Задачи: расширить знания о свойствах воды, различных
её состояниях (жидком, газообразном, твёрдом); о значении для всего
живого; познакомить с понятием «круговорот воды в природе», источниками
питьевой воды; прививать бережное отношение к воде; формировать
потребность, желание экономить воду, сохранять её; активизировать,
обогащать словарь детей; развивать связную речь; формировать навыки
составления предложений; развивать логическое мышление, познавательный
интерес.
Материал: 2 подноса, 1 стеклянная банка, 10
стаканов, фильтрующая бумага, 2 разрезные картинки водоёма, схема
круговорота воды в природе, 2 ведёрка, «комки» снега (смятая бумага),
глобус, чайник, зеркальце.
Ход занятия
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель (В.). Кто это к нам стучится?
Входит почтальон Печкин, приносит телеграмму и пакет от жителей озера
—Русалки и Водяного. Они сообщают, что с водоёмом случилась беда, он
погибает. Русалка и Водяной просят о помощи, люди загрязнили озеро.
Растения увяли, рыбки заболели, птицы улетели...
В. Только мы, ребята, можем им помочь (достаёт из пакета банку с грязной водой).
Эта банка волшебная. Вода в ней грязная, и в озере она грязная, но если
в банке вода станет чистой, то и в озере очистится. Для того чтобы всё
получилось, необходимо выполнить условие: грязную воду должны очистить
мы все вместе — только тогда произойдёт волшебство, и озеро станет
совсем чистым. Мы сейчас пойдём в лабораторию, очистим воду из волшебной
банки и вернём её уже чистую Русалочке и Водяному. Для этого будем
использовать фильтры (специальная фильтрующая бумага).
Очистив воду, дети передают банку Печкину. Он их благодарит: вода
стала чистой, прозрачной. Теперь Водяной сможет видеть в воде, рыбки
станут здоровыми, прилетят птицы.
Печкин. Ребята, а сейчас вы сможете увидеть озеро,
собрав разные картинки (2 подгруппы детей собирают разрезные картинки
озера). Раздаётся шум воды из крана.
В. Дети, а вы знаете, откуда к нам в краны поступает вода? (Из рек, озёр, из-под земли.)
Но воду из рек и озёр пить нельзя, она не очень чистая, и человек
может заболеть. Чтобы вода стала чистой и безопасной для нас, её
специально очищают, фильтруют на очистительной станции, только потом она
поступает к нам в дом.
Наш город большой, и чистой воды нужно много. А представьте, что вы
забыли закрыть кран. Из-за такого пустяка может «исчезнуть» целая река.
Нужно беречь воду, не оставлять открытым кран. Ребята, скажите мне,
пожалуйста, как получается, что вода в реках и озёрах не кончается? Как
река пополняет свои запасы?
Каждый день солнце нагревает воду в морях, реках, озёрах, и она превращается в пар.
(В группу вносят только что закипевший электрический чайник, из носика
которого идёт пар. Воспитатель подставляет к носику сухое чистое стекло,
и на нём образуются капельки воды. Это пар, попав на холодное стекло,
опять превращается в воду.)
В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух.
Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее там воздух. Пар снова
превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается
много, они становятся слишком тяжёлыми для облака и выпадают дождём на
землю.
Снежинки образуются так же, как и капельки дождя. Когда очень
холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда — снежинки и падают
на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки,
которые несут свои воды в моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь
растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс
называется круговоротом воды в природе. (Свой рассказ воспитатель
иллюстрирует с помощью схемы круговорота воды.)
В. А сейчас мы с вами поиграем.
(Предлагает детям встать в круг, взявшись за руки. В игре участвует Печкин.)
В. Наш круг, как и вода, может менять свою форму —
вытягиваться в овал. А теперь представьте себе, что воду налили в кружку
и поставили на горячую плиту —она стала нагреваться. Каждый из вас —
частичка воды. Вода нагревается, и вам становится жарко. Ваши ладошки
такие горячие, что вам уже больно держаться друг за друга. Ваши руки
опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться (дети бегают по
группе), и каждый из вас движется сам по себе — стал частичкой пара. А
теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы будете делать?
Конечно, надо встать поближе друг к другу, обняться, чтобы вам стало
потеплее. (Вода — жидкая, пар — газообразный, лёд — твёрдый.)
Дети загадывают загадки Печкину.
В. Вода появляется не только из крана. Как можно использовать дождевую воду? (Собирать в бочки, а затем поливать растения, огороды.) Как можно использовать снег? (Вывозить на поля — он будет согревать ростки растений, а весной превратится в воду, которая пополнит реки и озёра.)
Игра «Кто быстрее?»
Двое детей собирают комочки снега (смятые листы бумаги), кто больше и
быстрее соберёт (у игроков завязаны глаза). Печкин предлагает детям
поиграть в игру «Закончи предложение».
— Вода нам нужна, чтобы… (высказывания детей). И т.д.
В. Что устанавливают в квартирах, чтобы узнать, сколько израсходовали воды жильцы квартиры? (Счётчики.)
Много израсходовали — много заплатили.
Мало израсходовали — мало заплатили, сэкономили деньги.
В. А какие пословицы и загадки о воде вы знаете? (Дети рассказывают пословицы и загадывают загадки.)
1. Воду попусту не лей, дорожить водой умей.
2. Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.
3. Бережливость — вот лучшее богатство.
И т.д.
Печкин благодарит детей и уходит.
|