Игра — самая любимая и естественная деятельность младших
дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием
детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.
Игра сопровождает малышей в течение всего времени пребывания
в детском саду.
Веселые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными
и заводными игрушками в утренние часы поднимают настроение, сближают детей,
помогают забыть минуты расставания с родителями.
Игровые моменты во время умывания, приема пищи, сборов
на прогулку повышают интерес малышей к выполнению режимных процессов,
способствуют развитию активности и самостоятельности.
Обучение малышей наиболее успешно осуществляется в игре,
поэтому игра является основной формой и содержанием занятий.
На прогулке игры с песком, снегом, водой, с предметами
и игрушками обогащают представления детей о разнообразных качествах и свойствах
предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают
познавательную активность и интерес к экспериментированию.
Сюжетные игры вместе с воспитателем и самостоятельные
игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций: «готовим мишке
обед», «купаем куклу», «лечим зайчика», «принимаем гостей».
реагирует на сигнал, переключается с одного движения
на другое; с большим удовольствием участвует в играх; строго соблюдает
правила, стремится к выполнению ведущих ролей в игре.
Минимальные результаты
Разнообразные имитационные игры, связанные с игровой
передачей различных образов — веселых котят, птиц, бабочек, легких снежинок, —
способствуют развитию воображения и творчества, так же, как и игры с
элементами ряженья, театра.
В течение дня каждый ребенок получает положительные
эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх.
Задачи воспитателя:
— Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка;
— Помогать открывать новые возможности игрового отражения
мира;
— Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и
игровому общению со сверстниками.
Путь развития игры — это совместная игра воспитателя с
детьми, создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному
игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками,
предметами, предметами-заместителями и воспитание доброго отношения детей друг
к другу.
Третий год
жизни
Творческие игры
Содержание. Игры с сюжетными игрушками, игры-имитации
(передача в движении образов зверей, птиц), игры-имитации, сопровождаемые
текстом («Котик и козлик», «Я люблю свою лошадку» и др.), игры со строительным
материалом, использование построек в игре (строим диванчик, кроватку для куклы
и укладываем куклу спать), игровые действия с песком, водой, со снегом.
Игровые умения. В совместной со взрослыми игре передавать
простой сюжет — цепочку связанных по смыслу действий с игрушками.
Самостоятельно воспроизводить игровые действия, переносить
их на другие игрушки (купать, кормить, гулять — не только с куклой, но и с
другими игрушками).
По показу взрослого и самостоятельно пользоваться предметами-заместителями
(палочка — ложка, кубик — машина). Связывать игровые действия с образом
взрослого (как мама, как папа), с образом животного (как зайчик, как петушок).
Сосредоточенно играть с игрушками.
По примеру воспитателя передавать в играх-имитациях характерные
движения и звукоподражания: наседка и цыплята, кошка и котята, самолеты,
автомобили, комарики и пр. Слушая текст, произносимый воспитателем,
самостоятельно воспроизводить соответствующие игровые действия: собирать
цветы, изображать действия зайчика, козлика, котика. Импровизировать различные
движения под музыку: скакать как лошадки, летать как бабочки.
Вступать в общение с воспитателем через игровой
персонаж. (Воспитатель от лица куклы спрашивает: «А что я буду кушать? А куда
мы пойдем гулять?». Ребенок отвечает и совершает игровые действия.)
Наблюдать за игровыми действиями других детей,
пытаться подражать им. Спокойно играть рядом с другими детьми.
По показу воспитателя включаться со сверстниками в
игру с общей игрушкой (прокатывать мяч друг другу, катать кукол в одной коляске).
Использовать простейшие постройки в игровом сюжете.
Развивать сюжет при помощи постройки. (Кукла смотрит из домика, выходит гулять
по дорожке, садится на скамейку.)
Проявлять добрые чувства по отношению к игрушкам (приласкать
зайчика, накормить куклу).
Вместе с воспитателем и другими детьми участвовать в
разрешении проблемно-игровых ситуаций («Наш зайчик заболел»; «Мишутка потерял
свои сапожки»; «У лисички нет домика»; «Кукла Оля испачкала платье»; «Обезьянка
ждет гостей»; «Как развеселить грустного попугайчика?»).
Действовать в соответствии с игровой задачей (положить
красный шарик в красную коробочку; большому мишке дать большую чашку,
маленькому — маленькую).
Разговаривать с воспитателем по ходу игры: о названии
предмета, о его цвете, размере. Проявлять сообразительность в игре: сложить
домик из квадрата и треугольника, елочку из трех треугольников. Задавать
уточняющие вопросы воспитателю: «Что это?», «Как это называется?», «Куда
поставить матрешку?»
Четвертый год жизни
Творческие игры
Содержание. Элементарные сюжетно-ролевые игры на бытовые
темы. Игры с элементами драматизации. Игры с имитацией образов зверей, птиц,
сказочных персонажей. Игры-фантазии с использованием пальчикового театра,
кукол-перчаток (на перчатку или варежку нашиваются мордочки зверушек). Игровые
импровизации под музыку, литературный текст. Создание простых построек из строительных
материалов, игровых модулейЛкоробок и использование их в игре. Игра-экспериментирование
с разными материалами: водой, песком, снегом, бумагой и пр.
Игровые умения. В совместной игре с воспитателем принимать
игровую роль, участвовать в несложном ролевом диалоге. Правильно называть себя
в игровой роли («Я — шофер»), называть игровые действия («Я завожу мотор,
мотор работает: р-р-р, я еду быстро, я везу подарки»). Отвечать на вопросы об
игре («Как зовут твою дочку?», «Что ты ей сварила?», «Может быть, твоя дочка
хочет погулять?», «Куда вы пойдете гулять?»).
В самостоятельной игре передавать сюжет из нескольких
действий. Самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или
иной игровой роли: белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для
матроса.
По побуждению воспитателя дополнять игровую
обстановку, а также самостоятельно разворачивать игру в соответствующем игровом
уголке: уголок парикмахерской, кухни, магазина, больницы. Использовать
предметы-заместители.
Вступать в игровое общение со сверстниками: парное, в
малой группе. Элементарно договариваться о совместных действиях («Давай катать
машинки», «Давай играть с мячом»), о ролях («Я буду лечить, приносите своих
детей»). Объединяться со сверстниками в играх-имитациях, отражать характерные действия
(«Мы — мышки, бегаем тихо-тихо и пищим, мы ищем сыр и сухарики»), проявлять
воображение и творчество: кружатся снежинки, летят большие и маленькие птицы,
веселые и грустные бабочки и т. п. Принимать игровой образ и отражать его в
движениях, в разном темпе («Маленькие ножки бегут по дорожке, огромные ноги
бредут по дороге; бабочки летают — солнышко сияет, дождик полил — крылышки замочил,
трудно лететь — на цветочек нужно сесть»).
Проявлять желание создавать игровые образы в соответствии
с разным настроением музыки, ее темпом: изображать неуклюжих медведей, веселых
зайчиков, птиц, цветы, раскрывающиеся под лучами солнца и засыпающие вечером.
По побуждению и примеру воспитателя отражать в играх
персонажи, ситуации знакомых сказок: разыгрывать «Репку», «Курочку рябу».
Участвовать в хороводных играх, организуемых воспитателем: «Каравай», «Венок»,
«Круг-кружочек». Самостоятельно по желанию играть в эти игры. Использовать в
играх предметы для ряженья, простейшие музыкальные инструменты и т. п.
Импровизировать с персонажами пальчикового театра (на
пальцы надеваются головки зверушек или кукол), с куклами-варежками (на варежку
нашиваются аппликации мордочек зверей); изображать игровые действия,
сопровождать их речью, вступать в игровой диалог с другим ребенком.
Вместе с воспитателем строить из разных деталей
(игровые модули, крупный строитель, коробки, стульчики) автобусы, поезда,
корабли и отправляться в общее «путешествие». Используя кубики, конструктор,
создавать простые постройки, давать им название (это — башня, это — гараж),
использовать постройки в дальнейшей игре (кукла начинает жить в новом доме), радоваться
осуществлению своих целей. . ,{ vi
Игра-экспериментирование с разными материалами Игры с
песком и снегом. «Лепим колобки», «Делаем фигурки» (дети экспериментируют с
разными формочками и материалами: мокрый и рассыпчатый снег, влажный и сухой
песок), «Делаем дорожки и узоры из песка» (дети тонкой струйкой сыплют песок на
землю, асфальт, цветную бумагу из малой лейки без наконечника, ведерка с
дырочкой в дне, кулечка с небольшим отверстием, делая разные узоры). «Цветной
снег» (Дети поливают уплотненный снег тонкой струйкой окрашенной воды, рисуя
узоры). «Разные ножки бегут по дорожке» (дети экспериментируют, отпечатывая
следы разной обуви на снегу, оставляя отпечатки следов игрушек с колесами или
полозьями, изображают «трактор», протаптывая узкие и широкие дорожки к домикам
игрушек).
Игры с водой и мыльной пеной. «Веселые
путешественники», «Веселые кораблики» (дети запускают в таз с водой, в лужу, в
ручеек разные предметы — лодочки, щепочки, кораблики; наблюдают за ними,
делают «волны», «ветер», отправляют в плаванье мелкие игрушки). «Нырки» (дети
топят в тазу или в ванночке маленькие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики
от пинг-понга, разжимают пальцы — и игрушки выпрыгивают из воды). «Вот какая
пена!» (дети соревнуются, кто лучше взобьет пену в тазике). «Ловкие пальчики»
(дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы и отжимают их, переливая
воду из одного тазика в другой). «Бульбочки» (в тазу с водой дети булькают
воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают
разными бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких
случаях получается больше «бульбочек»).
Игры с бумагой. «Снежки» (дети комкают бумагу, делают
«снежки» и бросаются ими); «Блестящие комочки» (дети комкают тонкую фольгу,
делают разные комочки и играют с ними); «Бумажный вихрь» (дети нарезают
ножницами кусочки цветной тонкой бумаги и сдувают ее с помощью «ветра», создаваемого
листом плотной бумаги, веером или дыханием, наблюдают за «полетом»).
Игры с тенью. Воспитатель закрепляет источник света
так, чтобы на стене четко обозначилась тень, и дети по своему желанию
экспериментируют с тенями: с отражением своих рук, движений различных игрушек,
предметов.
Дидактические игры
Содержание.
Игры с предметами, дидактическими игрушками, с
картинками. Развитие умения выделять различные сенсорные признаки в предметах
и их изображениях (цвет, размер, форму); выделять в предмете несколько
признаков: его назначение, части, материал; различать «правильные» и
«неправильные» предметы (ведерко с донышком и без донышка, варежка с пальчиком
и без пальчика).
В игровых ситуациях помогать игровым персонажам решить
их «проблемы» (помочь мишке выбрать корзинку нужной величины, чтобы вошли все
найденные им грибы; помочь кукле подобрать одежду по размеру; помочь зайчику
выбрать теплую шапочку). При этом дети осуществляют выбор нужного предмета
среди нескольких, не соответствующих условиям или потребностям игрового
персонажа.
Объединять предметы в группы по 1—2 признакам: по цвету
и форме, по цвету и размеру. Раскладывать предметы в убывающем или
возрастающем по размеру порядке: от самого большого к самому маленькому и
наоборот. Определять предметы на ощупь, по звуку, по вкусу и запаху, не глядя
на них (игры типа «Чудесный мешочек», «Узнай, кто позвал», «Что попало к нам в
роток, что попало на зубок» и т. п.).
Настольные игры (лото, кубики, мозаика, разрезные картинки):
складывание картинки из 4—6 частей, составление мозаики по образцу и замыслу,
подбор предметных картинок к сюжетным (мама накрывает на стол — подберем для
нее посуду; куклы собираются гулять — подберем им одежду и пр.). Находить на
картинках одинаковые предметы в контурном и цветном их изображении.
Игровые умения.
Принимать игровую задачу, выполнять действия в нужной
последовательности, подбирать предметы по определенным признакам, начинать
действовать по сигналу. (Например, сначала поставить домики, потом развесить
замочки, потом к каждому замочку подобрать ключи.) Действовать по образцу и в
соответствии с игровой задачей, учиться понимать несложные схемы (вести
игровой персонаж по игровому полю, согласно направлению стрелок). Замещать
реальные предметы геометрическими фигурами.
Отвечать на вопросы воспитателя по ходу игры об
игровых действиях, материалах и т.д.
Уровни освоения программы (4 года)
Низкий. Игры однообразны и примитивны по содержанию.
Ребенок воспроизводит одни и те же игровые действия, не пытается их обогатить.
Использование предметов-заместителей вызывает затруднение. В совместной игре с
воспитателем не инициативен. Затрудняется обозначить свою игровую роль. Участвует
в общих играх, организуемых воспитателем, но проявляет неустойчивость в игровом
общении: дружеское отношение сменяется конфликтами, попытками завладеть
игрушками других детей. Игровое сосредоточение недостаточное: начинает игровые
|