Родник
С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой
студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая
серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр.
Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых
кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда.
Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились
бабочки, шмели, пчёлы.
В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик
помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока
дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который
струился по камешкам на дне оврага.
Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из
соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими
прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и
присоединился к мальчишкам.
- Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?
Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник
ветки и камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось
обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на
целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.
- Как бы вы поступили на месте Артёма?
Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток,
которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора,
тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем,
засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели
между ними.
Когда Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил,
что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными
блестящими крыльями и яркие бабочки.
- Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят?
Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых
становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями
лица мальчика.
У Артёма закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через
несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом
месте.
Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с
бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и
очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался
возле глубокого оврага.
Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый
родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими
морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не
скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз,
шмелей, бабочек.
- Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём.
- Как вы думаете, что случилось с оврагом? Почему?
Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки:
- Артёмка! Где ты?
- Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный
сон! – И Артём рассказал обо всём дедушке.
Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:
- Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне,
пойдём очищать родник от мусора.
Дедушка и Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал,
заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и
людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.
Вопросы
- Как выглядел овраг, на дне которого журчал родник?
- С кем Артём ходил за водой на родник?
- Кого встретил Артём, когда пошёл за водой один?
- Чем занимались Андрей и Петя?
- Какой вред приносят природе такие игры?
- Почему Артёму приснился необычный сон?
- Что могло случиться с природой, если бы родник пересох?
- Кто помог Артёму исправить ошибку?
- Как вы думаете, будет ли Артём играть в такие игры после того, что
случилось?
- Что он скажет Андрею и Пете, если встретит их?
Дождевой червяк
Жили-были брат и сестра – Володя и Наташа. Володя хоть и младше
сестры, но смелей. А Наташа – такая трусиха! Всего боялась: мышей,
лягушек, червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на
чердаке.
Летом дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело,
нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые
капли, а потом хлынул проливной дождь.
Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам
побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а
мокрые листья стали ещё ярче и зеленее.
Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких
радуг заиграли в дождевых капельках.
Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по
лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на
друга целый водопад сверкающих струй.
В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём выползли
дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в
них сыро и неуютно.
Володи поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а
потом захотел показать червяка сестренке. Но та в страхе отшатнулась и
закричала:
- Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в
руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые.
Девочка расплакалась и убежала домой.
Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на
землю и побежал за Наташей.
- Хорошо ли поступили дети?
- А вы боитесь дождевых червей?
Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно.
«Какие глупенькие дети! – подумал Верми. – Они даже не догадываются, как
много пользы мы приносим их огороду».
- Знаете ли вы, какую пользу приносят дождевые черви?
Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под
большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со
всего огорода.
- Чем ты так взволнован, Верми? – заботливо спросили его друзья.
- Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься,
стараешься, рыхлишь землю – и никакой благодарности!
Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким.
- Какая неблагодарность! – возмутились дождевые червяки. – Ведь мы не
только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к
корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже
расти, а могут и совсем засохнуть.
И знаете, что предложил молодой и решительный червячок?
- Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий
садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст!
Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад.
Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и
овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться
без воздуха, а стебельки – вянуть без воды.
- Не пойму, что случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. –
Земля стала чересчур твёрдой, все растения сохнут.
В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в
комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка.
- Куда же делись наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он –
Может быть дождевые черви уползли к соседям?
- Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? –
удивилась Наташа.
- Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам
цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и
плодородной!
Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него
большущий ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Верми и его
друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей
выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям
бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.
- Где Володя и Наташа отдыхали летом?
- Кто появился на грядках в огороде после дождя?
- Почему после дождя червяки выползли на поверхность земли?
- Почему червяк Верми обиделся на детей?
- Что произошло после того, как дождевые черви уползли из огорода?
- Почему папа назвал дождевых червей подземными помощниками?
- Как стали относиться дети к дождевым червям после их возвращения в
огород?
- Как поступите вы, если увидите дождевого червяка?
Маленькие путешественницы
Жила на берегу реки незабудка и были у неё дети – маленькие
семена-орешки. Когда семена созрели, незабудка сказала им:
- Милые детки! Вот вы и стали взрослыми. Пора вам собираться в
путь-дорогу. Отправляйтесь на поиски счастья. Будьте смелыми и
находчивыми, ищите новые места и расселяйтесь там.
Коробочка с семенами раскрылась, и семена высыпались на землю. В это
время подул сильный ветер, он поднял одно семечко, понёс его с собой, а
потом уронил в речную воду. Вода подхватила семечко незабудки, и оно,
как маленькая лёгкая лодочка, поплыла по реке. Весёлые речные струйки
несли его дальше и дальше, наконец, течение прибило семечко к берегу.
Речная волна вынесла семя незабудки на влажную мягкую землю.
«Вот подходящее местечко!» - подумало семечко. – Здесь смело можно
пустить корни».
Семечко оглянулось по сторонам и, честно говоря, немного расстроилось:
«Земля, конечно, хорошая – влажная, чернозёмная. Вот только кругом
слишком много мусора».
Но делать нечего! И семечко пустило здесь корешки.
Весной в том месте, куда попало семечко, расцвела изящная незабудка.
Шмели издалека замечали её ярко-жёлтое сердечко, окружённое голубыми
лепестками, и летели к ней за сладким нектаром.
Однажды на берег реки пришли подружки – Таня и Вера. Они увидели
хорошенький голубой цветочек. Таня хотела сорвать его, но Вера удержала
подругу:
- Не надо, пусть растёт! Давай лучше поможем ему, уберём мусор и сделаем
вокруг цветка маленькую клумбу. Будем приходить сюда и любоваться
незабудкой! – Давай! – обрадовалась Таня.
Девочки собрали банки, бутылки, куски картона и другой мусор, сложили
его в ямку подальше от незабудки и прикрыли травой и листьями. А клумбу
вокруг цветка украсили речными камешками.
- Как красиво! – полюбовались они своей работой.
Девочки стали приходить к незабудке каждый день. Чтобы никто не сломал
их любимый цветок, они сделали вокруг клумбы небольшую изгородь из сухих
веточек.
- Понравился ли вам поступок девочек? Почему?
Прошло несколько лет, незабудки пышно разрослись и своими цепкими
корнями скрепили почву на речном берегу. Почва перестала осыпаться, и
даже шумные летние ливни больше не могли размыть крутой берег.
Ну, а что же случилось с другими семенами незабудки?
Они долго лежали у воды и ждали своего часа. Как-то раз у реки появился
охотник с собакой. Собака бежала, тяжело дыша и высунув язык, ей очень
хотелось пить! Она спустилась к реке и стала шумно лакать воду. Одно
семечко вспомнило слова мамы о том, как важно быть находчивым, высоко
подпрыгнуло и вцепилось в густую рыжеватую собачью шерсть.
Собака напилась и поспешила за хозяином, а семечко поехало на ней
верхом. Долго бежала собака по кустам и болотам, а когда вместе с
хозяином вернулась домой, то прежде чем войти в дом, хорошенько
отряхнулась, и семечко упало на цветочную грядку возле крыльца. Оно
пустило здесь корешки, и весной на грядке расцвела незабудка.
- Вот так чудо! – удивилась хозяйка. – Я ведь не сажала здесь незабудку!
Видно её занёс к нам ветер, - подумала она. – Ну, пусть растёт и
украшает мою грядку.
Хозяйка стала ухаживать за цветком – поливать его и удобрять землю, и
через год возле крыльца выросла целая семейка голубых нежных незабудок.
Они щедро угощали пчёл и шмелей сладким соком, а насекомые опыляли
незабудки и заодно фруктовые деревья – яблони, вишни и сливы.
- В этом году у нас будет богатый урожай! – радовалась хозяйка. – Пчёлы,
бабочки и шмели любят мой сад!
А теперь пришла пора рассказать о третьем семечке незабудки.
Его заметил дядюшка муравей и решил отнести в лесной муравейник. Вы
думаете, что муравьи съедят семя незабудки целиком? Не волнуйтесь! У
зёрнышка незабудки припасено для муравьёв лакомство – сладкая мякоть.
Муравьи отведают только её, а семечко останется нетронутым.
Вот так оказалось семечко незабудки в лесу возле муравейника. Весной оно
проросло и вскоре, рядом с муравейным теремом, расцвела красивая
голубая незабудка.
- Как выглядит цветок незабудки?
- Расскажите, что случилось с семечком незабудки, которое упало в
воду?
- Что случилось с незабудкой, если бы Таня сорвала её?
- Почему сорванные цветы сравнивают с пленниками, которых ждёт гибель?
- Как девочки помогли незабудке?
- Какую пользу принесли незабудки берегу реки?
- Как второе семечко незабудки оказалось в саду?
- Какую пользу принесли эти цветы саду?
- Как третье семечко оказалось в лесу?
- Почему муравьи переносят семена незабудок?
Кролик и зайчиха
Знаете ли вы, дорогие ребята, что в огороде после уборки урожая
капусты, кое-где остаются сочные хрустящие кочерыжки и большие капустные
листья?
Об этом хорошо знала зайчиха Вета. Вот и решила она наведаться вечерком в
соседнюю деревню, чтобы полакомиться вкусными листьями капусты.
Прибежала Вета в огород и вдруг заметила небольшой загон, а в нём белого
пушистого кролика. Вета осторожно приблизилась и стала с любопытством
разглядывать кролика.
- Моё имя – Вета, а тебя как зовут, малыш? – спросила она наконец.
- Пуфик, - весело ответил кролик.
- Бедняжка! – посочувствовала кролику зайчиха. – Наверное, люди поймали
тебя и посадили в клетку?
- да нет. Никто меня не ловил! – засмеялся Пуфик. – Я всегда живу с
людьми.
- Всегда? – удивилась Вета. – А где же ты находишь свежую травку,
молодые побеги и кору осинок?
- Меня кормят мои хозяева, - с гордостью сообщил кролик. _ Они приносят
мне морковь, капусту и свежую травку.
- Значит, ты никогда не гуляешь на свободе, не бегаешь по полям и лесам и
не ищешь себе корм?
- Как вы думаете, что ответил кролик?
- Ах, малыш, если бы ты знал, как чудесно бывает в лесу весной, когда
распускаются цветы и щебечут птицы! Сколько там лужаек и полянок с
сочной и вкусной травой! – рассказывала зайчиха.
- Но я слышал от хозяев, что в лесу живут волки и лисы, и они очень
любят закусить зайчатинкой! – рассудительно заметил Пуфик.
- да, это так. Но мы, зайцы, умеем быстро бегать, высоко прыгать и
запутывать следы, так что волкам и лисам нелегко нас поймать, - ответила
Вета.
- Быстро бегать и запутывать следы я не умею, и от хитрой лисицы
спастись, пожалуй, не смогу, - вздохнул Пуфик.
- Почему кролики не умеют запутывать следы?
- Но что же ты ешь зимой, когда зимой в лесу нет ни трав, ни
цветочков, ни зелёных веток? – поинтересовался кролик?
- Да, зима – нелёгкое время для лесных жителей. Конечно, кое-кто из
зверей запасает корм и укладывается спать на всю зиму, но зайцы запасов
не делают. От голода нас спасают кора и ветки осин. А от врагов –
быстрые ноги да белый мех, который не видно на снегу. Ведь осенью мы
меняем шубку. Наша шерсть становится гуще, пышней, и из серебристо-серой
превращается в совсем белую.
- Моя шубка тоже линяет весной и осенью, но цвет она не меняет, - сказал
Пуфик.
- Почему окраска кроликов не меняется?
- Твоя шубка такая пушистая, белоснежная! – похвалила Вета кроличью
шерсть.
- Спасибо! – поблагодарил Пуфик зайчиху, - моей хозяйке она тоже
нравится. Из пуха она вяжет тёплые фуфайки, шарфики и шапки.
- и всё-таки, скажи мне, Пуфик, - попросила Вета, - неужели тебе не
скучно одному сидеть в клетке?
- Да нет, пожалуй, не скучно, - ответил кролик. – Поиграть со мной
приходят дети и собака Дина.
- Ты дружишь с собакой? – несказанно удивилась зайчиха. – Мой тебе совет
– держись от неё подальше. Мы всегда спасаемся от собак бегством. Как
услышу собачий лай в лесу – прямо мороз по коже пробирает!
- Дина – ласковая и добрая собака. Она приходит вместе с хозяйскими
детьми и никогда не причиняет мне вреда, только понюхает – и всё! Но,
может быть, Вета, ты проголодалась? – спохватился кролик. – Я могу
угостить тебя морковкой и капустными листьями.
- Что ж, пожалуй, от угощения я не откажусь, - согласилась зайчиха.
Кролик сбегал к кормушке и принёс большой лист капусты и несколько
морковок. Он просунул угощение через щели в сетке загона, и Вета с
удовольствием захрустела овощами.
- Спасибо, Пуфик, - поблагодарила она кролика, - мы славно провели
время, но мне пора домой.
- Заходи ко мне в гости! – попросил Пуфик.
- До скорой встречи, Пуфик! – крикнула Вета и ускакала в лес.
- Зачем зайчиха Вета побежала в огород?
- Кого Вета встретила в огороде?
- Где живут зайцы?
- Где живут кролики?
- Чем питаются зайцы?
- Кто ухаживает за кроликами? Какой корм им дают?
- Какие враги есть у зайцев?
- Есть ли враги у кроликов?
- Расскажи подробно, чем похожи и чем отличаются заяц и кролик?
Как скворец себе дом выбирал
Дети смастерили скворечники и повесили их в старом парке. Весной
прилетели скворцы и обрадовались – отличные квартиры подарили им люди.
Вскоре в одном из скворечников жила большая и дружная семья скворцов.
Папа, мама и четверо малышей. Заботливые родители целыми днями летали по
парку, ловили гусениц, мошек и приносили их прожорливым деткам. А
любопытные скворчата по очереди выглядывали из круглого оконца и с
удивлением осматривались кругом. Необыкновенный, манящий мир открывался
им. Весенний ветерок шелестел зелёными листьями берёз и клёнов,
раскачивал белые шапки пышных соцветий калины и рябины.
Когда птенцы подросли и оперились, родители стали учить их летать. Три
скворчонка оказались смелыми и способными. Они быстро освоили науку
воздухоплавания. Четвёртый же никак не решался выбраться из домика.
Мама-скворчиха задумала выманить малыша хитростью. Она принесла большую
аппетитную гусеницу и показала лакомство скворчонку. Птенец потянулся за
угощением, а мама отодвинулась от него подальше. Тогда голодный сынок,
цепляясь лапками за оконце, высунулся, не удержался и стал падать. Он
испуганно запищал, но вдруг его крылышки раскрылись, и малыш, сделав
круг, приземлился на лапки. Мама тотчас подлетела к сыночку и наградила
его за смелость вкусной гусеницей.
И всё было бы хорошо, но как раз в это время на тропинке появился
мальчик Илюша со своим четвероногим любимцем – спаниелем Гариком.
Пёс заметил на земле птенца, залаял, подбежал к скворчонку и потрогал
его лапой. Илюша громко закричал, бросился к Гарику и взял его за
ошейник. Птенец замер и от страха прикрыл глаза.
- Что же делать? – думал мальчик. – Надо как-то помочь птенцу!
Илюша взял скворчонка на руки и отнёс домой. Дома папа внимательно
осмотрел птенца и сказал:
- У малыша повреждено крыло. Теперь нам надо лечить скворушку. Я
предупреждал тебя, сынок, чтобы ты весной не брал Гарика с собою в парк.
- Почему весной не стоит брать собак на прогулку в лес или в парк?
Прошло несколько недель и скворчонок, которого назвали Гошей,
поправился и привык к людям.
Весь год он жил в доме, а следующей весной люди выпустили Гошу на волю.
Скворец сел на ветку и огляделся.
- Где же я буду теперь жить? – подумал он. – Полечу-ка я в лес и подыщу
себе подходящий домик.
В лесу скворец заметил двух весёлых зябликов, которые носили в клювиках
прутики, сухие травинки и вили себе гнездо.
- Уважаемые зяблики! – обратился он к птицам. – Не подскажите ли вы, как
мне найти себе жильё?
- Если хочешь, живи в нашем домике, а мы себе построим новый, - любезно
ответили птички.
Гоша поблагодарил зябликов и занял их гнёздышко. Но оно оказалось
слишком тесным и неудобным для такой крупной птицы, как скворец.
- нет! Ваш домик мне, к сожалению, не подходит! – сказал Гоша,
попрощался с зябликами и полетел дальше.
В сосняке он увидел нарядного дятла в пёстром жилете и красной шапочке,
который крепким клювом долбил дупло.
- Добрый день, дядюшка дятел! – обратился к нему Гоша. – Подскажите, нет
ли здесь поблизости свободного домика?
- Как не быть! Есть! – ответил дятел. – Вон на той сосне осталось моё
прошлое дупло. Если оно тебе приглянется, то можешь в нём поселиться.
Скворец сказал: «Спасибо!» и полетел к сосне, на которую указал дятел.
Гоша заглянул в дупло и увидел, что оно уже занято дружной парочкой
синиц.
Делать нечего! И скворушка полетел дальше.
На болоте возле реки серая уточка предложила Гоше своё гнездо, но и оно
не подошло скворцу – ведь скворцы не вьют гнёзда на земле.
День уже клонился к вечеру, когда Гоша вернулся к дому, где жил Илюша, и
сел на ветку под окном. Мальчик заметил скворца, открыл окно, и Гоша
влетел в комнату.
- папа, - позвал Илюша отца. – Наш Гоша вернулся!
- Если скворец вернулся, значит он не нашёл себе в лесу подходящего
домика. Придётся нам смастерить для Гоши скворечник! – сказал папа.
На другой день Илюша с папой сделали для скворца красивый теремок с
круглым окошком и привязали его к старой высокой берёзе.
Домик Гоше понравился, он стал жить в нём и распевать по утрам звонкие
весёлые песенки.
- Где поселилась семья скворцов?
- Кто учил скворчат летать?
- Как скворчихе удалось выманить нерешительного птенца из скворечника?
- Что случилось со скворчонком на земле?
Катя и божья коровка
Эта история произошла с девочкой Катей.
В летний полдень Катя, сняв туфли, бегала по цветущему лугу.
Трава на лугу была высокая, свежая и приятно щекотала девочке босые
ножки. А луговые цветы пахли мятой и мёдом. Кате захотелось поваляться
на мягких травах и полюбоваться плывущими в небе облаками. Примяв
стебли, она легла на траву и тотчас почувствовала, что по её ладони
кто-то ползёт. Это была маленькая божья коровка с красной, словно
отлакированной спинкой, украшенной пятью чёрными точками.
Катя стала рассматривать красного жучка и вдруг услышала тихий приятный
голосок, который произнёс:
- Девочка, пожалуйста, не мни траву! Если хочешь побегать, порезвиться,
то бегай лучше по тропинкам.
- ой, кто это? – удивлённо спросила Катя. – Кто со мной разговаривает?
- Это я, божья коровка! – ответил ей тот же голосок.
_ разве божьи коровки разговаривают? – ещё больше удивилась девочка.
- Да, я умею говорить. Но говорю я только с детьми, а взрослые меня не
слышат! – ответила божья коровка.
- Понятно! – протянула Катя. – Но скажи, почему нельзя бегать по траве,
ведь её так много! – спросила девочка, окинув взглядом широкий луг.
- Как вы думаете, что ответила божья коровка
- Когда бежишь по траве, то её стебельки ломаются, земля становится
слишком твёрдой, не пропускает к корням воздух и воду, и растения
погибают. Кроме того, луг – это дом многих насекомых. Ты такая большая, а
мы маленькие. Когда ты бежала по лугу, насекомые очень волновались,
повсюду раздавался сигнал тревоги: «Внимание, опасность! Спасайся, кто
может!» - объяснила божья коровка.
- Извини, пожалуйста, - сказала девочка, - я всё поняла, и буду бегать
только по дорожкам.
И тут Катя заметила красивую бабочку. Она весело порхала над цветами, а
потом села на травинку, сложила крылышки и … исчезла.
- Куда делась бабочка? – удивилась девочка.
- Она здесь, но стала для тебя незаметной. Так бабочки спасаются от
врагов. Я надеюсь, Катюша, что ты не собираешься ловить бабочек и
становится врагом?
- Нет! Нет! – вскрикнула Катя и добавила: - Я хочу быть другом.
- Ну и правильно, - заметила божья коровка, - у бабочек есть прозрачный
хоботок, и через него, словно через соломинку, они пьют цветочный
нектар. А, перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и
опыляют растения. Поверь мне, Катя, цветам очень нужны бабочки, пчёлы и
шмели – ведь это насекомые-опылители.
- Вот и шмель! – сказала девочка, заметив на розовой головке клевера
большого полосатого шмеля. Его трогать нельзя! Он может укусить!
- Конечно! – согласилась божья коровка. – У шмеля и пчёл есть острое
ядовитое жало.
- А вот ещё шмель, только поменьше, - воскликнула девочка.
- Нет, Катюша. Это не шмель, а осовидная муха. Она окрашена так же, как
осы и шмели, но совсем не кусачая, у неё и жала нет. Но птицы принимают
её за злую осу и пролетают мимо.
- Ого! Какая хитрая муха! – удивилась Катя.
- Да, все насекомые очень хитрые, - с гордостью произнесла божья
коровка.
В это время в высокой траве весело и звонко застрекотали кузнечики.
- Кто же это стрекочет? – спросила Катя.
- Это кузнечики, - объяснила божья коровка.
- Мне бы хотелось увидеть кузнечика!
Словно услышав слова девочки, кузнечик высоко подпрыгнул в воздухе, и
его изумрудная спинка ярко сверкнула. Катя протянула руку, и кузнечик в
тот же миг упал в густую траву. Увидеть его в зелёных зарослях было
невозможно.
- А кузнечик-то тоже хитрец! Его не найдёшь в зелёной траве, как чёрную
кошку в тёмной комнате, - засмеялась девочка.
- Видишь стрекозу? – спросила божья коровка у Кати. – Что ты можешь
сказать о ней?
- Очень красивая стрекоза! – отозвалась девочка.
- Не только красивая, но и полезная! Ведь стрекозы прямо на лету ловят
комаров и мух.
Долго беседовала Катя с божьей коровкой. Она увлеклась разговором и не
заметила, как наступил вечер.
- Катя, ты где? – услышала девочка голос мамы.
Она осторожно посадила божью коровку на ромашку, вежливо попрощалась с
ней:
- Спасибо, милая божья коровка! Я узнала много нового и интересного.
- Почаще приходи на луг, и я расскажу тебе ещё кое-что о его обитателях,
- пообещала ей божья коровка.
- Кого Катя встретила на лугу?
- О чём попросила Катю божья коровка?
- Какую пользу растениям приносят бабочки и шмели?
- Чем полезны стрекозы?
- Почему Катя не смогла увидеть кузнечика в траве?
- Как насекомые спасаются от врагов?
- Попробуйте объяснить, как связаны между собой деревья, цветы и
насекомые?
|