«Найди лишнее, или Исключение понятий»
Цели: развитие логического мышления (анализ и синтез);
развитие умения проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо
основному, существенному признаку; развитие памяти.
Ход игры
Первый уровень (с опорой на наглядность). Воспитатель
показывает детям наборы из четырех картинок. Перед детьми ставится задача -
найти среди картинок лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.
Второй уровень (без опоры на наглядность). Воспитатель
зачитывает детям наборы слов. Задача детей - найти в этом наборе лишнее слово,
не укладывающееся в общую схему. Для темы «Покорение космоса» предлагаем такую
мотивацию. Воспитатель: «Мы космонавты, собираемся сесть в космический корабль
для полета к дальним планетам. Перед тем как отправиться в полет, космонавты
долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть
испытание на сообразительность. Сейчас я хочу устроить такое испытание вам. У
меня есть несколько наборов картинок (слов). Подумайте хорошенько, что в
предлагаемых наборах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ».
Предлагаемые наборы слов:
1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
4. Лист, почка, кора, чешуя, сук.
5. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
6. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.
7. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.
8. Дом, печь, дым, хлев, будка.
9. Береза, сосна, дуб, осина, клен.
10. Василек, роза, ромашка, лютик, ландыш.
11. Яхта, колесо, машина, автобус, самолет.
12. Лук, морковь, яблоко, огурец, помидор.
13. Секунда, минута, вечер, час, неделя.
14. Самолет, пароход, поезд, техника, автомобиль.
15. Карандаш, ручка, фломастер, кисть, чернила.
16. Слон, жираф, носорог, пингвин, бегемот.
17. Книга, тетрадь, карандаш, блокнот, альбом.
18. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
19. Роза, гвоздика, пион, василек, георгин.
20. Дерево, пластмасса, стекло, стол, сталь.
Наборы слов можно составить самостоятельно. В начале
обучения детей игре, набор может состоять из трех слов, а затем расширяться до
четырех, потом до пяти.
«Укрась слово»
Цель: развитие образного мышления, воображения.
Ход игры
Группа детей делится на команды. Каждой команде дается
существительное и ставится задача за 1 минуту набрать как можно больше
прилагательных, которые подходят к данному существительному. Выигрывает та
команда, которая подобрала больше прилагательных, лучше «украсила» свое слово.
«Дверная
скважина»
Цель: развитие зрительной памяти и пространственного
мышления.
Ход игры
Воспитатель: «Предлагаю будущим космонавтам еще одно
испытание на сообразительность. Я покажу вам картинки с изображением того, что
вы можете увидеть на далекой планете. Но представьте, что иллюминаторы в нашем
корабле маленькие, экраны ваших скафандров тоже невелики. Поэтому видеть всю
картинку целиком вы не можете. Вы увидите отдельные фрагменты и должны
догадаться, что же изображено на картинке». Для игры необходимо приготовить
небольшую яркую картинку и лист бумаги, по площади примерно вчетверо
превосходящий размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие
круглой формы (как иллюминатор). Ведущий прикрывает картинку этим листом и
кладет ее перед играющими (лучше, если их будет 4-5 человек). Рассматривать картинку
можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая
его. Все рассматривают картинку одновременно, но каждый водит лист в течение 1
минуты. Затем один из игроков рассказывает, что изображено на картинке, другие
исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается и
воспитатель объявляет победителя, лучше и подробнее всех рассказавшего о том,
что изображено на картинке.
«Звук потерялся»
Цель: развитие внимания, развитие фонематического
слуха.
Ход игры
Воспитатель: «Космонавты должны быть очень внимательны.
Сейчас мы потренируем наше внимание в одной простой игре». Воспитатель называет
заранее подобранные простые слова, в которых пропущен какой-то звук, без которого
слово превращается в бессмыслицу. Дети должны говорить, какой именно звук
пропущен и как будет правильно звучать слово. Игра проводится в кругу,
воспитатель бросает мяч одному из детей, тот должен вернуть мяч вместе с правильным
ответом. Еще один вариант игры: слово с точками вместо пропущенного звука
пишется на доске, дети должны вписать нужный звук и прочесть слово целиком.
«Разведчики»
Цель: развитие у детей наблюдательности, коммуникативности,
организаторских способностей.
Ход игры
Воспитатель: «Наш космический корабль совершил посадку
на неизведанной планете. Прежде чем высадиться на ней и разбить лагерь, мы
должны провести разведку. Давайте выберем разведчика и командира. Остальные
дети образуют отряд, или группу разведки».
В комнате стулья расставлены хаотично. Разведчик прокладывает
маршрут между стульями, обходя их с разных сторон. Командир наблюдает за
действиями разведчика, а потом проводит свой отряд по проложенному маршруту.
Можно построить игру и по-другому: командир ведет отряд из того места, где
закончил свой путь разведчик, в то место, из которого разведчик вышел.
После игры дети обсуждают правильность действий
командира и допущенные им ошибки.
«Что изменилось?»
Цели: тренировка наблюдательности, развитие зрительной
памяти.
Ход игры
Воспитатель: «А сейчас мы проверим, какая память у
наших космонавтов». Для игры первоначально выбирается группа из 7-9 человек.
Дети становятся в одну шеренгу по росту. Воспитатель вызывает двух детей,
ставит их лицом к шеренге и предлагает запомнить внешний вид всех участников
игры. На это дается 1-2 минуты. После этого водящие удаляются в другую комнату.
По указанию воспитателя дети, стоящие в шеренге, вносят мелкие изменения в
костюм или прическу.
Затем по очереди вызывают водящих. Каждый из них
должен назвать те изменения, которые заметил. Побеждает тот, кто заметил больше
изменений.
|