Третья неделя января — начало цикла наблюдений за
зимующими птицами.
Наблюдение
1. «Какие птицы прилетают на участок?»
Цель: уточнить названия птиц, которые кормятся на
кормушке и летают вблизи участка; учить детей различать птиц по двум-трем характерным
признакам: воробьи маленькие, серенькие или серо-коричневые, летают стайкой;
ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев,
серо-голубые, кормятся стаей.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что не все
птицы садятся на кормушку. Предлагает поискать глазами других птиц, которые
летают вокруг, наблюдают за кормушкой и ее посетителями. Просит назвать, откуда
вороны ведут свои наблюдения (с забора, с деревьев, с крыш соседних домов и т.
д.).
Наблюдение
2. «Какая ворона и какой воробей?»
Цель: учить детей замечать характерные особенности
строения птиц, размер, окраску, разный цвет оперения на различных участках
тела, напомнить названия птиц, прилетающих на кормушку.
В свободное время воспитатель разучивает с детьми
стихотворение.
В. Звягина
Воробышки
Что весна не скоро,
Что в морозы лютые
Плохо греют шубки..
Я принес воробышкам
На тарелке крупки:
На дворе морозище —
Градусов под сорок.
Плачутся воробышки,
— Кушайте, воробышки,
Кушайте, хорошие.
Я бы вам и валенки
Подарил с калошами.
Но сказала мама:
— Воробей ведь маленький —
Сразу, как запрыгает,
Потеряет валенки.
Наблюдение
3. «Как птицы кормятся на кормушке?»
Цель: учить детей замечать особенности поведения птиц
на кормушке (одни уверенно кормятся на кормушке, никого не опасаясь, другие,
схватив корм, улетают с ним, третьи кормятся под кормушкой, собирая остатки,
четвертые лишь наблюдают за событиями на кормушке).
С календарем наблюдений за зимующими птицами дети и
воспитатель работают всю неделю ежедневно. Воспитатель предлагает детям найти в
календаре птиц тех видов, которые именно в этот день посещали кормушку или были
рядом с ней. В первый день (понедельник) он сам отбирает изображения пернатых,
вставляет их в прорези на панораме календаря со словами: «На кормушке были
воробышки, их было много. Мы тоже поставим несколько птичек. Еще на кормушке
был один голубь — мы про него не забудем. Под кормушкой собирали крошки
воробышки-трусишки. Их было двое. А вот над участком летала одна ворона. Она
все смотрела, как птицы кормятся, но к ним не подлетала. Мы вставим
птичку-ворону там, где у нас небо. Теперь посмотрите, какая получилась панорама
в календаре. Сегодня именно так было на нашем участке». В конце дня
воспитатель разбирает панораму, чтобы на следующий день создать новую картину.
Уже со вторника воспитатель предоставляет детям возможность самим выбирать
картинки с птицами и вставлять их в календарь. Помогает детям по мере необходимости,
хвалит за правильные ответы и действия.
Наблюдение 4. «Какие звуки издают птицы?»
Цель: учить детей различать голоса разных птиц
(карканье вороны, чириканье воробьев, воркование голубей), наблюдать поведение
птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.
Воспитатель дает детям задание для самостоятельного
наблюдения: во время игры прислушаться к птицам, понаблюдать, будут ли слышны
голоса птиц, чтобы точно выяснить, кто как из них кричит и по какому по воду.
В конце прогулки воспитатель обсуждает с детьми их и свои наблюдения.
Разучивает стихотворение В. Приходько про воробья.
Наблюдение 5. «Сколько ног у птиц и как они ходят?»
Цель: уточнить представления детей о количестве ног у
птиц и их функциональном назначении: с помощью ног пернатые ходят по твердой
поверхности (дороге, крыше), сидят на ветках, птицы передвигаются по-разному:
вороны и голуби ходят, воробьи скачут.
Воспитатель снова дает детям задание для
самостоятельного наблюдения. При этом он может заинтересовать их проблемной
ситуацией: «Ребята, что-то я не совсем уверена: сколько ног у птиц? Я знаю (мы
с вами рассматривали), что у собаки и у кошки по четыре ноги. А вот сколько их
у птиц — я сомневаюсь. Я прошу вас понаблюдать за всеми птицами: может, у них
четыре, а может, три или две ноги? И вообще — для чего птицам ноги?»
В конце прогулки воспитатель обсуждает с дошкольниками
их наблюдения. Если дети не заметили, где и как птицы ходят, сидят,
воспитатель рассказывает о том, что увидел сам.
Наблюдение 6. «Птичьи следы на снегу».
Цель: развивать у детей интерес и наблюдательность,
умения определять птиц по их следам (размер «крестиков», характер «цепочки»),
читать по следам события («цепочка» оборвалась — значит, птица взлетела;
«крестиков» много и они в беспорядке — значит, несколько птиц кормилось на этом
месте и т. п.); уточнить представления о том, что следы остаются на
свежевыпавшем снегу, так как он мягкий, пушистый, рыхлый, а на утоптанном
снегу следов не видно.
Календарь наблюдений за зимующими птицами на этой
неделе воспитатель может вести или не вести по своему усмотрению или желанию
детей. Педагог может спросить у ребят, хотят ли они этим заниматься. Если будут
желающие, воспитатель может поручить им находить карточки и вставлять в
прорези. При этом оказывает детям помощь, а остальным предлагает рассматривать
календарь, который ежедневно ведут желающие. |