Летом дети большую часть времени проводят на участке,
поэтому воспитатель организует различные мероприятия, которые помогут им
углубить свои знания о природе, непосредственно их окружающей, расширить
представления, полученные в течение года.
На любом участке в летнее время есть цветущие
культурные или дикорастущие растения. Воспитатель организует длительное
наблюдение за ними, составляет цикл, в который входит следующее: рассматривание
строения растения (стебель, листья, цветы, их высота, форма, окраска и пр.);
сравнение растения с другими, уже известными детям травянистыми растениями;
определение благоприятных условий произрастания, стадий роста и развития,
особенно момента появления семян после цветов.
Педагог не упускает из виду и многочисленных
насекомых, которые обязательно найдутся среди зелени. Наблюдает с детьми
бабочек, их красоту, окраску, своеобразный полет, места приземления. Стремится
вызвать у детей интерес к ползающим насекомым — жукам, муравьям. Предлагает
детям разобраться в таких вопросах: в каких местах можно встретить божью коровку,
почему она хорошо заметна среди зелени; чем питается жучок, какие имеет крылья
и как с их помощью летает, сколько у него лапок и как передвигается по твердым
предметам ?
Воспитатель постоянно ищет новые педагогические
приемы, побуждающие детей к активности, самостоятельным наблюдениям,
высказываниям. Это могут быть вопросы или задания проблемного характера,
сравнительные наблюдения, практический поиск ответов, совместные зарисовки в
календаре или альбоме летних наблюдений.
Педагог помнит о том, что в процесс познания можно
включать сенсорное и практическое обследование детьми объектов и явлений
природы, игровые приемы, моделирование. Все это побуждает ребенка к
размышлению, к применению ранее приобретенного опыта в новых ситуациях.
Воспитатель часто прибегает к использованию коротких стихов, поговорок,
загадок — новых и знакомых детям. Например, наблюдая с детьми за погодой, за
живой природой, он предлагает им отгадать загадки.
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок,
Остался стебелек.
( Одуванчик.)
Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
( Колокольчики.)
Стоит в саду кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое?
( Ромашка.)
На лугу среди букашек
Поднялся переполох,
Оттеснил семью ромашек
Великан ... (чертополох).
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел. ( Бабочка.)
В синей чаше алый мяч,
Он и светел и горяч.
( Солнце.)
Сперва блеск,
За блеском треск,
За треском плеск.
(Молния,
гром, дождь.)
Люди ждут меня, зовут,
Я приду к ним — прочь бегут.
(Дождь.)
Время от времени в течение лета к детям могут
приходить их любимые персонажи — Красная Шапочка, Айболит, Чиполлино, картонная
кукла Маша. Воспитатель включает кукол в наблюдения, в практические дела в
уголке природы, в разговор с детьми. Каждый персонаж продолжает свою линию
поведения: доктор заботится о здоровье ребят и дает советы, кукла-луковка
хочет узнать, есть ли у ребят огород, Красная Шапочка рассказывает, как она
ходила к бабушке и что видела в лесу, и т. п.
Ежемесячно к детям приходит Корзинка. Воспитатель
рассматривает с детьми то, что она принесла, разучивает стихи.
В. Берестов
Конец июля
Попадаются в июле
Очень вкусные находки.
Это знают все кастрюли,
Банки, миски, сковородки.
Август
Приходит август с урожаем
Ко всем, но только не к лентяям.
Кто проспит, тот вернется
С пустыми руками.
А кто рано проснется,
Тот — с боровиками.
Воспитатель использует Корзинку для того, чтобы
познако мить ребят с лесными ягодами, грибами. В конце августа, если
воспитатель расстается с детьми, то читает им два последних стихотворения о
прогулках Корзинки в осенний лес, чтобы сложи лось целостное представление о
сезонной жизни леса.
В. Берестов
Июнь
Колокольчики!
Ромашки! Незабудки!
Васильки!
Босиком и без рубашки
Ходим мы, плетем венки.
Начало июля
В лес июльский загляни-ка:
Поспевает земляника.
Каждая полянка —
Скатерть-самобранка.
Сентябрь
Вот красная рябина,
Вот желтые опята,
И в сентябре корзина
Полным-полна, ребята!
Октябрь
Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой,
— Ты куда, листок, постой!
Осенние листья желты и красны.
Простимся с корзинкой до новой весны.
Если воспитатель ведет группу и дальше, то последние
два стихотворения он может прочитать и разыграть в соответствующие осенние
месяцы.
Летнее время — это прекрасная пора для того, чтобы
повторить главным образом в форме игр, задушевных бесед, развлечений тот
познавательный материал, с которым дети знакомились на протяжении учебного
года. На свежем воздухе воспитатель организует игры в зоопарк, в площадку
молодняка, читает снова и обыгрывает стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал воробей?»,
знакомит ребят с его стихами «Детки в клетке», со «Сказкой о глупом мышонке».
Еще раз педагог читает детям короткие рассказы Е. И.
Чарушина о домашних и диких животных, снова организует игру в Никиту-охотника.
Воспитатель использует каждую возможность для наблюдения с детьми за поведением
домашних животных: как пасутся на лугу конь, корова, коза; как куры гурьбой
ходят за петухом, отыскивая в траве вкусные зернышки, а в земле червячков; как
гусь ведет свою семью на луг или к пруду; как утка плавает в окружении утят и
«переговаривается» с ними. После наблюдений взрослый рассматривает с детьми
знакомые им книги Е. И. Чарушина и других писателей, повторяет инсценировку
произведения «Подарок» С. Л. Прокофьевой. Неоднократно все вместе рассматривают
книгу о животных, созданную коллективными усилиями в мае.
Воспитатель не упускает возможность понаблюдать с детьми
за кошками и собаками, обращает их внимание на интересные особенности поведения
этих животных: как крадется и охотится кошка, как легко она влезает на забор,
дерево, прыгает с высоты; как собака служит хозяину, выполняет его команды,
лает на чужих, радостно виляет хвостом всем знакомым. В свободное чремя читает
детям стихотворение В. А. Левина «Обыкновенная история».
Гулял по улице щенок —
И если даже шел снежок,
Не то Пушок, не то Дружок.
Гулял по улице щенок.
Гулял в метель и в солнцепек,
Гулял в жару, в мороз и в сырость,
И под дождем гулял и мок,
Гулял, гулял, гулял и вырос.
По свежим впечатлениям от наблюдений на участке
воспитатель с детьми создают рисунки, отображающие картины летней природы.
Вместе выполняют поделки из природного материала и кусочков дерева. Взрослый
напоминает о ценности деревьев, о предметах, изготовленных из древесины.
Воспитатель и дети отыскивают на участке деревянные постройки, осматривают их,
выясняют, не требуют ли они ремонта. Воспитатель предлагает принести из дома
разнообразный дополнительный материал: пробки, катушки, коробочки, трубочки и
др. Дает задание детям собрать шишки, желуди, перья, веточки, коряжки. В
свободное время все вместе создают фигурки лесовиков, птиц, лесных животных.
Специальное время на прогулках уделяется уточнению
представлений детей о деревьях участка. Воспитатель организует целевые прогулки
по территории детского сада, учит детей осматривать кору, ветки, листья деревьев,
узнавать их в «лицо», знакомит с названиями. Вместе наблюдают, кто живет на
деревьях, кто туда прилетает, кто ползает по веткам и стволам; отыскивают
выходящие на поверхность корни, осматривают их. Воспитатель пополняет сенсорные
ощущения детей: просит погладить ствол дерева и ощутить его поверхность,
прижаться щекой и почувствовать тепло; вдохнуть запах, идущий от сосны, осины,
березы; закрыть глаза и послушать шелест листвы; в жару встать под густую
крону дерева и ощутить приятную прохладу; полюбоваться сквозь ажурные листья и
ветки березы голубым небом, бегущими облаками.
Дождливыми вечерами воспитатель читает стихотворение
Э. Мошковской «Дедушка-дерево» («У Дедушки-дерева добрые руки...»). Если есть
на участке фруктовые деревья, воспитатель разыгрывает и разучивает с детьми
стихотворение О. Дриза «Мальчик и дерево».
Дерево, послушай, —
Ветку, мальчик, не тряси —
Подари мне грушу!
Нету груши у меня.
Всей листвой на солнце
Лучше яблок попроси,
Дерево смеется:
Я ведь — я-бло-ня.
По ситуации и к месту воспитатель загадывает детям
загадки о деревьях.
Весной веселит,
Вроде сосен, вроде елок,
Летом холодит,
А зимою без иголок.
Осенью питает, (Лиственница.)
Зимой согревает.
Разбежались по опушке
(Дерево.)
А вся дрожит.
В белом сарафане
Стала на поляне. (Осина.)
Летели синицы,
Сели на косицы.
(Береза.)
Воспитатель не забывает и ель: вместе с детьми
осматривает ее молодые нарастающие веточки, мягкие иголки, просит объяснить
загадку «И зимой и летом одним цветом». Под березой всей группой дети водят
хороводы под песню «Во поле береза стояла...».
Все лето дети и воспитатель не оставляют без внимания
обитателей уголка природы: приносят им с улицы пучки одуванчиков, клевера,
травы; попугая тренируют в проговаривании приветствия, учат новым фразам. С
морской свинкой общение продолжается во время прогулок — дети выносят зверька
на улицу, устраивают его в небольшом загоне среди зеленой травы и не на
солнцепеке, по очереди наблюдают за ним. В свободное время воспитатель читает
рассказ Г. Я. Снегирева «Морская свинка».
Разнообразная работа по ознакомлению детей с природой,
воспитанию у них заинтересованного и бережного отношения к растительному и
животному миру, осознанного отношения к своему здоровью должна завершиться
веселыми мероприятиями — развлечениями, небольшими праздниками. Эти мероприятия
могут планироваться заранее или возникать стихийно как общее стремление
взрослых и детей повеселиться в один из летних вечеров. Музыкальное оформление
таких мероприятий должно исходить прежде всего из репертуара песен, танцев,
музыкальных игр, с которыми детей знакомили в течение года. Но воспитатель
может и сам придумать, как обыграть и инсценировать короткие литературные
произведения, особенно веселые стихи.
Цель развлечений и праздника одна — вызвать у детей
эмоциональ ные переживания, связанные с каким-либо экологическим содержанием.
Познавательные и развивающие задачи решаются при этом косвенно — через ку
кольного персонажа, через игровые действия, через танец, музыку. Такие мероприятия
можно проводить в любых условиях: на участке в теплую погоду, в группе, в
зале, если пасмурно и хочется устроить завершающее чаепитие. Подготовка к ним
не должна отнимать у воспитателя и детей много сил и времени, поэтому не
следует мастерить новые декорации, шить новые костюмы. Обстоя тельная
подготовка может быть оправдана только в одном случае — если в изготовлении
атрибутики участвуют сами дети и это становится для них посильным и интересным
делом.
Экологические, эколого-оздоровительные праздники и
развлечения можно проводить на любые темы, связанные с летним сезоном и
опирающиеся на знакомый детям материал, на имеющиеся у них конкретные
представления, на их эмоциональные переживания.
|