Цели:
— объяснить, что представляет собой Солнечная система;
— ввести понятия «спутники», «кометы», «планеты»,
«метеор», «орбита»;
— обогащать и активизировать словарь: звезда, планета,
Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон,
Луна, Солнечная система;
— объяснить происхождение слов «астрономия», «астронавт»,
«астероид», «астроном», «астролет».
Материалы и
оборудование:
— магнитная доска, магниты;
— изображение планет — Солнце, Меркурий, Венера, Земля,
Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна;
— техническое средство обучения — СD-диск «Энциклопедия Солнечной системы»;
— экран.
Воспитатель. Вокруг нашей звезды — Солнца — вращаются девять
планет, входящих в Солнечную систему. Она включает в себя Солнце, все планеты
и их спутники, кометы и куски горной породы, космическую пыль и лед. Как вы
думаете, чем планеты отличаются от звезд? (Ответы
детей.)
Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты — из
твердых, жидких частиц и газов. Планеты не занимают определенного места как
звезда, а двигаются по своей орбите. По размеру планеты меньше, чем звезды.
Воспитатель
спрашивает, знают ли дети какие-нибудь планеты Солнечной системы.
В Солнечной системе девять планет. Большинство их астрономы
назвали в честь греческих или римских богов.
Меркурий — самая близкая к Солнцу планета. Названа в честь
крылатого бога — Меркурия. Ее поверхность каменистая и пустынная, на планете
нет ни воды, ни воздуха.
Воспитатель помещает на магнитную доску изображение
Меркурия. В последующем выставляет изображения планет на их орбиту.
Венера — вторая от Солнца планета. Названа в честь богини
любви и красоты — Венеры. Покрыта Венера толстыми слоями облаков, которые
скрывают поверхность планеты. Здесь царит испепеляющая жара. Там настолько
жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера — самая
яркая планета на небе.
Земля — третья от Солнца планета. Планета находится на
таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком
высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на
Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник — Луну.
Марс — четвертая планета Солнечной системы. Названа
именем бога войны — Марса. Марс — единственная похожая на Землю планета тем,
что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие
высохшие русла рек. До того как ученые узнали, что на Марсе нет жизни, люди
верили, что там живут загадочные существа — марсиане.
Юпитер — пятая планета от Солнца, названная в честь самого
главного римского бога — Юпитера. Это самая большая планета Солнечной системы.
Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее.
Юпитер — гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.
Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Названа в честь
бога Сатурна, отца Юпитера. Сатурн — это большой шар, состоящий из жидкости и
газа. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна
состоит из газов, частиц льда, камней и песка.
Уран — седьмая планета от Солнца. Названа в честь отца
Сатурна — Урана. Это единственная планета Солнечной системы, которая вращается
вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».
Нептун — восьмая планета от Солнца. Названа в честь римского
бога моря — Нептуна, потому что она холодная и синяя. Это громадный шар,
состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности
планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе, развивающие скорость
свыше 2000 км/ч, это в 2 раза быстрее, чем скорость реактивного лайнера.
Плутон — девятая (самая удаленная) планета от Солнца.
Названа в честь бога подземного мира. Нам очень мало известно о Плутоне,
поскольку к нему не посылали автоматических станций.
Подвижная игра «Планеты, стройся!»
Воспитатель. Вот мы и узнали, что вокруг Солнца кружатся планеты.
У каждой свой путь, называемый орбитой. Запомнить названия и очередность планет
вам поможет «Астрономическая считалка»:
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий — раз,
Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон.
Кто не видит — выйди вон.
(А. Усачев)
Ученые предполагают, что за Плутоном есть десятая
планета. Но она еще не найдена.
В Солнечной системе есть еще астероиды и кометы.
Астероид — небольшое планетоподобное небесное тело, движущееся
по орбите вокруг Солнца.
Комета — небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно
состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у
нее образуется светящийся хвост.
Изучением космоса занимается наука астрономия. Первая
часть слова «астрономия» — «астра». Всем вам знаком цветок астра, на древнем
языке «астра» означает «звезда». С помощью этой части образованы и другие
слова. Например, астронавт. Кто это?
Ответы детей.
Это человек, который летит к звезде, путешественник в
космосе.
Что такое метеор?
Метеоры — явление, возникающее при сгорании в атмосфере
Земли мелких космических частиц (например, осколков комет или астероидов).
Метеоры еще называют падающими звездами.
А что означает слово «астроном»? Как вы думаете, кто
это?
Ответы детей.
Это человек, занимающийся астрономией. А что такое
астролёт?
Дети
отвечают.
Это космический корабль, летящий к звезде. Мы с вами
сейчас отправимся в путешествие на астролёте.
Путешествие на астролёте
Детям предлагается отправиться в космическое путешествие.
В комнате гаснет свет и на экран выводится изображение космического
пространства, планет, комет, метеоров.
Просматривая изображения, воспитатель задает вопросы
детям по теме беседы.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛУНОЙ
Цели:
— развивать внимание и наблюдательность;
— формировать умение проводить целенаправленный анализ
явлений;
— развивать познавательные процессы;
— уточнить представление о Солнечной системе и Луне
как спутнике Земли.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЛАНЕТАРИЯ
Цель: уточнить представления детей о Солнечной системе;
названиях планет, их расположении и движении относительно Солнца.
Материалы и
оборудование:
— пластилин разного цвета;
— картон, клей, кисти для клея;
— листы ватмана черного цвета;
— желтые шнуры.
Последовательность
действий:
— сделать планеты из разноцветных пластилиновых
шариков разных размеров;
— чтобы сделать подставки, надо вырезать, склеить и
раскрасить картонные цилиндры;
— протонировать бумагу, наметить на ней орбиты планет;
— поместить Солнце на подставку и расположить его в
центре заготовки;
— разместить планеты в соответствующем порядке относительно
Солнца.
|