Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 24.09.2022, 22:33

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДОШКОЛЬНИКАМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ [18]
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ [28]
ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ [55]
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ [182]
ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [101]
ДЕТЯМ О КОСМОСЕ [42]
КРОССВОРДЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [102]
СОСТАВЛЯЕМ РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ [34]
Главная » Статьи » МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА » ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Летом дети большую часть времени проводят на участке, поэтому воспита­тель организует различные мероприятия, которые помогут им углубить свои знания о природе, непосредственно их окружающей, расширить представ­ления, полученные в течение года.

На любом участке в летнее время есть цветущие культурные или дико­растущие растения. Воспитатель организует длительное наблюдение за ними, составляет цикл, в который входит следующее: рассматривание строения растения (стебель, листья, цветы, их высота, форма, окраска и пр.); сравнение растения с другими, уже известными детям травянистыми растениями; опре­деление благоприятных условий произрастания, стадий роста и развития, особенно момента появления семян после цветов.

Педагог не упускает из виду и многочисленных насекомых, которые обя­зательно найдутся среди зелени. Наблюдает с детьми бабочек, их красоту, окраску, своеобразный полет, места приземления. Стремится вызвать у детей интерес к ползающим насекомым — жукам, муравьям. Предлагает детям ра­зобраться в таких вопросах: в каких местах можно встретить божью ко­ровку, почему она хорошо заметна среди зелени; чем питается жучок, какие имеет крылья и как с их помощью летает, сколько у него лапок и как передвигается по твердым предметам ?

Воспитатель постоянно ищет новые педагогические приемы, побуждающие детей к активности, самостоятельным наблюдениям, высказываниям. Это могут быть вопросы или задания проблемного характера, сравнительные наблю­дения, практический поиск ответов, совместные зарисовки в календаре или альбоме летних наблюдений.

Педагог помнит о том, что в процесс познания можно включать сенсорное и практическое обследование детьми объектов и явлений природы, игровые приемы, моделирование. Все это побуждает ребенка к размышлению, к применению ранее приобретенного опыта в новых ситуациях. Воспитатель часто прибегает к исполь­зованию коротких стихов, поговорок, загадок — новых и знакомых детям. Например, наблюдая с детьми за погодой, за живой природой, он предлагает им отгадать загадки.

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок,

Остался стебелек.

( Одуванчик.)

Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

( Колокольчики.)

Стоит в саду кудряшка —

Белая рубашка,

Сердечко золотое. Что это такое?

( Ромашка.)

На лугу среди букашек

Поднялся переполох,

Оттеснил семью ромашек

Великан ... (чертополох).

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел —

Он вспорхнул и улетел. ( Бабочка.)

В синей чаше алый мяч,

Он и светел и горяч.

( Солнце.)

Сперва блеск,

За блеском треск,

За треском плеск.

(Молния,    гром,    дождь.)

Люди ждут меня, зовут,

Я приду к ним — прочь бегут.

(Дождь.)

Время от времени в течение лета к детям могут приходить их любимые персонажи — Красная Шапочка, Айболит, Чиполлино, картонная кукла Маша. Воспитатель включает кукол в наблюде­ния, в практические дела в уголке природы, в разговор с детьми. Каждый персонаж продолжает свою линию поведения: доктор за­ботится о здоровье ребят и дает советы, кукла-луковка хочет узнать, есть ли у ребят огород, Красная Шапочка рассказы­вает, как она ходила к бабушке и что видела в лесу, и т. п.

Ежемесячно к детям приходит Корзинка. Воспитатель рассмат­ривает с детьми то, что она принесла, разучивает стихи.

В. Берестов

Конец июля

Попадаются в июле

Очень вкусные находки.

Это знают все кастрюли,

Банки, миски, сковородки.

 

Август

Приходит август с урожаем

Ко всем, но только не к лентяям.

Кто проспит, тот вернется

С пустыми руками.

А кто рано проснется,

Тот — с боровиками.

Воспитатель использует Корзинку для того, чтобы познако мить ребят с лесными ягодами, грибами. В конце августа, если воспитатель расстается с детьми, то читает им два последних стихотворения о прогулках Корзинки в осенний лес, чтобы сложи лось целостное представление о сезонной жизни леса.

В. Берестов

Июнь

Колокольчики!

Ромашки! Незабудки!

Васильки!

Босиком и без рубашки

Ходим мы, плетем венки.

 

Начало июля

В лес июльский загляни-ка:

Поспевает земляника.

Каждая полянка —

Скатерть-самобранка.

 

Сентябрь

Вот красная рябина,

Вот желтые опята,

И в сентябре корзина

Полным-полна, ребята!

 

Октябрь

Вот на ветке лист кленовый,

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой,

— Ты куда, листок, постой!

Осенние листья желты и красны.

Простимся с корзинкой до новой весны.

Если воспитатель ведет группу и дальше, то последние два стихотворения он может прочитать и разыграть в соответствую­щие осенние месяцы.

Летнее время — это прекрасная пора для того, чтобы повто­рить главным образом в форме игр, задушевных бесед, развлече­ний тот познавательный материал, с которым дети знакомились на протяжении учебного года. На свежем воздухе воспитатель организует игры в зоопарк, в площадку молодняка, читает снова и обыгрывает стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал во­робей?», знакомит ребят с его стихами «Детки в клетке», со «Сказкой о глупом мышонке».

Еще раз педагог читает детям короткие рассказы Е. И. Чарушина о домашних и диких животных, снова организует игру в Никиту-охотника. Воспитатель использует каждую возможность для наблюдения с детьми за поведением домашних животных: как пасутся на лугу конь, корова, коза; как куры гурьбой ходят за петухом, отыскивая в траве вкусные зернышки, а в земле червячков; как гусь ведет свою семью на луг или к пруду; как утка плавает в окружении утят и «переговаривается» с ними. После на­блюдений взрослый рассматривает с детьми знакомые им книги Е. И. Чару­шина и других писателей, повторяет инсценировку произведения «Подарок» С. Л. Прокофьевой. Неоднократно все вместе рассматривают книгу о живот­ных, созданную коллективными усилиями в мае.

Воспитатель не упускает возможность понаблюдать с детьми за кошка­ми и собаками, обращает их внимание на интересные особенности поведе­ния этих животных: как крадется и охотится кошка, как легко она влезает на забор, дерево, прыгает с высоты; как собака служит хозяину, выпол­няет его команды, лает на чужих, радостно виляет хвостом всем знако­мым. В свободное чремя читает детям стихотворение В. А. Левина «Обыкно­венная история».

Гулял по улице щенок —               

И если даже шел снежок,

Не то Пушок, не то Дружок.

Гулял по улице щенок.

Гулял в метель и в солнцепек,        

Гулял в жару, в мороз и в сырость,

И под дождем гулял и мок,

Гулял, гулял, гулял и вырос.

По свежим впечатлениям от наблюдений на участке воспитатель с деть­ми создают рисунки, отображающие картины летней природы. Вместе выполняют поделки из природного материала и кусочков дерева. Взрослый напоминает о ценности деревьев, о предметах, изготовленных из древесины. Воспитатель и дети отыскивают на участке деревянные постройки, осмат­ривают их, выясняют, не требуют ли они ремонта. Воспитатель предлагает принести из дома разнообразный дополнительный материал: пробки, ка­тушки, коробочки, трубочки и др. Дает задание детям собрать шишки, желуди, перья, веточки, коряжки. В свободное время все вместе создают фигурки лесовиков, птиц, лесных животных.

Специальное время на прогулках уделяется уточнению представлений детей о деревьях участка. Воспитатель организует целевые прогулки по территории детского сада, учит детей осматривать кору, ветки, листья де­ревьев, узнавать их в «лицо», знакомит с названиями. Вместе наблюда­ют, кто живет на деревьях, кто туда прилетает, кто ползает по веткам и стволам; отыскивают выходящие на поверхность корни, осматривают их. Воспитатель пополняет сенсорные ощущения детей: просит погладить ствол дерева и ощутить его поверхность, прижаться щекой и почувствовать тепло; вдохнуть запах, идущий от сосны, осины, березы; закрыть глаза и послу­шать шелест листвы; в жару встать под густую крону дерева и ощутить приятную прохладу; полюбоваться сквозь ажурные листья и ветки березы голубым небом, бегущими облаками.

Дождливыми вечерами воспитатель читает стихотворение Э. Мошковской «Дедушка-дерево» («У Дедушки-дерева добрые руки...»). Если есть на участке фруктовые деревья, воспитатель разыгрывает и разучивает с детьми стихо­творение О. Дриза «Мальчик и дерево».

Дерево, послушай, —

Ветку, мальчик, не тряси —

Подари мне грушу!

Нету груши у меня.

Всей листвой на солнце

Лучше яблок попроси,

Дерево смеется:

Я ведь — я-бло-ня.

По ситуации и к месту воспитатель загадывает детям загадки о деревьях.

Весной веселит,

Вроде сосен, вроде елок,

Летом холодит,

А зимою без иголок.

Осенью питает, (Лиственница.)

Зимой согревает.       

Разбежались по опушке

(Дерево.)       

А вся дрожит.

В белом сарафане

Стала на поляне. (Осина.)       

Летели синицы,

Сели на косицы.

(Береза.)

Воспитатель не забывает и ель: вместе с детьми осматривает ее моло­дые нарастающие веточки, мягкие иголки, просит объяснить загадку «И зи­мой и летом одним цветом». Под березой всей группой дети водят хороводы под песню «Во поле береза стояла...».

Все лето дети и воспитатель не оставляют без внимания обитателей уголка природы: приносят им с улицы пучки одуванчиков, клевера, травы; попугая тренируют в проговаривании приветствия, учат новым фразам. С морской свинкой общение продолжается во время прогулок — дети выносят зверька на улицу, устраивают его в небольшом загоне среди зеленой травы и не на солнцепеке, по очереди наблюдают за ним. В свободное время воспитатель читает рассказ Г. Я. Снегирева «Морская свинка».

Разнообразная работа по ознакомлению детей с природой, воспитанию у них заинтересованного и бережного отношения к растительному и живот­ному миру, осознанного отношения к своему здоровью должна завершиться веселыми мероприятиями — развлечениями, небольшими праздниками. Эти мероприятия могут планироваться заранее или возникать стихийно как общее стремление взрослых и детей повеселиться в один из летних вечеров. Му­зыкальное оформление таких мероприятий должно исходить прежде всего из репертуара песен, танцев, музыкальных игр, с которыми детей знако­мили в течение года. Но воспитатель может и сам придумать, как обыграть и инсценировать короткие литературные произведения, особенно веселые стихи.

Цель развлечений и праздника одна — вызвать у детей эмоциональ ные переживания, связанные с каким-либо экологическим содержанием. По­знавательные и развивающие задачи решаются при этом косвенно — через ку кольного персонажа, через игровые действия, через танец, музыку. Такие меро­приятия можно проводить в любых условиях: на участке в теплую погоду, в груп­пе, в зале, если пасмурно и хочется устроить завершающее чаепитие. Подготовка к ним не должна отнимать у воспитателя и детей много сил и времени, поэтому не следует мастерить новые декорации, шить новые костюмы. Обстоя тельная подготовка может быть оправдана только в одном случае — если в изготовлении атрибутики участвуют сами дети и это становится для них посильным и интересным делом.

Экологические, эколого-оздоровительные праздники и развлечения можно проводить на любые темы, связанные с летним сезоном и опирающиеся на знакомый детям материал, на имеющиеся у них конкретные представления, на их эмоциональные переживания.

Категория: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ | Добавил: admin (24.01.2011)
Просмотров: 4771 | Теги: экология для дошкольников, основы экологических знаний, охрана природы, конспект занятия, экосистема, занятия по экологии в детском саду, загрязнение | Рейтинг: 3.5/2
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2022
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru