Наступила осень, и береза оделась в золотое платье.
Солнечный зайчик прилетел в гости к листочку и весело воскликнул:
— Солнышко позолотило тебя, и ты сам стал как
солнечный зайчик!
— Да, мне нравится мой наряд, но скоро мы расстанемся,
вздохнул листочек.
— Не горюй, лето было хорошим, и я тебя не забуду, —
просиял солнечный зайчик.
— Да, лето было очень хорошим. Я много работал и многому
научился.
Последние слова листочка заглушили громкие голоса
детей. Они пришли в лес на прогулку вместе с учительницей.
— Посмотрите, дети, на эту красавицу березу, на
рябинку и дуб. Все деревья вокруг нас живые, как мы, люди, — стала рассказывать
учительница. — Они дышат, спят и работают. Деревья могут чувствовать и даже
по-своему говорить.
— Правильно, правильно, — одобрительно зашумели
деревья. Учительница и ребята ушли вглубь леса, но два мальчика
остались на поляне.
— Не верю, что деревья чувствуют, — сказал один и
отлом ветку у березы.
— Пусть дерево мне что-нибудь скажет, — засмеялся
друго и начал вырезать ножиком на коре березы свое имя.
— Эти мальчишки погубят березу. Надо прогнать губите
лей, — решил березовый листочек. Он затрепетал и оторвалс от своей ветки.
Плавно кружась, листочек опустился возле пня на краю
по ляны и заплакал:
— Что делать?! Я обещал защитить березу, но не смог!
— Не шуми, ты мне мешаешь считать запасы в кладовой.
Из-под пня выглянула полевая мышка и сердито посмотрел
на листочек.
— Там мальчишки губят березу. Прогони их, — стал
просить листочек.
— Я не могу прогнать мальчишек. Но здесь неподалеку в
старой берлоге живет лесовик. Хотя днем он из берлоги не вылезает, но надо
уговорить его помочь. Если люди деревья погубят, нам жить негде будет, —
пробормотала мышь.
Она подхватила листочек и юркнула в кусты.
Мальчишки тем временем стали скакать вокруг березы и
весело кричать.
Вдруг кто-то схватил ребят ветвями-лапами и поднял их
над землей.
— Ой, кто это? — испугались мальчики.
— Я лесовик, хранитель леса, — пробормотало существо.
— Деревья, кто из вас этих озорников уму-разуму научит? Или мне их в камни
превратить?
— Я боюсь хулиганов, — задрожала листиками осинка.
— Мне озорники не нужны, — ответил величавый дуб.
— Они меня поранили, но я научу их уму-разуму, — согласилась
береза.
— Чистое у тебя сердце, береза, — ответил лесовик, и
ребята почувствовали, как они летят по воздуху прямо к березе. Один попал в
корни березы, а другой — в ствол. Не успели мальчики прийти в себя, как береза
приказала:
— Быстрее за работу. Вы, корни, крепите меня к земле и
добывайте из нее пищу. Ты, ствол, проводи пищу от корней к ветвям.
— Мы не удержим такую огромную березу. У нас болят раненые
места, — захныкали ребята.
— Если вы, корни не удержите меня, я упаду и погибну.
Нужно не хныкать, а быстрее лечить раны. Иначе я начну гнить и умру, — строго
сказала березка.
— Ау-ау, мальчики, где вы?! — раздался крик
учительницы.
— Ладно, для первого урока достаточно, — сердито проворчал
лесовик. Он махнул лапой, и перепуганные ребята снова оказались возле березки.
— Вот вы где! Пойдемте обратно, — сказала учительница,
иыходя на поляну.
— Извини нас, березка, — прошептал один мальчик, уходя
из леса.
А второй — молча погладил березку по белоснежной коре.
— Спасибо тебе, мышь. Ты спасла мою маму березу, — прошелестел
листочек.
— Это не я, а лесовик постарался, — ответила мышка и
добавила:
— Ты храбрый листочек. Хочешь в моей норе жить и ее
украшать?
Листочек согласился, и лесная мышка унесла его в свою
нору. Долгими зимними вечерами они вспоминали лето и лес, деревья и солнышко, а
на душе у них была тишина и покой.
Вопросы и задания:
• Чему научила мальчиков эта история?
• Как вы думаете, могут ли деревья и растения слышать,
чувствовать и понимать человека?
• Умеете ли вы понимать природу?
• Как вы думаете, кто спас березу?
Творческое задание «Сказка о лете»
Дети делятся по парам. Один человек играет роль
полевой мыши, а второй — березового листочка. В сценке-диалоге дети от имени
своих героев рассказывают, о чем вспоминали мышь и иисточек в норе долгими
зимними вечерами.
Рисунок-аппликация «Осенний узор»
Предложите детям во время прогулки собрать букет из
осенних иистьев. Затем на больших листах ватмана дети делают красивые иппликации
из осенних листьев. |