Первая неделя сентября
В эти дни дети постепенно собираются в детском саду;
комплектуется группа. Воспитатель начинает диагностические наблюдения за
детьми, отмечая их поведение в уголке природы, на участке; отношение к живым
существам, к вещам. Наблюдает за игрой, фиксируя случаи использования природных
материалов, природоведческие сюжеты.
С этой недели в группе начинается цикл наблюдений за
цветущими травянистыми растениями участка.
Наблюдение 1. «Что цветет на нашем участке в начале
сентября?» Осмотр участка, нахождение цветущих растений, определение их названий.
Отмечается, как красив участок с цветущими растениями. Наблюдение 2. «Какие они
— цветущие растения?»
Осмотр растений с целью определить их строение (найти
стебель, листья, цветки, корни). Сравнение разных растений по высоте, форме,
окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху.
Наблюдение 3. «Кто помогал цветам расти?»
Дети обсуждают, почему цветы выросли. Определяется
назначение всех частей растения: корень впитывает из земли влагу, питательные
вещества; стебель переносит их к листьям, цветам, семенам; листья поглощают свет;
из цветов потом будут семена. Растения выросли потому, что наш участок для них
хороший «дом», в котором есть питательная почва, вода, тепло, свет. Все это
было летом. Расти цветам помогали солнце, дождь, земля и люди.
Вторая неделя сентября
Продолжается определение уровня экологической воспитанности
дошкольников. С помощью несложных заданий, вопросов, тестов воспитатель
выявляет их знания о потребностях живых существ и способах удовлетворения этих
потребностей, о среде обитания.
Продолжается цикл наблюдений за цветущими травянистыми
растениями участка.
Наблюдение 4. «Что было сначала, что будет потом?»
Воспитатель задает следующие вопросы: каким было
растение до того, как на нем появились цветы? С чего начиналось растение? Что
будет после цветов? Вырастут ли на будущий год на участке цветущие растения?
Что нужно для этого сделать?
Наблюдение 5. «Соберем семена садовых цветов».
Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в
коробочки или пакеты. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветок
один, а семян много. Значит, на будущий год можно вырастить много цветущих
растений.
Наблюдение 6. «Украсим группу, детский сад красивыми
цветами».
Дети любуются цветами: красотой астр, гладиолусов,
георгинов, золотых шаров, настурций, яркостью ноготков, бархатцев. Называют,
что красиво в каждом растении. Срезают цветы для украшения групповой комнаты,
раздевалки, спальни, лестницы; для подарков малышам, заведующей.
Третья неделя сентября
Продолжение цикла наблюдений за цветущими травянистыми
растениями.
Наблюдение 7. «Где еще растут садовые цветы?»
Целевая прогулка за пределы детского сада (в соседнюю
школу или детский сад, в парк, сквер и др.). Рассматривание цветов, любование
их красотой, определение названий.
Наблюдение 8. «Нужно ли собирать семена дикорастущих
растений?»
Дети находят на участке семена созревающих трав
(подорожник, вьюн и др.), устанавливают, что они сами опадают, разносятся
ветром, цепляются за одежду, шерсть животных, что семена можно собирать для
зимней подкормки птиц.
В свободное время воспитатель разговаривает с детьми
на тему «Чьи семена летают?». Дети вспоминают и называют или находят (на
прогулке) одуванчики, мать-и-мачеху, чертополох, семена-крылатки с деревьев. |