Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 24.04.2024, 02:25

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
КОНКУРСЫ [29]
ПРАЗДНИКИ [7]
СОВЕТЫ [22]
Главная » Статьи » МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ » СОВЕТЫ

РЕБЕНОК ПОЗНАЕТ ПРЕДМЕТНЫЙ МИР, ПРИОБЩАЕТСЯ К ТРУДУ

Предметный мир, окружающие малыша вещи и игрушки имеют особое значение в развитии маленьких детей, так как познавательная активность ребенка, первые эмоциональные предпочтения и ценностные ориентации складываются в пред­метной деятельности.

Младший дошкольник начинает интересоваться не только узким кругом вещей, непосредственно связанных с удовлетво­рением его органических потребностей. Малыша все более при­влекает широкий мир окружающих предметов, возможность ис­пользовать их в игре, быту, а эмоциональные проявления ста­новятся сложнее и содержательнее. Важно помочь ребенку войти в предметный мир, научиться действовать с предметами и материалами так, чтобы они не нанесли вреда детскому здо­ровью, были безопасны.

Задачи воспитателя:

— Помочь ребенку получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения, необходимые для правиль­ного и безопасного использования их в разнообразных видах детской деятельности;

— Воспитать ценностное, бережное отношение к предме­там;

— Обеспечить постепенный переход от предметного вос­приятия и узнавания объекта («Что это? Кто это?») к простей­шему сенсорному анализу, выделению с помощью взрослого наиболее ярко выраженных в предметах качеств и свойств (на­значение предмета; его части и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и т. д.);

— Помочь ребенку освоить соответствующий словарь.

Для младшего дошкольника характерен естественный инте­рес к деятельности взрослых. Поддерживая этот интерес, педа­гог помогает детям освоить первые представления о труде взрослых как способе создания и преобразования предметов, необходимых людям (для детских игр, удовлетворения потреб­ности человека в чистоте посуды, одежды, помещения). Важно обеспечить правильное восприятие ребенком простейших трудо­вых процессов, помочь увидеть направленность результатов труда взрослых в конкретных трудовых процессах на заботу о детях, воспитывать добрые чувства к близким, бережное отношение к предметам и игрушкам, как результатам труда взрослых, по­буждать к отражению полученных впечатлений в играх.

ПРЕДМЕТНЫЙ МИР

Представления. Отчетливые представления о предметах бли­жайшего окружения, с которыми дети активно действуют в повседневной жизни: предметах одежды и обуви (платье, юбка, халат, брюки, свитер, шуба, плащ, туфли, тапочки, валенки, кроссовки и др.), мебели (стол, стул, шкаф, сервант, кресло, кровать и др.), игрушках (мяч, машина, кукла, кубики и т.д.).

Знание назначения этих предметов, особенностей строения и назначения их частей (у чашки ручка, чтобы было удобнее Держать, когда пьют); первые представления о широко исполь­зуемых для создания предметного мира материалах (бумага, де­рево, стекло, металл) и их основных качествах и свойствах (стекло холодное, прозрачное, бьется; бумага гладкая, мягкая, рвется, размокает). Представление о форме, цвете, размере предметов.

Первые представления о простейших обследовательских дей­ствиях: погладить, надавить, попробовать на вкус и т.д.

Познавательные и речевые умения. Различать сходные пред­меты, точно соотнося название с предметом (стул—кресло—та­бурет; стакан—чашка-кружка; платье-халат-сарафан), вычле­нять с помощью взрослого назначение предмета как главный признак, правильно называть назначение предметов.

Под руководством взрослого уметь рассматривать простые по конструкции предметы с ярко выраженным назначением частей; применять адекватные обследовательские действия; уз­навать материал в предмете по характерным признакам: твер­дость, мягкость, прозрачность, гладкость, блеск, ощущение тепла/холода, пушистость и т.д.; пользоваться соответствующим словарем.

На конкретных примерах устанавливать с помощью взрос­лого связь между назначением предмета и особенностью его строения, материалом, из которого он сделан; с помощью взрослого определять разумный способ поведения в предметном мире, основанный на осознании назначения предмета и его свойств. (Например, вазу легко разбить мячом; книга размокает под дождем.)

Группировать предметы по признакам, пользуясь практичес­кими действиями с предметами или картинками.

Составлять первые описательные рассказы о предметах, от­ражая знания о назначении предмета, его строении и назна­чении частей, качествах и свойствах материала, из которого предмет сделан, и о других ярко выраженных особенностях: цвет, форма, размер и др.

Отношение к предметному миру. Проявлять интерес к пред­метам, познанию их назначения, действиям с предметами.

Бережно относиться к предметам, использовать их в соот­ветствии с назначением и свойствами.

 

Уровни освоения программы (4 года)

Низкий. Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует или играет; правильно пока­зывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предме­ты, их качества и свойства, составляют его пассивный словарь.

Требуются советы взрослого по использованию предмета в со­ответствии с его свойствами и назначением.

Средний. Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения, знает их назначение; с помощью взрослого выде­ляет части предметов и их назначение. Применяет обследова­тельские действия для выделения основных качеств и свойств. Умеет пользоваться предметами в соответствии с их назначе­нием и свойствами; осознает безопасные способы поведения в предметном мире.

Высокий. Ребенок устанавливает связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан пред­мет; с помощью вопросов взрослого может объяснить, почему предмет таков, составить простейший описательный рассказ. По­ведение ребенка характеризуется бережным отношением к пред­метам ближайшего окружения; ребенок владеет безопасными способами обращения с предметами ближайшего окружения.

Труд взрослых

Представления. Представление о том, что вещи делаются людьми (на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр), из разных материалов (лепка ми­сочки из глины, куличиков из песка, поделка лодочек из бу­маги, шитье одежды для кукол из ткани и т.д.), разными инструментами (ножницы, иголки и пр.).

Первоначальные представления о хозяйственно-бытовом тру­де взрослых дома и в детском саду (мытье посуды, пола, выти­рание пыли, смена постельного белья, подметание дорожек и т.д.), понимание его направленности на заботу о детях и близ­ких им людях.

Познавательные, речевые и трудовые умения. С помощью взрослого вычленять и называть (по вопросам) компоненты в последовательности их включения в конкретный трудовой процесс. Например: «Что задумали сшить для куклы Кати? Из Чего шили платье? Что нужно было для шитья? Как шили, что сделали сначала, что потом? (Выделение 2—3 действий.) Что Получилось?» Совместно со взрослым устанавливать связь Между целью и результатом труда; отвечать на вопросы, отра­жающие простейшие зависимости между компонентами в тру­довом процессе (почему выбрали для шитья платья ткань, а не бумагу; зачем для работы нужны были ножницы, иголки).

На основе наглядности составлять описательный рассказ о хорошо известном трудовом процессе.

Отражать в играх отдельные виды труда взрослых. Переда­вать в игре отношение взрослого к работе, заботу о близких людях.

Проявлять стремление помочь взрослым в хозяйственно-бы­товом труде: расставить хлебницы, убрать игрушки, собрать листья на участке и т.д. Уметь принять цель, поставленную взрослым, осуществить простейший контроль за ходом работы, добиваться результата.

Отношение к труду взрослых. Проявлять интерес к труду взрослых, к процессу изготовления и преобразования предме­тов; интерес к человеку, который трудится, желание ему по­мочь, самому освоить простые трудовые действия.

Низкий. Ребенка затрудняет дифференцированное воспри­ятие трудового процесса. По просьбе взрослого ребенок может показать, кто выполнил данный трудовой процесс, из чего сде­лан предмет, как его делали. Отвечая на вопросы взрослого, часто использует мимику, жесты, так как пассивный словарь значительно преобладает над активным. Интерес к результату труда выражен слабо, обусловлен в основном игровыми потреб­ностями.

Средний. Дифференцированное восприятие трудового про­цесса. Ребенок может словесно ответить на конкретные вопро­сы о том, кто сделал работу (вымыл чашку, вытер пыль), зачем это сделано; как делали предмет: с чего начали, какие были нужны материалы, инструменты, порядок действий, результат. Возможны затруднения, отдельные ошибки. Активный интерес к человеку, который трудится, к результатам его труда.

Высокий. Дифференцированное восприятие простейших тру­довых процессов по созданию и преобразованию предметов. Ребенок может самостоятельно рассказать о хорошо знакомых трудовых процессах, назвать компоненты и установить связь между ними (по вопросам взрослого). Бережно относится к результатам труда, проявляет благодарное чувство к взрослым за работу и заботу.

Самообслуживание и детский труд

Роль труда малыша по самообслуживанию так велика, что его влияние на развитие личности ребенка не может компен­сироваться никаким другим видом деятельности. Освоение тру­довых процессов по самообслуживанию в младшем возрасте осуществляется постепенно. Прежде всего воспитатель помогает ребенку овладеть простейшими микропроцессами (надеть или снять маечку, платье), из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание и др.). Именно в микропроцессах впервые возникают постановка цели, поиск и освоение способов достижения цели, зарождаются кон­трольно-оценочные умения.

Своевременное освоение процессов самообслуживания дает возможность ребенку самоутвердиться, почувствовать себя само­стоятельным, умелым. Не менее важно в этом возрасте побуж­дать ребенка помогать сверстнику застегнуть пуговицу, снять пальто. Естественное сотрудничество со сверстниками воспиты­вает сопереживание, эмоциональную отзывчивость, общую гу­манистическую направленность взаимоотношений с детьми.

Представления о трудовой деятельности. Первоначальные представления о содержании, способах выполнения отдельных микропроцессов (надеть/снять трусики, колготки, платье; за­стегнуть/расстегнуть пуговицы, молнию; зашнуровать/расшну­ровать обувь; открыть/закрыть кран, намылить руки, смыть мыло, грязь, вытереть руки и лицо полотенцем) и целостных; процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умыва­нием, уходом за внешним видом, поведением за столом во время приема пищи и т.д.

Отчетливые представления о предметах одежды и обуви, а также предметах, используемых детьми в самообслуживании (мыло, полотенце, водопроводный кран, посуда, столовые при­боры и пр.). Знание назначения этих предметов, способов ис­пользования и гигиенических правил обращения, особенностей строения и назначения частей.

Познавательные, речевые, трудовые и игровые умения. С по­мощью взрослого расчленять простейшие процессы по самооб­служиванию на последовательный ряд действий (микропроцес­сов), вычленяя в них цель, способы ее осуществления и кон­троля за качеством результата. Правильно называть процессы самообслуживания, узнавать их на картинках. Понимать, а затем и употреблять в речи точные названия действий (застегнуть, шнуровать, найти лицевую и изнаночную сторону и пр.), поль­зоваться словами рукава, застежка, манжеты и др. Узнавать и правильно называть некоторые блюда, дифференцируя сходные (суп — борщ — щи; каша — пюре; компот — сок — чай и пр.).

Самостоятельно выполнять микропроцессы, а к концу млад­шего дошкольного возраста — целостные процессы самообслу­живания с удовлетворительным результатом при небольшой по­мощи взрослого и сверстников (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч), необходимость которой обусловлена еще ограниченными физическими возможностями младших до­школьников. Использовать ориентировочные действия, метки на одежде и обуви для определения лицевой и изнаночной сторон, верха, низа, правой и левой сторон и т.д. Совместно со взрос­лым оценивать качество полученного результата и исправлять ошибку; уметь предложить и оказать помощь сверстнику.

Отражать процессы самообслуживания в играх на бытовую тематику. В роли мамы учить «своих детей» умываться, кушать, причесываться, следить за своим внешним видом.

Отношение к труду. Испытывать положительные эмоции в ходе выполнения трудовых процессов по самообслуживанию, чувство радости от достигнутого результата. Стремиться к при­знанию своей самостоятельности, самоутверждению, получению одобрения взрослых за умелость, освобождение их от необхо­димости полного обслуживания ребенка. Бережно относиться к вещам личного пользования (зубной щетке, расческе, одежде и обуви), не отдавая их другим и не используя чужие. Соблюдать гигиенические правила поведения за столом при напоминании и внешнем контроле. Радоваться чистой, красивой одежде, ак­куратной прическе, испытывать отрицательные эмоции от вида грязных рук, грязной и рваной одежды, непричесанных волос. Стремиться поддерживать опрятным внешний вид, обращаться к старшим с просьбой помочь устранить недостатки.

Учиться пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи; благодарить словом, улыбкой, жестом.

Низкий. Ребенок выполняет действия с помощью взрослого; стремление к самостоятельности недостаточно выражено: ожи­дает помощи даже в освоенных микропроцессах.

Средний. Ребенок выполняет действия самостоятельно; тре­буется помощь взрослого в выполнении целостных трудовых процессов и в контроле качества. Ярко выражено стремление к самостоятельности в самообслуживании, желание самоутвер­диться. По предложению воспитателя оказывает помощь сверс­тникам и взрослым.

Высокий. Ребенок выполняет самообслуживание самостоя­тельно, с хорошим качеством, при небольшой помощи взрос­лого или сверстника. Активно отстаивает самостоятельность, обнаруживает  устойчивое  стремление  к  оказанию   помощи взрослому и сверстнику.

Категория: СОВЕТЫ | Добавил: admin (07.03.2011)
Просмотров: 4695 | Теги: методист ДОУ, дети дошкольного возраста, воспитание, диагностика, детский сад, подготовка к школе, обучение, методические рекомендации для воспи | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru