ЦЕЛИ
• Закреплять навыки создания фона с помощью рисования
«по сырому»
• Закреплять навыки работы гуашевыми красками по
цветному фону
• Закреплять умение рисовать одним цветом по другому
по мере высыхания
• Развивать умение дополнять рисунок интересными и
необходимыми деталями
• Учить детей рисовать фигуру космонавта в скафандре
• Учить детей передавать в рисунке характерные особенности
космического корабля, лунохода, роботов
• Учить детей использовать пространство переднего и
заднего планов
МАТЕРИАЛЫ
к ЗАНЯТИЮ
• Фотографии космического пространства и лунной поверхности,
фотоиллюстрации космонавтов в скафандрах, различных роботов и автоматов
• Бумага большого формата, кисти, гуашь, губки
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
Рассматриваем с детьми фотоиллюстрации, подробно
беседуем о применении техники - автоматов и роботов - при исследовании
космического пространства.
Ход ЗАНЯТИЯ
Вступительная беседа
Во время беседы воспитатель вместе с детьми рассуждает
о важности освоения космического пространства для всех людей Земли. Полеты в
космос, исследование Луны и планет -очень важное, но и очень опасное дело,
поэтому людям здесь помогают автоматические устройства и роботы. Они первыми
исследовали поверхность Луны, прежде чем на нее ступил человек. Сейчас автоматы
исследуют поверхности планет Солнечной системы - Венеры, Марса, Юпитера.
ЭТАП 1
Тонирование бумаги
Воспитатель напоминает детям о приеме тонирования
листа бумаги способом «по сырому». Этот способ позволяет получить интересные
цвета и оттенки, а также плавное перетекание одного тона в другой. Воспитатель
также напоминает детям последовательность работы: смочить бумагу с помощью
губки, нанести гуашь, равномерно распределить ее по влажной поверхности. Детям
предлагается затонировать темно-фиолетовой или темно-синей краской верхнюю
половину листа. Предварительно воспитатель беседует с детьми о том, как
выглядит небо на Луне. Одинаково ли оно лунным днем и лунной ночью или нет?
Оно такое же голубое, как на Земле в солнечный день, или нет? Почему? На Луне
нет воздушной атмосферы, как на Земле. Именно атмосфера так преломляет
солнечные лучи, что небо на Земле становится голубым. На Луне атмосферы нет,
поэтому небо выглядит одинаково черным (темно-фиолетовым, темно-синим) и лунным
днем, и лунной ночью.
ЭТАП 2
Изображение лунной поверхности
После того как бумага немного подсохла, приступаем к
изображению лунной поверхности. Воспитатель напоминает детям, что на
поверхности Луны есть возвышенности и впадины, на ней много лунных кратеров -
следов падения метеоритов. Все это предлагается детям изобразить в нижней части
листа бумаги с частичным наложением на затониро-ванную поверхность, с тем,
чтобы не осталось белых пятен.
ЭТАП 3
Звездное небо. Вид Земли с поверхности Луны
На высохшей затонированной верхней части листа
изображаем вид звездного неба. Наша Земля видится с Луны огромным голубым
шаром, на котором можно различить желто-зеленые пятна материков. А сверху и
снизу, у полюсов, Земля украшена ледяными шапками - Антарктидой и Арктикой.
Звезды находятся гораздо дальше, их изображаем на заднем плане в виде ярких
точек белого, желтого, голубого и красноватого оттенков. Можно изобразить и
яркий круг Солнца. Эта звезда находится к Луне гораздо ближе остальных звезд,
но все же намного дальше, чем Земля. Поэтому Солнце изобразим в виде ярко-желтого
круга по размеру примерно вдвое-втрое меньше Земли.
ЭТАП 4
Люди и космические аппараты на поверхности Луны
Рисуем с детьми ракету, опустившуюся на поверхность
Луны, а также различные автоматические устройства - луноход, роботов. Затем
изображаем космонавтов в скафандрах. Здесь воспитатель напоминает детям о том,
что величина изображаемых предметов зависит от того, насколько далеко или
близко они находятся по отношению к художнику. Если дети хотят изобразить
космонавтов на переднем плане, а ракету в отдалении, они должны учесть
изменение их пропорций.
Затем
детям предоставляется возможность дополнить рисунки любыми необходимыми, по их
мнению, деталями. Воспитатель предлагает детям рассказать о своих рисунках.
После того как краска полностью высохнет, работы детей помещаются на выставку.
|