Конспект занятия «Космическое путешествие» для детей старшей группы
Цели: - продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, делить слова на слоги; подбирать однокоренные слова (к словам «звезда», «земля»); - упражнять в построении графической модели звуков в форме кругов Эйлера; - расширять представления о планетах солнечной системы и созвездиях; - воспитывать умение сотрудничать на занятиях, адекватно оценивать свои действия и действия товарищей.
Словарная работа: уточнение и расширение словаря: звук – гласный, согласный; твердый, мягкий; слог, модель, солнечная система, планета. Созвездия: Нептун, Венера, Марс, Земля, Плутон, Уран, Сатурн, Рак, Ле6бедь, Медведица.
Материал: - демонстрационный: макет Солнечной системы; панно с изображениями созвездий; два больших обруча, два средних, два маленьких; квадраты красного, синего, зеленого цветов, длинная веревка. Карта – схема «Марс»; указка, фишки красного, синего, зеленого цветов; аудиозапись «Спей-с»; мяч; - раздаточный; картинки – схемы « Марс»; указки, пеналы с фишками тех же цветов.
Ход занятия
Дети стоят вокруг макета Солнечной системы, воспитатель читает стихотворение «Земля»;
Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц перелетных. Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно… Береги свою планету – Ведь другой, похожей, нет!
Воспитатель: - Отгадайте, про какую планету здесь говорится? - Как можно назвать нас, живущих на планете Земля? (Земляне.) - Какие слова можно придумать от слова «земля»? (Земляки, земляника, землетрясение, земелюшка, землекоп, земляной…)
Воспитатель: Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в космос. Занимайте места в нашем космическом корабле. Пристегните ремни. Приготовьтесь к старту! 3…2…1… Пуск! Звучит музыка «Спей-с». - Посмотрите на небо в иллюминатор – что вы там видите? (Звезды, созвездия.) - Какие слова можно придумать от слова «звезда»? (Звездочет, звездолет, звездочка, звездопад …) - А теперь давайте назовем созвездия на нашем звездном небе и определим количество слогов в каждом слове. (Ле - бедь, О - рел, Дра - кон, Лев, Пе – гас, Гер – ку- лес, Мед – ве – ди – ца.) Воспитатель: Ребята, наш корабль пролетает мимо планет. Название начинаются: со звука с «с»; с «м»; с «у». Назовите их. (Венера, Нептун, Сатурн, Марс, Уран.) - Какие еще планеты вы знаете? - Определите в названиях первый звук. - Много неизведанных планет, много неоткрытых звезд, еще много загадок в жизни предстоит вам разгадать. Но для этого надо…что? Учиться! Поэтому я предлагаю вернуться на Землю и продолжить подготовку к школе.
Физкультурная пауза:
Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас. И матросский наш отряд Заниматься спортом рад!
Ножки накрест – опускайся И команды дожидайся. И когда скажу: «Вставай!» - Им рукой не помогай.
Ножки вместе, ножки врозь. Ножки прямо, ножки вкось. Ножки здесь и ножки там. Что за шум и что за гам?
После нее дети садятся в кружок на ковре. Воспитатель: Вспомним все, что мы знаем о звуках. (Построение модели с помощью кругов Эйлера.) Большой круг – это все звуки. Все звуки можно разделить на две группы. Какие? Звуки гласные мы знаем, Без труда их различаем. Нет нигде для них преграды – Петь мы эти звуки рады.
(Гласные звуки дети обозначают средним кругом с красным квадратиком внутри.)
Воспитатель: Кроме гласных есть другие, Вы не знаете, какие? (Согласные.) Много трудностей в пути Предстоит им всем пройти! Им преграды строят губы, Щеки, язычок и зубы.
(Согласные звуки дети обозначают средним кругом с серым квадратиком внутри.) Воспитатель: На какие две группы в свою очередь, делятся согласные звуки? (Мягкие и твердые.) Внутри квадрата с согласными два меньших кружка с синим и зеленым квадратиком.
Артикуляционная гимнастика: Очень любит наш роток – улыбаться (улыбка) А подвижный язычок, работой заниматься Наш язык лопату сделал, раз и два (лопата) А потом забор построил - красота! (забор) Рядом с новеньким забором – желобок, (желоб) По нему несется воздуха поток, (дуть) Мясорубку надо сделать не спеша (мясорубка) Физкультура получилась – хороша!
Далее проводятся игры. «Буки – Буки – Закорюки» - Изобразите буквы «Г», «Л», «Ф», «К», «Ч», «Я», «Р», «Х» с помощью рук, ног, туловища. «Живая модель» а) Все звуки – хоровод детей. На полу из веревки круг. Девочки – гласные звуки – образуют внутри веревочного круга меньший круг; Мальчики – согласные звуки – другой круг. Затем мальчики образуют еще два круга поменьше – твердые и мягкие согласные. Б) Работа за столами: выбор слова для анализа (разгадка);
Для звездочета я загадка, И начинаюсь я на «М», Но только я не шоколадка, Хотя я тоже нравлюсь всем. (Марс)
Звуковой анализ слова «Марс». Один ребенок работает у доски, остальные – за столами. Составление модели слова; проверка.
«Живые звуки» Дети – «звуки» составляются в слово «Марс», затем остальные дети дают детям – «звукам» задания типа: «Второму кругу подпрыгнуть на одной ножке 7 раз» и т.п. Далее дети располагаются на ковре.
«Назови пару» Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твердый звук, ребенок называет парный мягкий и возвращает мяч. И наоборот.
«Что чем (кто кем) может быть? Воспитатель называет предмет (мука) или живое существо (девочка) и бросает мяч ребенку. Ребенок говорит в ответ, чем этот предмет может стать (пирог, тесто, блин, сухарь и т.д.). Или кем может стать девочка (мамой, сестрой, балериной и т.д.).
Подведение итогов занятия: В какие игры мы с вами играли? Какая игра понравилась больше? Какая показалась трудной? Чему мы учились в играх? Вы все сегодня были молодцы, похвалите друг друга. Предлагаю взяться за руки и дружно сказать « Мы все молодцы!». Воспитатель хвалит детей за их активность на занятии и раздает «похвалы» в виде разных картинок.