Цель. Закрепить знания детей о времени года — зиме, о
явлениях природы, которые происходят в этот период. Развивать смекалку и
сообразительность детей, их эрудицию. Воспитывать любовь к природе, бережное
отношение к ней, желание принимать участие в охране природы.
Оборудование: картинки зимующих и перелетных птиц, картинки
животных и их следы, фланелеграф, картинки из жизни природы, книги-сказки о
зиме, призы для награждения детей.
Дети делятся на две команды и придумывают «снежные»
названия своим командам: Снежинки и Снеговик.
1-е задание — Разминка.
Назовите сказки, в которых упоминается о зиме и зимних
явлениях природы.
Кто больше подберет снежных слов? (Сосулька,
снегурочка, снегирь, снеговик, снежинка...)
Кто больше назовет признаков времени года: одна
команда - осени, другая команда — зимы.
(Осень — опадают листья, желтеет трава, птицы улетают
на юг, короче дни, чаще идут дожди, люди собирают урожай, запасают дрова...
Ход КВН
Зима — идет снег, бывает метель и вьюга, медведь спит
в берлоге, деревья не растут, топят печки, дети катаются на санках, у Щ
клестов появляются птенцы...)
2-е задание — Танец снежинок (музыка на усмотрение
педагога).
Сейчас вы все превращаетесь в снежинки и под музыку
изображаете их.
Тихая, солнечная погода («Танец снежинок» М. Красева).
Поднялась метель, вьюга («Метель» Г. Свиридов).
А теперь вы все деревья. На ваших ветках лежат большие
шапки снега. Как надо помочь деревьям? Покажите? Зачем мы стряхиваем снег?
3-е задание — Найди ошибку в рассказе.
Зимний день
Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц
и скворцов. Да изредка можно увидеть уток.
Накануне выпал снег и хорошо видны следы животных,
которые здесь побывали. Вот пробегал заяц. А это чьи следы? — сказал Петя?
«Это, наверное, следы ежа», — сказала Наташа. «Что-то не видно белок? Где же
они?» - спросила Таня. «Да ты что, не знаешь, что белки спят зимой в своих
дуплах?» — ответил Петя. Между березами дети увидели кормушку, в которой
лежало сено, а рядом соль-лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей,
чтобы не было им голодно зимой.
Ошибки: Скворцы
— перелетные птицы.
Утки — улетают в теплые края.
Еж — зимой спит.
Белки — зимой ведут активный образ жизни.
Лыжный поход
Саша и Маша взяли с собой лыжи и прошли в лес. В лесу
было очень красиво. Здесь можно встретить зайца и белку, медведя и лису.
Неожиданно ребята вышли к опушке, где росли одинокие
лиственницы. Зеленые их иголочки радовали глаз.
Они решили отдохнуть под большим деревом. Но тут Саша
увидел на ветке густой ели гнездо, а в нем какую-то птицу. Кто же зимой насиживает
яйца? «Да это ворона», — уверенно ответила
Маша. «Давай не будем ей мешать. Пошли дальше», —
сказал Саша.
Подходя к полю, дети увидели много звериных следов
возле стога сена. Наверно, это волк ловит мышей, — подумали ребята и побыстрее
убрались восвояси.
Немного усталые, но довольные прогулкой ребята
возвращались домой.
Ошибки: Медведь
— зимой спит.
У лиственницы иголки опадают осенью.
Ворона зимой не выводит птенцов. Это клесты. «Мышкует»
не волк, а лисица.
4-е задание — Игра «Перелетные и зимующие птицы».
(Одна команда отбирает перелетных птиц и выкладывает
их на фланелеграфе под солнышком, а другая зимующих — под снежинкой.)
Конкурс капитанов Кто лучше голосом изобразит
животное.
Было темно и пустынно. Только изредка было слышно
завывание волка. А рядом ему вторил другой. Но вот лучик солнца разбудил
петуха. Следом за ним проснулась курочка. Загоготал гусь. Около сарая
послышался лай Полкана. Замычала корова. За забором жалобно замяукал котенок.
Наступило утро.
Знаешь ли ты?
1. Шли ребята из детского сада домой, обходили лужи,
чтобы ноги не замочить. А утром пошли в детский сад, лед под ногами хрустит.
Воды нет. Что случилось? Куда вода делась?
2. Леночке понравились снежинки. Она принесла их в
детский сад: смотрите, какие они красивые!
А на рукавицах блестят капельки воды. Где же снежинки?
Покажи кто это ?
И сильна и хитра,
Кра-а — кричит она с утра.
Поживиться серая прилетела первая. (Ворона)
Забияка и воришка,
Носит серое пальтишко.
На лету хватает крошки
И боится серой кошки. (Воробей)
5-е задание — «Что я делаю зимой?» Одна команда
показывает движения, а другая отгадывает. Затем меняются.
6-е задание — «Как ты поступишь?»
Подобраны картинки из жизни природы. Дети должны дать
оценку, исходя из правил поведения в природе. Рассказать правила поведения на природе.
7-е задание — Конкурс следопытов «Чей след» или
«Узнай, кто оставил тут след».
(Следы животных
нарисованы на карточках. Дети по следу находят животное, которому он принадлежит.)
8-е задание.
1. Кто больше знает пословиц и примет о зиме.
Зима не лето: в шубу одета. Зимой солнце сквозь слезы
улыбается. Ф Зима лето строит.
Холодная зима — жаркое лето.
Солнце — на лето, зима — на мороз.
Осень торопит, зима не ждет.
Осень велика, зима долга.
По зиме ложится лето.
2. Кто больше знает пословиц об охране природы.
Кто умеет добрым быть — тот природу не будет губить.
Враг природы тот, кто ее не бережет.
Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.
Птиц, зверей оберегай — никогда не обижай.
Лес — богатство и краса, береги свои леса.
9-е задание — Музыкальный конкурс: «Кто больше знает
зимних песен».
Награждение победителей.
|