Работа с детьми в апреле проходит под знаком Дня
Земли, который отмечает все человечество 22 апреля.
Уже в начале недели в форме свободной беседы воспитатель
рассказывает детям о том, что скоро будет праздник Земли. Этот праздник
отмечают все люди во всех странах и городах. Люди хотят, чтобы планета, на
которой мы живем, была чистой, красивой, чтобы взрослые и дети меньше болели. В
это весеннее время, готовясь к празднику, все наводят порядок в своем Большом
Доме — месте, где они живут: убирают мусор с газонов, окапывают деревья,
подстригают кустарники, чинят заборы, скамейки, красят детские площадки.
Каждый человек должен сделать уборку и в своей квартире, комнате: помыть после
зимы окна, вытереть пыль, вымыть пол, двери, помыть комнатные растения и
красиво их расставить. Тогда в каждом доме станет светло, чисто, красиво,
уютно. В таком доме приятно находиться, заниматься любимыми делами. Во дворах
тоже станет чисто и красиво. Особенно хорошо будет там, где люди посадят много
цветов. Земля — это наш общий Дом: заботясь о месте, в котором мы живем, мы
заботимся обо всей Земле.
Воспитатель говорит о планах на неделю — всем вместе
(дети, воспитатель, помощник воспитателя, родители) сделать генеральную уборку
в группе и на участке детского сада. Называет конкретные дела, в которых могут
участвовать дети (мытье игрушек, растений, стирка кукольного белья, сбор
мусора на игровой площадке, посильное участие в работе взрослых по благоустройству
участка, посадка цветов).
Все намеченные дела осуществляются в течение недели. В
каждое дело воспитатель старается вовлечь детей. Если работа непосильна для
детей и ее выполняют одни взрослые, воспитатель обращает их внимание на процесс
труда и на полученный результат. Показывает, как светло и чисто стало в группе
от вымытых окон и свежевыстиранных занавесей, как хорошо стало деревьям после
окапывания (к корням легко проникает вода и воздух), как аккуратно и красиво
выглядит подстриженный кустарник. Каждый раз воспитатель поясняет детям, что
помещение группы и участок — это Дом, в котором они живут целый день. Этот Дом
должен быть чистым и уютным, а все его обитатели должны заботиться о нем и
поддерживать порядок.
В эту неделю, как и во все третьи недели предыдущих
месяцев, воспитатель ежедневно наблюдает с детьми за погодой. Обращает их
внимание на голубое небо, кучевые облака, яркое солнце. Вместе с детьми
осматривает деревья, кустарники, набухшие почки и молодые листья. Проводятся
наблюдения за птицами — за строительством гнезд или уже за высиживанием яиц,
выкармливанием первых птенцов.
Во время наблюдений воспитатель не забывает
разнообразить приемы, организующие внимание детей: использует атрибуты
(ветряки, бинокли, ленточки и др.), загадывает загадки.
На ветках — плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки.
( Почки.)
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые.
И бывает — иногда:
Из мешков течет вода.
Обсуждает с детьми поговорки.
Апрель с водой, май с травой.
Апрельский скворец — весне гонец.
Читает и разучивает с детьми стихотворения.
Спрячемся получше
От дырявой ... [тучи).
Один льет, другой пьет,
Третий растет.
(Дождик,
земля, трава.)
Была белая да седая, пришла зеленая, молодая. (Зима,
весна.)
С. Погореловский
— Дождик, дождик,
Что ты льешь?
Погулять нам не даешь!
— Я водою дождевою
Землю мою, мою, мою.
Мою улицу и двор,
Апрельский дождик
Мою крышу и забор.
Я калитку умываю,
И деревья, и кусты,
Чтобы были к Первомаю
Все умыты и чисты.
В. Шевчук
Скворец
А у нас в саду жилец —
Бойкий маленький скворец.
Тихий сад повеселел
Оттого, что он запел.
С солнцем скворушка встает,
Ест жучков, росинки пьет.
Сдвинув шапку набекрень,
Распевает целый день.
Л. Яхнин
Апрель
Синее небо,
Синие тени.
Синие реки
Сбросили лед.
Синий подснежник,
Житель весенний,
На синей проталинке
Смело растет.
В. Берестов
Песенка весенних минут
Что ни сутки,
По минутке
День длинней,
Короче ночь.
Потихоньку,
Полегоньку
Прогоняем
Зиму прочь!
Ежедневно после прогулки воспитатель организует работу
с календарем природы: дети сами находят картинки, изображающие состояние
природы, которое они наблюдали, выставляют их в уголке природы. Одевают и
выпускают Машу гулять.
В один из дней приходит веселая Корзинка.
Воспитатель читает стихотворение.
В. Берестов
В апреле, в апреле
Луга запестрели.
С прогулки букеты приносим в апреле.
Крапивы немного домой притащи —
Пусть бабушка сварит зеленые щи!
«Дети,— говорит воспитатель,— вы помните Корзинку? (Показывает
ее всем.) Она к нам приходила в прошлом месяце — марте. Что тогда она нам
приносила и какие стихи читала?» Воспитатель помогает детям вспомнить
стихотворение и цветы — подснежники, за которыми ходила в лес Корзинка.
«Сейчас,— продолжает воспитатель,— идет апрель, второй месяц весны. Корзинка
снова пошла в лес. Давайте посмотрим, что она нам принесла».
Воспитатель показывает молодую крапиву, которая лежала
на дне Корзинки. Рассказывает, какое это жгучее, но и полезное растение: оно
лечебное — быстро останавливает кровь при порезах, съедобное — щи из молодой
крапивы очень полезно есть весной, так как в ней много витаминов.
Воспитатель еще раз читает стихотворение, дети
повторяют и запоминают его.
Далее взрослый может предложить детям рассказать Корзинке
о том, как все готовятся к празднику День Земли, показать чистоту и порядок в
группе.
На прогулке воспитатель и дети обходят всю территорию
участка, отыскивают прорастающую молодую крапиву, рассматривают ее.
Воспитатель поясняет: если крапиву обдать кипятком, а тем более сварить в
супе, то она станет мягкой, жечься не будет.
Воспитатель обращает внимание детей и на
мать-и-мачеху: ее стало много, она радует глаз желтыми цветочками.
22 апреля утром, если рассада цветов готова для
пересадки, а погода на улице достаточно теплая, воспитатель организует ее
высадку на участке. Все действия и операции осуществляет вместе с детьми — это
акция «Украсим Землю цветами», это подарок Земле от детей.
Вечером этого же дня проводится досуг, на который
можно пригласить родителей, братьев и сестер детей, устроить совместное
чаепитие. К этому мероприятию воспитатель повторяет с ребятами стихи о природе,
которые они учили в течение всего года.
|