Цели:
— закрепить представление о Солнце;
— совершенствовать умение соотносить предметы по
форме, складывая целое из частей;
— развивать логическое мышление и воображение детей.
Материалы и оборудование:
— костюм Незнайки;
— картинки с изображением космического корабля, разрезанные
по принципу мозаики (для каждого из детей);
— цветные карандаши;
— листы для рисования с изображением Солнца (по числу
детей);
— изображение Солнца, велосипеда, автомобиля, самолета,
космического корабля для фланелеграфа;
— фланелеграф.
Предварительная работа: наблюдение за Солнцем;
рассматривание атласа по астрономии; чтение художественной литературы о
Солнце.
Под фонограмму песни «Солнечный круг» дети заходят в зал.
Вбегает Незнайка, в руках у него воздушные шары.
Незнайка. Здравствуйте, ребята, вы рады меня видеть? А узнали,
кто я?
Проснулся я сегодня утром от заглянувшего в окно
солнышка и запел: «Солнце, Солнце, загляни в оконце». И вдруг подумал: «А почему бы мне не совершить путешествие к Солнцу? Правда, это будет здорово?»
Дети
отвечают.
Воспитатель. На чем же ты собрался лететь к Солнцу, Незнайка?
Незнайка. Как на чем? У меня же много воздушных шариков, на них
и полечу.
Воспитатель. Ребята, сможет ли Незнайка совершить космическое
путешествие на воздушных шариках? Почему?
Дети. Солнце очень далеко от нас, оно очень горячее, в
космосе холодно, нет воздуха.
Воспитатель. Знаешь ли ты, Незнайка, на чем люди совершают
космические путешествия? А вы, ребята?
Конкурс «Собери космический корабль»
Воспитатель предлагает детям подойти к столам, на которых
заранее подготовлены для каждой команды разрезные картинки с изображением
космического корабля. Дети собирают «космические корабли» и показывают их
Незнайке.
После этого воспитатель знакомит детей с правилами
игры «Космонавты»,
Подвижная игра «Космонавты»
По краям площадки чертятся контуры ракет
(трехместные). Общее количество мест должно быть меньше количества играющих
детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу,
приговаривая: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую
захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет». С
последним словом дети опускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не
хватило места, остаются на космодроме, а те, кто сел, закрыв глаза, по очереди
рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и
игра повторяется.
Незнайка. Ну что ж, уговорили, тогда я полечу на Солнце в
космическом корабле.
Воспитатель. В какой же одежде ты собираешься лететь?
Незнайка. Конечно, в этих замечательных штанишках и рубашке.
Воспитатель. Ребята, можно ему лететь в этой одежде? А в какой
нужно? Почему?
Дети объясняют Незнайке, что космонавтам необходима
специальная одежда.
Незнайка. Что ж, придется найти скафандр.
Конкурс «Кто быстрее»
Воспитатель предлагает детям надеть скафандры
(комбинезоны).
Воспитатель. Скажи нам, Незнайка, когда ты рассчитываешь
вернуться из путешествия?
Незнайка. Завтра, у меня дома очень много дел.
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, сможет ли Незнайка так
быстро долететь до Солнца и вернуться обратно?
Дети
отвечают.
Воспитатель предлагает детям выйти на середину зала и
образовать полукруг, где заранее стоит фланелеграф, на нем размещает
изображение Солнца.
Оказывается, ребята, Солнце настолько далеко от нас,
что на велосипеде до него можно доехать за 3000 лет, на машине — за 1000 лет,
на самолете долететь — за 20 лет (вы успеете стать взрослыми за время полета),
на ракете — за несколько месяцев.
По мере сообщения о времени передвижения до Солнца
воспитатель выкладывает на фланелеграф изображение велосипеда, машины,
ракеты. Во время рассказа дети подражают езде на велосипеде, машине, полету на
самолете и ракете.
Так на чем же быстрее всего можно добраться до Солнца?
Дети отвечают.
Незнайка. Ну что ж, тогда ждите меня через несколько месяцев.
Воспитатель. И последний вопрос: скажи, Незнайка, ты хочешь
близко подлететь к Солнцу?
Незнайка. Ну, конечно, и даже побегать по нему.
Воспитатель. Дети, как вы считаете, это возможно?
Дети объясняют, что Солнце — огромный, раскаленный
шар, и при приближении к нему можно сгореть.
Конечно, Незнайка, Солнце настолько горячее, что на
расстоянии нескольких тысяч километров от него ты сгоришь вместе с ракетой. С
поверхности Солнца постоянно извергаются языки пламени. (Демонстрирует изображение
или фотографию Солнца.)
Солнце — светило, клокочет вулканом,
Бурлит, как кипящий котел, непрестанно,
Протуберанцы взлетают фонтаном,
Жизнь и тепло дарит всем неустанно.
Солнце — звезда, преогромнейший шар —
Свет излучает, как будто пожар.
Ж. Парамонова
Детям раздают листочки с нарисованным кружком
(контуром Солнца) и предлагают подрисовать извергающиеся с его поверхности языки
пламени.
Незнайка (смотрит на рисунки). Солнце — такое маленькое и
такое горячее?
Воспитатель. Ребята, вы тоже думаете, что Солнце маленькое. Так
ли это? Наблюдали ли вы за самолетом в небе? Каким он нам кажется в полете?
Конечно, крошечным, потому что летит далеко от нас. А ведь на самом деле
самолет очень большой, правда? Так и Солнце. Ведь мы знаем, насколько далеко
от нас оно находится. Значит, Солнце — огромное.
Незнайка. Вижу я, что придется отказаться мне от путешествия.
Многому вы меня сегодня научили, и за это хочу подарить вам всем песенку, если
вы знаете ее, подпевайте.
Поет песню
«Солнечный круг» и раздает детям воздушные шары.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ОШИБКУ»
Цели:
— закреплять представления детей о Солнечной системе;
— закреплять знания детей о порядке расположения
планет относительно Солнца, их величине;
— развивать логическое мышление, внимание, память,
учить объяснять свой выбор;
— развивать познавательный интерес.
|