Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 19.04.2024, 23:58

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДОШКОЛЬНИКАМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ [18]
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ [28]
ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ [55]
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ [182]
ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [101]
ДЕТЯМ О КОСМОСЕ [42]
КРОССВОРДЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [102]
СОСТАВЛЯЕМ РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ [34]
Главная » Статьи » МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА » ДЕТЯМ О КОСМОСЕ

«БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» (конспект занятия по развитию элементарных математических представлений)

ЦЕЛИ:

• Закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пре­делах 10 упражнять детей в выполнении этих действий

• Закреплять понятия однозначного и двузначного чи­сел, отрабатывать понятия «единица» и «десяток»

• Учить детей сравнивать числа в пределах 100 с исполь­зованием «алгоритма сравнения»

• Развивать логическое мышление детей (анализ и син­тез) путем решения задач на составление последовательнос­ти и на определение недостающего элемента

• Развивать творческую фантазию и воображение у детей

• Развивать интерес к математике, воспитывать позитив­ное отношение к учебе, желание узнать новое

1 Занятие ориентировано на детей подготовительной к школе группы. Чтобы провести это занятие в старшей группе, нужно су­щественно упростить задания: оставить счет в пределах 10 (20), срав­нение чисел первого десятка, возможно, исключить логическую задачу.

 

а

р

с

 

 

 

 

л

У

т

о

н

 

 

 

 

 

 

Зл

У

н

а

 

 

е

н

е

Р

а

0

л

ь

Ц

о

 

 

п

и

т

е

Р

 

 

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

• Карта-схема большого космического путешествия с передвижным космическим кораблем

• Карточки круглой, овальной и прямоугольной формы для каждого ребенка, простые карандаши

• Логическая таблица, недостающие элементы для нее в виде раздаточного материала

• Чертежи различных этапов постройки космического корабля

• Модель космического корабля

• Инопланетянин Кубарик с планеты «Больше-меньше»

• Наборы цифр от 0 до 9 для каждого ребенка

Ход   ЗАНЯТИЯ ЧАСТЬ 1

Введение

В начале занятия проводится круговая игра «Волшебная палочка».1 На этот раз волшебная палочка может задавать как вопросы, связанные с устным счетом (сложение и вычита­ние в пределах 10), с понятием предыдущего и последующего чисел, так и вопросы, связанные с космосом и космонавтикой.

ЧАСТЬ   2

Приращение знаний Погружение в проблему

Раздается стук в дверь, и помощник воспитателя прино­сит письмо.

Воспитатель (вместе с ребятами рассматривает пись­мо): Интересно! На конверте написан адрес нашего дет­ского сада. Кому: «Детям подготовительной группы».

1 Игра «Волшебная палочка» взята из технологии Е.В. Рылее­вой «Открой себя», с которой автор знакомила воспитателей дет­ских садов на своем семинаре в мае 1999 года.

А кто же послал нам это письмо? Посмотрите, на конверте изображена ракета! Неужели письмо от космонавтов? Да­вайте прочитаем!

Дорогие ребята! Мы отправляемся в полет к далекой планете. Оттуда по­ступили к нам сигналы бедствия, просьбы о помощи. Да вот беда: сломался наш компьютер, и маршрут теперь неизвес­тен. Осталась только схема. Помогите нам в ней разобраться. Посылаем  вам   подсказки.

Подсказка №1. Сначала звездолет должен лететь к той из звезд,   которая находится дальше от Земли.

Подсказка № 2. Чтобы не попасть в ловушку «черной дыры», расстояние между ней и кораблем должно быть боль­ше   8  космических  единиц.

Подсказка №3. У желтой звезды Вега сильное излу­чение,   которое  убивает все живое.

Подсказка №4. Нужно лететь к звезде с нечетным но­мером,   расстояние до которой равно   8.

Подсказка № 5. Около этой звезды вращается несколь­ко планет.   Выберите нужную нам с помощью таблицы.

Сначала зачитывается только текст письма и ребята вместе с воспитателем рассматривают схему (см. 2 стр. обл.). Подсказки зачитываются не сразу. К ним воспитатель при­бегает постепенно, по мере необходимости.

Воспитатель: Итак, ребята, наши космонавты отправля­ются в путь, конечно же, с Земли. Вот наша планета на схеме. От нее, как вы видите, ведут две космические трассы - к жел­той звезде Вега и к красной звезде Альдебаран. К какой же из них нам отправиться? Посмотрим на подсказки космонавтов.

Подсказка № 1.  Сначала звездолет должен лететь к той из звезд,  которая находится дальше от Земли.

Подсказка № 3.   У желтой звезды Вега сильное излучение, которое убивает все живое.

На схеме расстояния до звезд указаны с помощью ариф­метических примеров. Значит, эти примеры мы должны ре­шить. Возьмите, пожалуйста, овальные карточки и решите написанные на них примеры. А я эти же примеры напишу на доске.

Воспитатель вызывает к доске двух детей для решения примеров. Все остальные решают примеры на рабочих мес­тах, затем проверяют решение, указывая на возможные ошиб­ки. После решения примеров воспитатель, не уточняя расстоя­ния до желтой и красной звезд, приглашает к схеме еще одного ребенка и просит его переставить космический звездолет к той звезде, расстояние до которой от Земли больше. Вызванный к доске должен доказать свое решение, объяснив, что расстояние до красной звезды - 5 космических единиц — больше, чем рассто­яние до желтой звезды — 3 космических единицы.

Воспитатель: Итак, мы с вами оказались у красной звезды Альдебаран. От нее идут две космические трассы - к голубой звезде Сириус и белой звезде Бетельгейзе. Но обратите внимание, ребята, на схеме указана и еще одна звезда, она помечена буквой Ч. Это так называемая «черная дыра». Это звезда небольшого размера, которая обладает огромной силой притяжения. Ее сила притяже­ния так велика, что черная дыра может притягивать к себе и расплющивать космические корабли, кометы и даже це­лые планеты, которые в своем движении окажутся слиш­ком близко к «черной дыре». Послушайте, что говорится во второй подсказке.

Подсказка № 2.   Чтобы не попасть в ловушку «черной дыры», расстояние между пей и кораблем должно быть не меньше 8 космических единиц.

Здесь, на схеме, показаны расстояния от корабля до «черной дыры», если он отправится по каждой из двух трасс. Возьмите, пожалуйста, карточку квадратной формы и ре­шите записанные на ней примеры, а я эти же примеры запи­шу на доске.

5 + 4 = 10-3

Воспитатель приглашает к доске двух детей для реше­ния примеров. Вся группа проверяет решение. Можно работу организовать иначе: поручить детям проверить правильность решения друг у друга.

Затем еще один ребенок переставляет корабль к той звез­де, путь до которой, по его мнению, безопасен. Возможно воз­никновение дискуссии, разногласий между детьми по поводу выбора одной из двух звезд. Воспитатель должен добиваться того, чтобы ответы детей были доказательными. Каждый ребенок у доски или схемы должен объяснить свое решение товарищам.

Воспитатель: Итак, мы оказались около голубой звез­ды Сириус. Это одна из самых ярких звезд на нашем ночном небе. Эта звезда замечательна еще и тем, что она двойная. Оказывается, Сириус - это не одна звезда, а две. Но они находятся очень близко друг к другу, и, если смотреть на них с Земли, они как будто сливаются в одну. От Сириуса идут три космические трассы - к желтой звезде Вега, к бе­лой звезде Бетельгейзе и красной звезде Альтаир. К какой же из них лежит наш путь? Заглянем опять в подсказки кос­монавтов.

Подсказка N° 2.  Чтобы не попасть в ловушку «черной дыры», расстояние между ней и кораблем должно быть больше 8.

Подсказка № 3.   У желтой звезды Вега очень сильное излучение,  которое убивает все живое.

Пример на карточке прямоугольной формы поможет вам узнать, можем ли мы с Сириуса лететь к белой звезде Бетельгейзе. Решите его, пожалуйста.

Опять к доске вызываются два ребенка. Один из них решает пример и доказывает, что лететь с Сириуса к Бетельгейзе нельзя. Второй переставляет космический ко­рабль к нужной, по его мнению, звезде и объясняет свое решение. Методом исключения дети должны прийти к выводу, что единственно возможный путь от Сириуса ве­дет  к Альтаиру.

Воспитатель: Итак, мы оказались у красной звезды Альтаир. От нее опять идут три космические трассы к трем разным звездам.

Подсказка № 4. Нужно лететь к звезде с нечетным номером, расстояние до которой равно 8 космическим единицам.

Возьмите, пожалуйста, карточку круглой формы. Ре­шив примеры, написанные на ней, мы узнаем расстояния до звезд № 1, 2 и 3.

Трое детей у доски решают примеры.   Дети, работающие с карточками, проверяют их решение и указывают на возможные ошибки. Затем еще один из детей выбирает звезду с нужным номером. Все вместе методом исключения, вспоми­ная четные и нечетные числа, определяют, что нужно ле­теть к звезде № 3.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а около этой звезды вращается несколько планет. К какой же из них лететь?

Подсказка 5. Около этой звезды вращается несколько планет. Выберите нужную нам с помощью таблицы.

Воспитатель вместе с детьми решает логическую таб­лицу на нахождение недостающего элемента. В том случае, если дети затрудняются в решении, можно предложить им несколько вариантов ответа для того, что­бы они выбрали нужный и обосновали свой выбор.

Воспитатель: Итак, мы определили, что цель косми­ческого путешествия - зеленая круглая планета с голубым треугольником. А вообще-то, ребята, я думаю, что космо­навты решили над нами немного подшутить. Потому что, конечно же, не бывает планет квадратной или треугольной формы. Все планеты имеют форму шара. А сейчас я свя­жусь по космической связи с космонавтами и объясню им, по какому маршруту они должны лететь.

Воспитатель берет в руки «прибор космической свя­зи» и ведет переговоры с космонавтами. Космонавты переда­ют ребятам привет и сообщают, что космический корабль уже отправился в путь по найденному ребятами маршруту. Они передают также, что на звездолете началась космичес­кая зарядка,  и приглашают ребят сделать зарядку.

ЧАСТЬ   3

Физкультминутка

Под плавную музыку ребята выполняют различные уп­разднения, имитируя движения космонавтов в невесомости. Космическая зарядка проводится подобно игре «Придумай движение и повтори».

ЧАСТЬ   4

Сравнение двузначных чисел

Воспитатель: Зарядка закончена, прошу всех занять свои места. Опять на связи космический корабль.

Сообщение космонавтов можно записать на магнитофон. Его может также пересказать детям воспитатель.

«На связи звездолет «Заря»! На связи звездолет «Заря»! Ре­бята, с вашей помощью мы нашли планету, откуда к нам поступи­ли просьбы о помощи. Эта планета называется «Больше-меньше», и живут на ней веселые инопланетяне, которые очень любят ма­тематику. Оказывается, они давно наблюдают за нашей Землей. А когда мы рассказали, что найти их планету нам помогли ребята из детского сада, они очень удивились. И сразу же захотели с вами подружиться. Но им все же не верится, что вы так хорошо знаете математику. Они посылают вам задание, чтобы прове­рить, хорошо ли вы знаете двузначные числа».

Воспитатель: Ну что ж, ребята, покажем инопланетя­нам, что мы не хуже их умеем составлять двузначные числа. Сначала давайте вспомним, какое число мы называем одно­значным?

Дети с помощью воспитателя вспоминают, что однознач­ными называются числа, которые записывают с помощью одного знака или одной цифры.

Воспитатель: А какие же числа тогда называются дву­значными?

Дети: Это такие числа, которые записывают с помо­щью двух цифр.

Воспитатель: Что же обозначает первая цифра в запи­си двузначного числа? И что обозначает вторая цифра?

Дети: Первая цифра обозначает, сколько в числе десят­ков, вторая - количество единиц.

Воспитатель: Правильно. А сейчас выложите цифра­ми из вашего рабочего набора число, в котором 3 десят­ка и 5 единиц. Как называется это число?

Дети: Это число тридцать пять.

Воспитатель: Правильно! А рядышком с ним выло­жите, пожалуйста, число, которое состоит из 8 единиц и 2 десятков.

Воспитатель может намеренно написать на доске непра­вильное число, «перепутав» количество десятков и единиц. Дети должны обнаружить ошибку и исправить ее.

Воспитатель: А теперь сравните эти два числа. Что зна­чит сравнить два числа, напомните мне, пожалуйста?

Дети: Это значит определить, какое число больше, а какое меньше.

Воспитатель: Кто сможет мне хорошо объяснить, ка­кое из двух чисел больше?

Дети сравнивают числа, используя «алгоритм сравнения»: сначала сравнивается число десятков, затем, если необходи­мо, число единиц. В нашем случае дети должны дать пример­но такой ответ: «В числе 35 - три десятка, в числе 28 - два десятка. 3 десятка больше, чем 2 десятка. Значит, число 35 больше числа 28, а число 28 меньше числа 35».

Воспитатель: Кто из вас думает по-другому? Может, кто-то не согласен с таким результатом сравнения? Нет? Тог­да составьте, пожалуйста, число 43. Сколько в этом чис­ле десятков и единиц? Рядом выложите из цифр число 51. А в нем сколько десятков и единиц? Сравните, пожалуйста, эти два числа.

Как и в первом случае, воспитатель требует доказатель­ного ответа, основанного на применении «алгоритма сравне­ния». Он заключается в том, что сначала у двух чисел срав­нивают количество десятков и лишь потом, если десятков у них поровну, сравнивают единицы. После решения этих при­меров опять включается космическая связь.

«На связи звездолет «Заря»! На связи звездолет «Заря»!

Молодцы, ребята! Вы нас не подвели, не ударили в грязь лицом перед инопланетянами! Они поняли, как много вы знаете, как хорошо решаете разные примеры и задачи. Инопланетяне с «Больше-меньше» просят вас о помощи.


Они очень хотят прилететь на Землю - уже начали строить звездолет. Но кто-то пере­путал все чертежи, и они теперь не знают, что должны делать сначала, а что потом. Помогите им разобраться с чертежами!»

Детям предлагается 6 рисунков-схем. Дети должны выс­троить их в нужной последовательности, прикрепив к каж­дому рисунку порядковый  номер.

ЧАСТЬ   5

Прилет Кубарика

Построить эту часть занятия можно по-разному. На­пример, организовать «прилет» инопланетного звездолета с Кубариком - жителем планеты «Больше-меньше». Воспи­татель вместе с Кубариком подводит итоги занятия (ме­тод двойной оценки). В заключение Кубарик может вручить ребятам   небольшие   сувениры.

Категория: ДЕТЯМ О КОСМОСЕ | Добавил: admin (22.05.2011)
Просмотров: 3481 | Теги: конспект занятия в ДОУ, занятие о космосе в детском саду, дошкольникам о космосе, рассказы о космосе для дошкольников, детям о космосе | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru