических потребностей. Малыша все более привлекает широкий мир окружающих
предметов, возможность использовать их в игре, быту, а эмоциональные
проявления становятся сложнее и содержательнее. Важно помочь ребенку войти в
предметный мир, научиться действовать с предметами и материалами так, чтобы они
не нанесли вреда детскому здоровью, были безопасны.
Задачи воспитателя:
— Помочь ребенку получить отчетливые представления о
предметах ближайшего окружения, необходимые для правильного и безопасного
использования их в разнообразных видах детской деятельности;
— Воспитать ценностное, бережное отношение к предметам;
— Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия
и узнавания объекта («Что это? Кто это?») к простейшему сенсорному анализу,
выделению с помощью взрослого наиболее ярко выраженных в предметах качеств и
свойств (назначение предмета; его части и их назначение; материал, из которого
сделан предмет; цвет, форма, размер и т. д.);
— Помочь ребенку освоить соответствующий словарь.
Для младшего дошкольника характерен естественный интерес
к деятельности взрослых. Поддерживая этот интерес, педагог помогает детям
освоить первые представления о труде взрослых как способе создания и
преобразования предметов, необходимых людям (для детских игр, удовлетворения
потребности человека в чистоте посуды, одежды, помещения). Важно обеспечить
правильное восприятие ребенком простейших трудовых процессов, помочь увидеть
направленность результатов труда взрослых в конкретных трудовых процессах на
заботу о детях, воспитывать добрые чувства к близким, бережное отношение к
предметам и игрушкам, как результатам труда взрослых, побуждать к отражению
полученных впечатлений в играх.
ПРЕДМЕТНЫЙ МИР
Представления. Отчетливые представления о предметах
ближайшего окружения, с которыми дети активно действуют в повседневной жизни:
предметах одежды и обуви (платье, юбка, халат, брюки, свитер, шуба, плащ,
туфли, тапочки, валенки, кроссовки и др.), мебели (стол, стул, шкаф, сервант,
кресло, кровать и др.), игрушках (мяч, машина, кукла, кубики и т.д.).
Знание назначения этих предметов, особенностей
строения и назначения их частей (у чашки ручка, чтобы было удобнее Держать,
когда пьют); первые представления о широко используемых для создания
предметного мира материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных
качествах и свойствах (стекло холодное, прозрачное, бьется; бумага гладкая,
мягкая, рвется, размокает). Представление о форме, цвете, размере предметов.
Первые представления о простейших обследовательских
действиях: погладить, надавить, попробовать на вкус и т.д.
Познавательные и речевые умения. Различать сходные
предметы, точно соотнося название с предметом (стул—кресло—табурет;
стакан—чашка-кружка; платье-халат-сарафан), вычленять с помощью взрослого
назначение предмета как главный признак, правильно называть назначение
предметов.
Под руководством взрослого уметь рассматривать простые
по конструкции предметы с ярко выраженным назначением частей; применять
адекватные обследовательские действия; узнавать материал в предмете по
характерным признакам: твердость, мягкость, прозрачность, гладкость, блеск,
ощущение тепла/холода, пушистость и т.д.; пользоваться соответствующим
словарем.
На конкретных примерах устанавливать с помощью взрослого
связь между назначением предмета и особенностью его строения, материалом, из
которого он сделан; с помощью взрослого определять разумный способ поведения в
предметном мире, основанный на осознании назначения предмета и его свойств.
(Например, вазу легко разбить мячом; книга размокает под дождем.)
Группировать предметы по признакам, пользуясь
практическими действиями с предметами или картинками.
Составлять первые описательные рассказы о предметах,
отражая знания о назначении предмета, его строении и назначении частей,
качествах и свойствах материала, из которого предмет сделан, и о других ярко
выраженных особенностях: цвет, форма, размер и др.
Отношение к предметному миру. Проявлять интерес к предметам,
познанию их назначения, действиям с предметами.
Бережно относиться к предметам, использовать их в соответствии
с назначением и свойствами.
Уровни освоения программы (4 года)
Низкий. Ребенок узнает предметы ближайшего окружения,
с которыми ежедневно действует или играет; правильно показывает их по просьбе
взрослого. Слова, обозначающие предметы, их качества и свойства, составляют
его пассивный словарь.
Требуются советы взрослого по использованию предмета в
соответствии с его свойствами и назначением.
Средний. Ребенок правильно называет предметы
ближайшего окружения, знает их назначение; с помощью взрослого выделяет части
предметов и их назначение. Применяет обследовательские действия для выделения
основных качеств и свойств. Умеет пользоваться предметами в соответствии с их
назначением и свойствами; осознает безопасные способы поведения в предметном
мире.
Высокий. Ребенок устанавливает связи между назначением
предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет; с помощью
вопросов взрослого может объяснить, почему предмет таков, составить простейший
описательный рассказ. Поведение ребенка характеризуется бережным отношением к
предметам ближайшего окружения; ребенок владеет безопасными способами
обращения с предметами ближайшего окружения.
Труд взрослых
Представления. Представление о том, что вещи делаются
людьми (на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских
игр), из разных материалов (лепка мисочки из глины, куличиков из песка,
поделка лодочек из бумаги, шитье одежды для кукол из ткани и т.д.), разными
инструментами (ножницы, иголки и пр.).
Первоначальные представления о хозяйственно-бытовом
труде взрослых дома и в детском саду (мытье посуды, пола, вытирание пыли,
смена постельного белья, подметание дорожек и т.д.), понимание его
направленности на заботу о детях и близких им людях.
Познавательные, речевые и трудовые умения. С помощью
взрослого вычленять и называть (по вопросам) компоненты в последовательности их
включения в конкретный трудовой процесс. Например: «Что задумали сшить для
куклы Кати? Из Чего шили платье? Что нужно было для шитья? Как шили, что
сделали сначала, что потом? (Выделение 2—3 действий.) Что Получилось?»
Совместно со взрослым устанавливать связь Между целью и результатом труда;
отвечать на вопросы, отражающие простейшие зависимости между компонентами в
трудовом процессе (почему выбрали для шитья платья ткань, а не бумагу; зачем
для работы нужны были ножницы, иголки).
На основе наглядности составлять описательный рассказ
о хорошо известном трудовом процессе.
Отражать в играх отдельные виды труда взрослых. Передавать
в игре отношение взрослого к работе, заботу о близких людях.
Проявлять стремление помочь взрослым в хозяйственно-бытовом
труде: расставить хлебницы, убрать игрушки, собрать листья на участке и т.д.
Уметь принять цель, поставленную взрослым, осуществить простейший контроль за
ходом работы, добиваться результата.
Отношение к труду взрослых. Проявлять интерес к труду
взрослых, к процессу изготовления и преобразования предметов; интерес к
человеку, который трудится, желание ему помочь, самому освоить простые
трудовые действия.
Низкий. Ребенка затрудняет дифференцированное восприятие
трудового процесса. По просьбе взрослого ребенок может показать, кто выполнил
данный трудовой процесс, из чего сделан предмет, как его делали. Отвечая на
вопросы взрослого, часто использует мимику, жесты, так как пассивный словарь
значительно преобладает над активным. Интерес к результату труда выражен слабо,
обусловлен в основном игровыми потребностями.
Средний. Дифференцированное восприятие трудового процесса.
Ребенок может словесно ответить на конкретные вопросы о том, кто сделал работу
(вымыл чашку, вытер пыль), зачем это сделано; как делали предмет: с чего начали,
какие были нужны материалы, инструменты, порядок действий, результат. Возможны
затруднения, отдельные ошибки. Активный интерес к человеку, который трудится, к
результатам его труда.
Высокий. Дифференцированное восприятие простейших трудовых
процессов по созданию и преобразованию предметов. Ребенок может самостоятельно
рассказать о хорошо знакомых трудовых процессах, назвать компоненты и
установить связь между ними (по вопросам взрослого). Бережно относится к
результатам труда, проявляет благодарное чувство к взрослым за работу и заботу.
Самообслуживание и детский труд
Роль труда малыша по самообслуживанию так велика, что
его влияние на развитие личности ребенка не может компенсироваться никаким
другим видом деятельности. Освоение трудовых процессов по самообслуживанию в
младшем возрасте осуществляется постепенно. Прежде всего воспитатель помогает
ребенку овладеть простейшими микропроцессами (надеть или снять маечку, платье),
из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание,
раздевание и др.). Именно в микропроцессах впервые возникают постановка цели,
поиск и освоение способов достижения цели, зарождаются контрольно-оценочные
умения.
Своевременное освоение процессов самообслуживания дает
возможность ребенку самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным,
умелым. Не менее важно в этом возрасте побуждать ребенка помогать сверстнику
застегнуть пуговицу, снять пальто. Естественное сотрудничество со сверстниками
воспитывает сопереживание, эмоциональную отзывчивость, общую гуманистическую
направленность взаимоотношений с детьми.
Представления о трудовой деятельности. Первоначальные
представления о содержании, способах выполнения отдельных микропроцессов (надеть/снять
трусики, колготки, платье; застегнуть/расстегнуть пуговицы, молнию;
зашнуровать/расшнуровать обувь; открыть/закрыть кран, намылить руки, смыть
мыло, грязь, вытереть руки и лицо полотенцем) и целостных; процессов
самообслуживания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за внешним видом,
поведением за столом во время приема пищи и т.д.
Отчетливые представления о предметах одежды и обуви, а
также предметах, используемых детьми в самообслуживании (мыло, полотенце,
водопроводный кран, посуда, столовые приборы и пр.). Знание назначения этих
предметов, способов использования и гигиенических правил обращения,
особенностей строения и назначения частей.
Познавательные, речевые, трудовые и игровые умения. С
помощью взрослого расчленять простейшие процессы по самообслуживанию на
последовательный ряд действий (микропроцессов), вычленяя в них цель, способы
ее осуществления и контроля за качеством результата. Правильно называть
процессы самообслуживания, узнавать их на картинках. Понимать, а затем и
употреблять в речи точные названия действий (застегнуть, шнуровать, найти
лицевую и изнаночную сторону и пр.), пользоваться словами рукава, застежка,
манжеты и др. Узнавать и правильно называть некоторые блюда, дифференцируя
сходные (суп — борщ — щи; каша — пюре; компот — сок — чай и пр.).
Самостоятельно выполнять микропроцессы, а к концу младшего
дошкольного возраста — целостные процессы самообслуживания с
удовлетворительным результатом при небольшой помощи взрослого и сверстников
(завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч), необходимость которой
обусловлена еще ограниченными физическими возможностями младших дошкольников.
Использовать ориентировочные действия, метки на одежде и обуви для определения
лицевой и изнаночной сторон, верха, низа, правой и левой сторон и т.д.
Совместно со взрослым оценивать качество полученного результата и исправлять
ошибку; уметь предложить и оказать помощь сверстнику.
Отражать процессы самообслуживания в играх на бытовую
тематику. В роли мамы учить «своих детей» умываться, кушать, причесываться,
следить за своим внешним видом.
Отношение к труду. Испытывать положительные эмоции в
ходе выполнения трудовых процессов по самообслуживанию, чувство радости от
достигнутого результата. Стремиться к признанию своей самостоятельности,
самоутверждению, получению одобрения взрослых за умелость, освобождение их от
необходимости полного обслуживания ребенка. Бережно относиться к вещам личного
пользования (зубной щетке, расческе, одежде и обуви), не отдавая их другим и не
используя чужие. Соблюдать гигиенические правила поведения за столом при
напоминании и внешнем контроле. Радоваться чистой, красивой одежде, аккуратной
прическе, испытывать отрицательные эмоции от вида грязных рук, грязной и рваной
одежды, непричесанных волос. Стремиться поддерживать опрятным внешний вид,
обращаться к старшим с просьбой помочь устранить недостатки.
Учиться пользоваться общепринятыми способами оказания
и принятия помощи; благодарить словом, улыбкой, жестом.
Низкий. Ребенок выполняет действия с помощью
взрослого; стремление к самостоятельности недостаточно выражено: ожидает
помощи даже в освоенных микропроцессах.
Средний. Ребенок выполняет действия самостоятельно;
требуется помощь взрослого в выполнении целостных трудовых процессов и в
контроле качества. Ярко выражено стремление к самостоятельности в
самообслуживании, желание самоутвердиться. По предложению воспитателя
оказывает помощь сверстникам и взрослым.
Высокий. Ребенок выполняет самообслуживание самостоятельно,
с хорошим качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника. Активно
отстаивает самостоятельность, обнаруживает
устойчивое стремление к
оказанию помощи взрослому и
сверстнику.
|