Цель. Создать радостное настроение у детей. Закрепить
знания детей о явлениях живой и неживой природы осенью. Воспитывать заботу о
зимующих птицах, стремление оказывать им помощь (подкармливать) в холодное
время года. Приобщать ребят к традициям народного календаря.
Оборудование: центральная стена оформлена по мотивам
поздней осени, пень для вороны.
Действующие лица. Ведущий, Ворона Каркуша, Лесовичок —
взрослые.
Дети входят в зал и садятся на стулья. Открывается
занавес.
Каркуша: Кар-кар — Каркуша я. Здравствуйте, мои
друзья. Я рада встрече с вами. А то что-то в лесу никого не видно и не слышно.
Куда все подевались? Скукотища... Я тут сижу одна и не с кем мне даже
поболтать. Не знаю, что на белом свете делается?
Ведущая: Ребята, а давайте расскажем Каркуше про то,
что происходит сейчас в природе.
Выходит ребенок и читает стихотворение «Поздняя осень»
А. Плещеева. Затем исполняется песня «Листопад», муз. Потапенко Т., сл. Е.
Авдиенко.
Каркуша: Что, что вы сказали?
Ведущая: Да, Каркуша, осень на дворе, поздняя осень.
Ход праздника
Каркуша: Старая я стала, много лет на свете живу,
что-то слух ^ притупился. Что вы сказали?
Ведущая: Давайте, ребята, вместе дружно скажем
Каркуше, какое сейчас время года?
Все: Осень.
Каркуша: Осень, осень... Да не может этого быть. Вы что-то
перепутали.
Ведущая: А давайте ребята докажем ей, что мы
действительно правы и сейчас осень.
Проводится игра с мячом «Что осенью бывает» (дети
стоят в кругу).
Каркуша: Да что вы говорите, уже осень на дворе. Надо
мне, старой, самой все проверить. Ой, стара, стара я стала! (Подходит к окну )
Да, действительно Осень. А что вы еще про осень
знаете?
Ведущая: А вот послушай, какие пословицы про осень
знают наши дети.
V Осень идет и дождь за собой ведет.
V В ноябре зима с осенью борется.
V Осенью шерсть у зайца побелеет — скоро настанет
зима.
V Свистит снегирь — скоро зима будет.
V Теплая осень к долгой зиме.
Влетает сорока (ребенок): Слыхали, слыхали вы новость
друзья?
Ведущая: Да нет, что же случилось, Сорока, скажи?
Сорока: Зима приближается к нам. Несет она вьюги да
метели. Нас впереди ожидает беда. Как же нам, птицам, пережить холода.
Запись на магнитофоне:
Веет холод в лицо от угрюмых небес, И кто знает, о
чем, плачет сумрачный лес. По дороге по прямой идет зима к себе домой, Снег
стелет розовый.
Ведущая: Да не пугай ты нас, сорока. Ведь многие звери
уже приготовились к приходу зимы, наши дети об этом знают.
Сорока: А давайте проверим.
Ведущая: Мой мячик быстро ловите и как звери к зиме
подготовились скажите: заяц, еж, белка, медведь (дети встают в круг и
проводится игра с мячом).
Ведущая: Птицы тоже подготовились к зиме, а как?
(Улетели в теплые края. Приблизились к жилью человека.)
Ведущая: Сейчас я вас превращу в птиц, только взмахну
волшебной палочкой:
Все ребята встаньте, вокруг себя повернитесь, в наших
друзей, птиц, превратитесь. (Взмахивает палочкой.)
Ведущая: Вот сколько много здесь птиц: есть зимующие,
есть и перелетные.
Давайте поиграем в игру «ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ».
(Дети одевают шапочки с изображением птиц)
Ведущая: Хорошо птицы летали, пора снова превращаться
в детей. Встаньте, вокруг себя повернитесь, в наших деток превратитесь.
(Взмахивает палочкой.)
Сорока: Ах, как много знают ваши дети. Полечу-ка я
обратно в лес и расскажу эту новость всем лесным обитателям. (Улетает.)
Ведущая: Улетела в лес сорока, всех она предупредит о
приходе зимы. Но ведь и мы, ребята, должны помнить о том, что птицы нуждаются
в нашей помощи. Чем же мы можем помочь пернатым, которые останутся зимовать с
нами? (Вывесить кормушки, подкармливать птиц.)
Ведущая: Ну как, Каркуша, ты убедилась, что на дворе
поздняя осень и скоро настанет зима?
Каркуша: Да, вы правы, скоро зима, а у меня столько
дел. Ну, мне пора. До свидания. Кар-кар. (Улетает.)
Ведущая: До свидания, Каркуша!. До скорых встреч.
А мы, ребята, давайте послушаем стихотворение К.
Мухаммади.
Как птице перезимовать
Как птице перезимовать? Известно, что у птах Нет ни
халатов ватных, ни байковых рубах. У многих даже нет гнезда, они в грозу, и в
град, И под дождем, и в холод на ветвях сидя спят.
Но если долго снег идет и долго длится вьюга, Тогда,
друзья, приходится пичугам нашим туго.
синичкин праздник--
Сугробами засыпаны бугры, дворы, дорожки,
Не могут птички отыскать,
ни зернышка, ни крошки.
. И вот летают все слабей ворона, галка, воробей...
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу.
А то и манной кашки...
И оживут бедняжки!
Ведущая: Да, ребята, в холодные дни и зимние вьюги
скажем мы птицам: Мы не забудем вас, родные пичуги.
Они нам даже письмо на снегу написали. Послушайте
какое:
Вышит снег красивой строчкой,
Словно белая сорочка.
Папу я зову во двор:
— Погляди, какой узор!
Смотрит папа сверху вниз:
Тут письмо тебе, Денис!
Пишут птицы и зверюшки:
— Сделай нам, Денис, кормушки!
Ведущая: Да, в холодное время необходимо подкармливать
птиц. У нас в детском саду есть птичий столб. Наши дети уже начали подкормку.
Птицы знают про это и каждый день прилетают на свой птичий обед. Давайте споем
про это песню (песня «Птичий обед» В. Викторова).
Входит Лесовичок.
Лесовичок: Ох, как долго я иду, уже и притомился. Весь
лес обошел, все осмотрел, все проверил. Вот только не видел, где же мои
маленькие птички? Куда они подевались? Ребята, а вы их не видели?
Ведущая: А что за птички?
Лесовичок: Отгадайте мою загадку, тогда и узнаете:
Ей на месте не сидится, все летает целый день.
Суетится, суетится, целый день звенит: тень-тень.
Угадай-ка, что за птица? То веселая ... (синица)
Ведущая: Кто-то еще пришел к нам на праздник вместе с
Лесовичком. Давайте послушаем, о чем разговаривают белка и синица.
Белка (ребенок): Никак не пойму, почему вас называют
синицами: на вас смотрю, а синих перьев так ни разу и не видела.
Синица (ребенок): А ты лучше послушай, как я
разговариваю и сразу догадаешься: си-си.
Белка: Теперь понятно, за что вас синицами назвали.
Синица: А ты чего, белка, из гнезда не выходишь?
Белка: А я, птица-синица, тепло берегу. На воле-то
нынче студено. Я вход в гнездо мхом заткнула. Все щелочки законопатила. Боюсь
наружу нос выставлять.
Синица: А чем же ты кормишься? і
Белка: А у меня с лета сухие грибы припасены, да
орехи, да желуди. Вот в морозы я и отсиживаюсь.
Синица: А нам в лесу зимой очень плохо. Сытой птице и
сильный мороз не страшен. Ну а когда синица голодна, то ее и маленький мороз
погубить может. Вот и летим поближе к человеку, чтобы подкормиться. Кто сала
кусочек привяжет, кто семечек или крошек насыплет. Не боимся человека и
говорим ему за его доброту спасибо.
Ведущая: Давайте споем песню о птицах.
(«Зимние цветы», сл. М. Садовского, муз. В. Шаинского)
Лесовичок: Так вот почему не нашел я птиц в лесу, все
они перебрались поближе к жилью человека. А где же твои подружки-синички? Зови
их скорей.
Синичка: Подружки-синички, скорей прилетите и детям
про себя расскажите.
1-я синичка: Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка —
Как начнутся холода,
Прилетаю к вам всегда.
2-я синичка: Зима синицам не страшна,
Их не пугает вьюга.
Для них родная сторона
Теплей, чем солнце юга.
3-я синичка: Не велика птица синица, Да умница.
4-я синичка: Я бойко перескакиваю с одного сучка на
другой. Я звонко песенку пою в хороший зимний день: тень-тень.
Лесовичок: Молодцы, подружки-синички. Хорошо
рассказали про себя, а теперь потанцуйте с нами (танец синиц). В конце танца:
Не забывайте о нас! Помогите пережить трудное
время. Подкармливайте нас, а летом мы отплатим добром
за вашу
заботу и доброту.
Ведущая: Наши дети знают хорошую песню про синиц и сейчас
ее исполнят (песня «Синичка», муз. 3. Левиной, сл. Р. Горской).
и.
Лесовичок: А как вы помогаете птичкам-синичкам?
Дети: Подкармливаем их.
Ведущая: Наши дети знают стихотворение «Про кормушку»
и хотят его прочитать:
Небо нынче сине-сине, на березке иней.
У кормушки две подружки,
тенькают пичужки:
Тинь-тень! Тинь-тень!
Вот сегодня день так день!
Раздобыл Ванюша сушку,
Накрошил ее в кормушку:
Ешь кому не лень!
Лесовичок: А вы разве знаете, что какая птица ест?
Ведущая: Конечно, ребята знают и сейчас покажут нам
это в игре.
«Накорми птиц»
Лесовичок: Тогда вы можете и мне помочь. Сегодня я
побывал в столовых наших друзей. Скажите, кто любит ими лакомиться? (показывает
шишки): белка, клест, дятел, синица?
Лесовичок: Скажите, пользу или вред приносят человеку
синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу, они разыскивают спрятавшихся
в коре насекомых)
Ведущая: Ребята, а какие приметы про синиц вы знаете?
V Синица начинает с утра пищать, ожидай сильного
мороза.
V Синица пищит — зиму вещает.
V Синица запела — тепло ворошит.
Лесовичок: У меня есть жалоба.
«Жалуемся на голод. Все ветки деревьев покрылись
инеем. Просто беда. Ножки скользят, до насекомых никак не добраться. Вся
надежда на вас, ребята. В гололед нам особенно дорого ваше угощение в
кормушках-столовых.
Синица».
Ведущая: Что же мы можем ответить на жалобу синиц, дети?
Ребенок: Хлебных
крошек не жалей,
Птиц ты покорми скорей!
Птицам голодно зимой —
Давай заботиться о них с тобой.
Будем с птицами дружить
И этой дружбой дорожить.
Ведущая: А сейчас пришло время спеть хорошую песню о
дружбе, о природе.
(«Давайте дружить», муз. В. Улановского, сл. И.
Мазнина).
Лесовичок: Спасибо, ребята. Настало время с вами
прощаться, пора мне домой возвращаться. Расскажу я о вас своим лесным друзьям.
Вместе с ними буду ждать вас в гости, но не забывайте наше правило:
Дорожи каждым деревцем, каждой травинкой, Каждой
птичкой и зверьком.
Будьте верными и заботливыми друзьями нашей природы.
До свидания.
Ведущая: До свидания. Мы не забудем подкармливать
птиц-синиц и других пернатых.
природу
родную любим!
|