Патриотизм — это любовь к своей Родине и своему народу.
Наша Родина — Россия. В ней живет много людей разных национальностей, но любой
из них вправе сказать: «Я — россиянин!» Сказать с гордостью за тот великий
народ, который смог вынести много забот, лишений, стать победителем в мировой
войне. К сожалению, настоящих патриотов остается все меньше. И чтобы наши
потомки не забыли значения слов «Родина», «патриот», «патриотизм», мы должны
научиться ощущать себя частицей народа, сохранять и преумножать богатства своей
страны. Но главное, мы должны научить этому наших детей.
Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у
детей с самого юного возраста. С 4—5 лет ребенок уже в состоянии выслушивать и
запоминать истории о героизме и патриотизме русских людей, рассматривать
художественные материалы, посвященные этой теме, отвечать на вопросы и
самостоятельно, исходя из прочитанного, делать выводы. В этой книге представлен
цикл бесед-рассказов, посвященных событию, в котором в полной мере проявился и
героизм, и патриотизм русских людей — Великой Отечественной войне. Пособие
адресовано воспитателям детских садов и преподавателям начальных классов
средних школ, но вполне может быть использовано родителями, решившими
рассказать детям об этой теме.
День Победы занимает особое место в жизни каждого
россиянина. Книга доступно рассказывает о том длинном и трудном пути, который
предшествовал этому знаменательному дню. Из бесед, включенных в пособие, дети
узнают о том, как огромная фашистская армия без объявления войны вторглась на
территорию России, познакомятся с некоторыми важными событиями, произошедшими
во время Великой Отечественной войны: битвами под Москвой и Сталинградом,
блокадой Ленинграда. Также книга содержит наглядный материал, необходимый для
проведения занятий: репродукции картин и плакатов, посвященных войне, письма
солдат, участников сражений, карту нашей Родины... Именно иллюстрации позволят
глубже закрепить в представлении детей образы героев — защитников нашего
Отечества, воспитать желание сопереживать им, быть похожими на них. Кроме
воспитания патриотизма пособие поможет развить и обогатить словарный запас
детей, научить их правильно излагать свои мысли и впечатления.
Какие задачи поможет выполнить эта книга? Очень
многие. Вот только некоторые из них.
• Активизировать словарь детей пословицами и
поговорками, обогащать его путем уточнения понятий:
Русь, Россия, Отечество, Отчизна; защищать, оборонять,
гордиться, сражаться; справедливая, священная, народная, героическая война;
пехота, танкисты, артиллеристы, летчики; дзот, таран, фашизм, блокада, окопы,
траншеи; генералы, маршалы, военачальники.
• Вызывать у детей чувство гордости за свою страну,
воспитывать интерес к ее героическому прошлому.
• Знакомить детей с картой России, крупными городами
нашей Родины, городами-героями: Москвой, Санкт-Петербургом (Ленинградом),
Волгоградом (Сталинградом).
• Воспитывать в детях чувство привязанности к своему
родному городу, умение восхищаться не только его красотами, но и жителями и их
поступками.
• Развивать любознательность, расширять кругозор
детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории
родного края.
• Формировать у детей патриотические чувства и
представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на
основе ярких впечатлений и исторических фактов.
• Воспитывать в детях такие нравственные качества, как
любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую
Отечественную войну или погибших на полях сражений.
• Закладывать в детские души уважение к современным
российским воинам, надежным защитникам Отечества. Воспитывать желание, став
взрослым, встать на защиту своей страны, своего народа.
• Развивать у детей воображение, наблюдательность и
способность сопереживать другим людям.
В книге представлены 9 бесед-рассказов, каждая из
которых раскрывает отдельную веху в истории войны. Кроме занятий, составленных
на основе этих бесед, необходимо проводить и дополнительную работу. В нее можно
включить чтение художественной литературы, заучивание стихотворений и песен
военных лет, коллективные экскурсии в музеи (на выставки, посвященные войне),
к памятникам и обелискам, просмотр фильмов о войне, беседы о героях,
прославивших родной край. Попросите детей узнать, есть ли в их семьях люди,
прошедшие Великую Отечественную войну, рассмотреть фотографии, письма с
фронта, боевые награды, а затем рассказать об этом остальным.
После занятия предложите детям нарисовать рисунки по
темам: «С чего начинается Родина», «Сражение под Москвой», «Воздушный бой
капитана Гастелло», «Горячий снег», «Ночные обстрелы Ленинграда», «Салют
Победы», «Мой прадедушка — ветеран Великой Отечественной войны», «Цветы победителям»,
«Мы за мир». Проведите конкурс на лучший детский рисунок. Накануне Дня Победы
желательно организовать встречу с ветеранами Великой Отечественной войны,
поздравить их, преподнести творческий «подарок» — несколько самодеятельных
номеров.
|