Аришин огород (занятие в средней группе детского сада)
Предварительная работа
В начале сентября устройте в группе огородик —
пересадите корнеплоды из огорода в глиняные кашпо. Вместе с детьми ухаживайте
за овощами: рыхлите землю деревянными палочками, поливайте, срезайте, сухие
листья ботвы. Акцентируйте внимание детей на том, что работать надо засучив
рукава, после работы мыть руки.
Материалы: корнеплоды (например, морковь, свекла,
репа, редька) в кашпо — огородик; семена фасоли (или тыквы), гороха; две
тарелочки; солнце, тучка с дождем (игра-занятие 1); грабли, лейка (в ее
отверстия можно вставить синюю тесьму); аудиокассета с веселой музыкой.
***
Воспитатель. Что растет в нашем огородике?
Дети. Овощи.
Воспитатель. Все лето росли они у Ариши в деревне, на
большом огороде. Ариша с бабушкой ухаживали за ними. Как же вырастили они такие
замечательные овощи? Поиграем в игру — узнаем. Однажды утром достала Аришина
бабушка из кладовки семена овощей, но вот беда — все семена перемешались.
Поможем бабушке разобрать их? Крупные, длинные — в одну тарелку, мелкие,
круглые — в другую.
Воспитатель насыпает каждому ребенку в ладошку смесь
семян.
Взяла бабушка семена и пошла в огород. (Дети переходят
на открытое пространство.) А огород весь травой зарос. Стала бабушка траву
выдирать, землю перекапывать. (Под веселую музыку дети «выдергивают траву,
копают землю».) Земля готова — можно семена сажать. (Дети сажают семена,
закапывают.) Посадила Аришина бабушка семена в землю, а через несколько дней
появились молоденькие, зелененькие росточки. (Дети садятся на корточки,
изображая росточки.) Все лето ухаживали Ариша с бабушкой за овощами. Что они
делали? Дети. Поливали.
Воспитатель. Правильно, поливали и приговаривали: «Растите,
овощи, большие, сочные, полезные». Пропалывали и приговаривали («рыхлит землю»
вокруг детей граблями): «Растите, овощи, большие, сочные, полезные». Росточки
овощей крепли, набирались сил. Что помогало бабушке с Аришей выращивать овощи?
Дети. Солнышко.
Воспитатель. Правильно, солнышко и дождик. Солнышко
ласкало их своими теплыми лучиками — росли овощи, подрастали. Дождик поливал
овощи: умывал, поил их — росли овощи, подрастали.
Дождик, дождик,
Дождик, лей —
Нам с тобою
Веселей.
Не боимся
Сырости,
Только лучше
Вырастем.
Выросли овощи.
Спасибо Арише, ее бабушке!
Спасибо солнышку!
Спасибо дождику!
Что вырастили мы? (Через 1—2 недели соберитесь у
огородика для сбора урожая — овощи в глиняных кашпо должны быть не более 4-х
недель.)
Дети. Овощи.
Воспитатель. Как ухаживали мы за ними?
Дети. Прилежно.
Воспитатель. Выросли в нашем огородике овощи-секретики
— то, что можно есть, спрятано в земле. Какие же овощи растут в нашем
огородике? Как узнать? Тянем-потянем. Вытянули ...
Дети. Они прячутся от нас в земле — только пушистый
хвостик торчит.
Воспитатель. Правильно, это ботва. А можно есть ботву?
Нет, съедобно то, что находится в земле. (Срезают ботву, моют и очищают
овощи.) Приятного аппетита!
На память можно сфотографировать или зарисовать
урожай. Фото или рисунки овощей понадобятся на занятии «Урожай с грядки».