ЦЕЛИ:
Образовательные:
• Сформировать у детей понятия «космос», «космическое
пространство»
• Объяснить, что представляет собой Солнечная система
• Ввести понятия «звезды», «планеты», «кометы», «спутники»
• Ввести понятие «Вселенная»
• Рассказать о том, как люди мечтали и мечтают покорить
космос и как эти мечты воплощаются в реальность
Воспитательные:
• Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа
которых связана с освоением космоса
• Воспитывать убеждение в ценности коллективного труда
для достижения большой цели, в профессионализме людей любой профессии
Развивающие:
• Развивать навыки творческого рассказывания. Добиваться
того, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии в рассказывании
• Учить четко, кратко отвечать на конкретно поставленные
вопросы
• Активизация
словаря:
небо, звездное небо; звезда, планета; Солнце, Земля,
Луна; созвездия; космос, космический корабль, спутник, космический полет,
космонавт, скафандр.
• Обогащение
словаря:
Вселенная, галактика, Млечный Путь; Солнечная система,
планеты Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн; искусственный спутник Земли,
космодром, ракета-носитель, невесомость, орбита, космическая станция,
орбитальная станция; генеральный конструктор Сергей Павлович Королев.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ
Для того чтобы сделать занятие интересным для детей, а
усвоение ими знаний - более эффективным, детей делят на микрогруппы по 3-4
человека. Воспитатель не препятствует общению детей во время занятия.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ
• Разрезные картинки с космическими сюжетами
• Карта-схема Солнечной системы, картинка с изображением
фаз Луны и лунного пейзажа
• Наборы картинок «Продукты», «Одежда», «Обувь»,
«Бытовая техника», «Инструменты», «Приборы и механизмы», «Профессии людей»,
«Материалы», «Интерьеры»
• Карта звездного неба или рисунки с изображением
созвездий
ХОД ЗАНЯТИЯ
ЧАСТЬ 1
Введение в тему занятия
Игра «Разрезные картинки»
Суть игры заключается в следующем: воспитатель готовит
картинки, на которых изображены предмет или сюжет, связанные с темой занятия.
Картинок может быть 3-5, в зависимости от того, на сколько подгрупп
воспитатель хочет разделить детей. На оборотную сторону каждой картинки
наклеивается лист цветной бумаги, тогда у каждой картинки «рубашка» получается
своего цвета. Затем картинки разрезаются на фрагменты так, чтобы количество
фрагментов совпадало с количеством детей в группе. Фрагменты картинок раскладываются
на столе лицевой стороной вверх. Детям предлагается взять по одному фрагменту
картинки и взглянуть на их оборотную сторону. Все дети, которые взяли
фрагменты картинок с «рубашками» желтого цвета, приглашаются к столу,
помеченному желтой меткой, и составляют на нем свою картинку; дети, фрагменты
картинок у которых имеют красную «рубашку», приглашаются к столу с красной
меткой и т.д. Когда все картинки собраны, дети их рассматривают и делают
предположения о теме занятия.
Для этого занятия подбираются картинки космической
тематики.
На данном этапе дети не сидят за столами, они работают
стоя.
После того как картинки собраны, детям предоставляется
возможность сделать вывод, что на занятии речь пойдет о космосе.
ЧАСТЬ 2
Рассказ воспитателя
Ребята, вы знаете, в каком городе мы с вами живем? А
где находится город Москва, в какой стране? Страна Россия - одна из множества
стран на нашей планете Земля.
А вы знаете, какая она, наша планета? В древности люди
считали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно
добраться до края Земли.
Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться
до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.
Они отправлялись в путь пешком, или верхом на лошади, или на корабле.
Те люди, которые путешествовали пешком или верхом,
добирались рано или поздно до большой воды - моря или океана - и считали, что
их путешествие закончено: вот он, край Земли, и ничего, кроме воды, дальше уже
нет. Но были и такие, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль
и продолжали свое путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились в конце
концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном
направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие.
«Почему же так происходит?» - задумались люди. Да потому, вдруг сообразил
кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.
Вот у нас в группе лежат небольшие мячи. Возьмите их.
А еще нам понадобятся фломастеры. А теперь представьте, что вы путешественники
и каждый из вас стоит на верхушке шара. Поставьте туда кончик фломастера.
Теперь ваш путь пойдет все время вниз. Ведите фломастер вниз по мячу, а мяч
поворачивайте вслед за движением фломастера. Если вы будете аккуратно двигать
фломастер в одном направлении, то скоро окажетесь в той же точке, откуда
начали свой путь.
Вот так и паши путешественники убедились, что земля - это
шар. Что же тогда окружает Землю? А окружает ее огромное пространство, которое
называется космическим пространством, или космосом.
Это пространство не пустое, оно заполнено различными
космическими телами - звездами, планетами, кометами и метеоритами.
Мы с вами сегодня поговорим о том, что такое звезды.
Раньше, когда люди считали Землю плоской, они думали,
что днем она накрыта голубым колпаком - небом, по которому движется Солнце. А
по ночам какой-то огромный великан закрывает ее черным колпаком. Только колпак
этот дырявый, в нем много маленьких дырочек, через которые на Землю попадает
свет. Вот эти дырочки и есть звезды.
Только потом люди поняли, что звезды - это совсем другое.
Кто из вас читал или слышал, что такое звезды? Правильно, звезды - это
огромные огненные шары. А почему же они кажутся нам такими маленькими? Да
потому, что они находятся очень далеко от нас.
А какая звезда к нам ближе всего? Это наша звезда - Солнце.
Она дает нашей планете свет и тепло, без нее не было бы жизни на Земле.
Все звезды очень разные, и по размеру, и по температуре.
Они все - огненные шары, одни более горячие, другие - менее. Поэтому и цвет у
звезд разный. Самые горячие - белые, чуть менее горячие - голубые, потом желтые
и красные. То есть самые яркие звезды на нашем небе - голубые и белые.
ЧАСТЬ 3
Самостоятельная работа детей «Сборы в путешествие»
Воспитатель: А теперь представим себе, что мы решили полететь в космос. Для
этого нам надо построить космический корабль. Кто будет его строить? Конечно,
строители. Вот команда у «желтого стола» и будет строителями космического
корабля. Но для того, чтобы начать работу, строителям нужны чертежи. Кто их
начертит? Есть такие люди, которые называются конструкторами. Они придумывают,
как сделать ракету, чтобы она могла полететь в нужном направлении, чтобы она
не разрушилась от перегрузок, чтобы в ней было удобно космонавтам. Команда «красного
стола» будет конструкторами. Что еще нам нужно, чтобы ракета отправилась в
полет? Нужно оснастить ее всем необходимым. Этим займутся сразу две команды:
команда «синего стола» подумает о том, какие приборы нам понадобятся в долгом
полете, а команда «зеленого стола» - о том, что необходимо будет людям,
космонавтам, для путешествия в космосе. Каждая команда садится за свой стол и
решает, что она должна сделать для того, чтобы полет был удачным. В этом вам
помогут картинки, разложенные на ваших столах. Отберите нужные и объясните, для
чего эти предметы, механизмы, устройства нам понадобятся в полете.
Когда дети рассаживаются, воспитатель подходит к каждой
команде и еще раз конкретизирует задачу.
На столе «желтой команды» лежат картинки, на которых изображены
различные предметы: инструменты, сталь, алюминий, стекло, резина и т. д.
На столе у «конструкторов» лежат картинки с изображением
различных интерьеров: кухня, аппаратная, ремонтная мастерская, спальня и т. д.
На столе «синей команды» лежат следующие картинки:
компьютер, бытовая техника, оружие, медицинское оборудование, транспортные
средства и т. д.
На столе «зеленой команды» лежат картинки с изображением
продуктов, обуви, посуды, специальной одежды -скафандров и т. д.
После того как дети в течение недолгого времени (2-3
минуты) совещаются друг с другом, воспитатель приглашает их на общий сбор
команды корабля и выслушивает мнения детей.
Попутно обсуждается вопрос: люди каких профессий
необходимы в команде космического корабля для дальнего полета?
Важно привлечь как молено больше детей к активному
участию в беседе, дать возможность высказаться всем желающим.
ЧАСТЬ 4
Беседа с детьми «Путешествие начинается»
Вопросы к беседе:
1 этан: Какая она, Луна?
• Что такое Луна? Как она выглядит?
• Как вы думаете, Луна по размерам больше Земли? А
она больше Солнца?
• Почему же Луна кажется нам гораздо больше звезд?
• А вы знаете, как образовались кратеры на Луне?
(Кратеры - это впадины на поверхности Луны, которые появились в результате
столкновения Луны с метеоритами, падающими из космоса.)
• Как вы думаете, почему на Земле нет таких кратеров,
как на Луне? (Землю защищает атмосфера, метеориты просто не долетают до
поверхности Земли, они сгорают в атмосфере.)
• А вы знаете, почему Луна каждую ночь выглядит
по-разному? (Рассказ о фазах Луны. Можно привлечь картинку, на которой
показаны эти фазы. Луна светит не собственным, а отраженным светом. Солнечные
лучи освещают Луну, и поэтому мы можем видеть ее. Луна вращается вокруг Земли.
Случается так, что часть Луны бывает скрыта в тени Земли, тогда Солнце освещает
не всю ее поверхность, а только часть. Эту часть, или серп, месяц, мы и видим
на ночном небе.)
2 этап: Что такое Солнечная система?
У нашей звезды - Солнца - есть своя семья. В нее входят
9 планет, которые вращаются вокруг Солнца.
• Как вы думаете, чем планеты отличаются от звезд?
(Звезды состоят из раскаленных газов, планеты -из твердых, жидких частиц и
газов.)
• Какие вы знаете планеты Солнечной системы?
• Что вы можете о них рассказать?
В этой части занятия используется большая карта с
изображением Солнечной системы.
3 этап: Звезды - какие они?
Этот этап включает короткий рассказ воспитателя о различных
звездах и звездных системах.
Можно рассказать детям о том, что звезды бывают различной
величины и различной яркости, назвать самые яркие звезды нашего ночного неба -
Сириус, Альдебаран, Бетельгейзе. Очень большой интерес у детей вызывают рассказы
о «черных дырах» - звездах маленького размера, огромной массы и огромной
плотности. Эти звезды создают вокруг себя такое поле притяжения, что даже свет
не может покинуть поверхность. Поэтому увидеть на звездном небе их невозможно.
Все космические тела, попавшие в поле притяжения «черных дыр», рано или поздно
притягиваются к ним и падают на их поверхность.
Очень интересны детям рассказы о названиях созвездий.
Если на занятии остается свободное время, можно предложить детям такой
рассказ, используя материмы заключительной части книги П. Клушанцева «О чем
рассказал телескоп».
ЧАСТЬ 5
Заключительная
Воспитатель: Итак, в космосе есть много самых разных
звезд. Вокруг некоторых из них вращаются планеты. Может быть, на этих планетах
тоже есть живые существа, как и на Земле. Но чтобы жизнь стала возможна,
планеты должны быть не слишком горячими, но и не слишком холодными, на них
обязательно должны быть атмосфера и вода. Пока мы ничего не знаем о других
обитаемых планетах. Почему? Да потому, что планеты у далеких звезд рассмотреть
нельзя даже в самый сильный телескоп. И пока никакой космический корабль,
существующий на Земле, не может долететь до звезд.
Люди уже сделали свой первый шаг в космос: они построили
космические корабли, которые могут подниматься с поверхности Земли в
космическое пространство. Люди долетели до Луны и как следует рассмотрели ее,
даже путешествовали по ее поверхности.
Сейчас люди осваивают уже всю Солнечную систему:
запускают космические автоматы к планетам, готовят ракеты и космонавтов для
путешествия к ним. И здесь их ждет много удивительных открытий.
А следующим шагом будут полеты к звездам. Кто знает,
ребята, может быть, и кто-нибудь из вас сможет совершить такой полет. Для
этого нужно не бояться мечтать и фантазировать, а также уметь идти к
поставленной цели, преодолевая все препятствия. |