Цели:
— изготовить макет солнечных часов;
— показать на наглядном примере принцип работы солнечных
часов;
— с помощью солнечных часов проследить за движением
Солнца;
— впоследствии учить детей определять время с помощью
солнечных часов.
Материалы и оборудование:
— ровная палка;
— круглые камни;
— мел.
Воспитатель. Там, где есть свет, предметы отбрасывают тень.
Предметы, находящиеся на улице, отбрасывают тень потому, что они не дают
возможность солнечному свету достичь Земли. Тень перемещается, так как Солнце
движется по небу.
На следующий
день дети смогут определять время, глядя, на какой камень падает тень.
На открытой, хорошо освещенной Солнцем площадке воткнуть
в землю ровную палку. С помощью компаса определить север и положить камень —
12 ч. Противоположный конец палки напротив 12 будет указывать на число 6 (отметить
камнем). С правой стороны (на востоке) — 3 ч (отметить камнем), а с левой (на
западе) — 9 ч (отметить). Положить камень в конце тени, которую отбрасывает
палка. Мелом записать время на камне. Посмотреть, где будет тень через час.
Пометить место, где кончается тень, другим камнем. Делать такие отметки каждый
час, пока есть Солнце.
Воспитатель знакомит детей с солнечными часами. Подводит
детей к ответу на вопрос: почему часы называются Солнечными? Предлагает детям
проблемную ситуацию: можно ли определить время по солнечным часам в пасмурную
погоду или ночью?
КТО ПЕРВЫМ ДОГАДАЛСЯ, ЧТО ЗЕМЛЯ — ШАР
Пожалуй, точно ответить на этот вопрос сегодня не
удастся никому. В каждом государстве были свои мудрецы, и многим из них по
разным причинам приходила в голову эта идея. Например, древнегреческий мудрец
Пифагор считал, что шар — самая красивая и самая идеальная геометрическая
фигура. И если Земля — центр Вселенной, то может ли она иметь иную форму, кроме
как идеальную? Вот он и учил, что Земля — шар!
Но первым это сумел доказать древнегреческий философ по
имени Аристотель. Много лет он учился сам. Потом был учителем знаменитого
полководца Александра Македонского. А когда тот ушел в походы, Аристотель открыл
в Афинах школу. У него было множество учеников. Да и сам Александр, даже став
великим полководцем, никогда не забывал своего учителя. Из разных стран посылал
он в Афины Аристотелю письма и редкие находки, которые обнаруживали его
спутники.
Как всякий настоящий ученый, Аристотель хотел знать
всё больше и больше. Знания — это такое богатство, копить которое нужно всегда.
В те времена всех волновал вопрос: «Отчего случаются
лунные затмения?» Никто не мог на него ответить. Одни думали, злые великаны
уносят с неба Луну, чтобы лишить всех ее серебряного света. Другие были
уверены, что лунное затмение предвещает какое-нибудь несчастье: может быть,
войну, а с нею — голод или мор. Находились и такие, что направо и налево
рассказывали, будто бы затмение отравляет воздух и люди гибнут от удушья.
Легковерные люди верили им и с самого вечера запирались в глубоких погребах и
подвалах. Они замазывали щели, затыкали окошки, а обманщики тем временем
грабили покинутые дома.
Аристотель не раз наблюдал затмение, и ничего с ним не
случалось. «А может быть, темное пятно на лунном боку — это просто тень,
которую отбрасывает Земля, когда становится между Луной и Солнцем? — подумал
философ и тут же задал себе другой вопрос: — Но почему эта тень всегда
круглая?»
Взял он кубик, вынес его на солнышко. Тень от кубика — как темный квадрат, куда ни поверни. «Нет, не
может быть Земля квадратной».
Взял он круглую плоскую лепешку. От лепешки в одном
положении тень круглая, а в другом — тоненькая, как прутик. «Значит, и лепешкой
Земля быть не может».
Взял он половинку апельсина и тоже подставил Солнцу.
От половинки тень круглая только тогда, когда солнечные лучи падают на срез
или горбатую спинку. Но стоило повернуть половинку апельсина к солнышку боком,
как тень тут же оказывалась неполным кружком...
И только от целого апельсина или целого яблока тень
была всегда круглой, как их ни верти.
«Значит, и Земля наша должна быть шаром!» — сказал
Аристотель своим ученикам и показал, как просто пришел к такому выводу. Ученики
во все глаза смотрели на своего учителя и удивлялись его мудрости.
Одно оставалось непонятно: как живут люди на противоположной
— нижней половинке земного шара? Как они ходят вниз головами и почему не
падают?
Однако на этот вопрос и сам Аристотель не мог убедительно
ответить. Тогда ведь еще никто не знал, что все тела в мире притягиваются друг
к другу и что именно сила притяжения удерживает на поверхности Земли не только
людей, но и горы, дома, реки и океаны, и даже воздух.
Не будь такой силы в природе — все бы развалилось.
Но Аристотель этого еще не знал. И потому его ученики,
а за ними и все остальные решили считать Южное полушарие Земли просто
необитаемым.
|