Пришло лето. На лесной полянке зацвели цветы: ромашки
и колокольчики, кашки и гвоздички. Березовый листочек вырос и стал большим, как
все другие березовые листья. К нему по-прежнему прилетали его друзья —
капелька-росинка и солнечный зайчик. Но теперь листочку некогда было играть с
друзьями.
Каждое утро мама береза говорила:
— Вы, листья, — лучшее мое украшение. Вы красиво шелестите
на ветру. Но вы должны работать каждый день с утра до вечера. Из солнечного
света и соков, идущих от корней, нужно приготовить вещества для новой древесины
и новых почек. Спешите работать, скоро придет осень, вы пожелтеете и упадете
на землю.
— Я боюсь осени и не хочу желтеть, не хочу падать, —
заплакал березовый листок.
— Не надо бояться осени: все лиственные деревья, даже
сам великан дуб, теряют листья осенью. Только на хвойных деревьях иголки остаются
зимовать, — объяснила березка.
— Неужели я упаду вниз и разобьюсь? — воскликнул березовый
листочек.
— Глупый листочек, — засмеялась мама береза, — ты не
разобьешься. Внизу тебя встретят мягкая земля, цветы и травка. Все они рады
опавшим листьям. Листья укрывают их зимой от холода. Листья отдают все свои
полезные вещества земле. Тогда она становится вкусной, мягкой и полезной. На
такой земле все очень хорошо растет: и трава, и цветы, и деревья.
— Значит, от меня будет двойная польза: здесь, наверху,
и внизу, на земле, — успокоился березовый лист и стал старательно копить
полезные вещества. Он смотрел сверху на поляну и мечтал: «Когда я упаду, я буду
ближе к цветам и познакомлюсь с ними. Цветы такие красивые, особенно
колокольчики, которы нежно звенят под ветерком».
Иногда в лес приходили люди. Однажды листочек увидел бабушку
с внучкой.
— Посмотри, внученька, какая красавица береза, —
сказала бабушка. — Я отдохну под ней, а ты на полянке погуляй.
Бабушка удобно устроилась на мягкой травке в тени
березы и задремала.
— Ой, какие красивые колокольчики! — обрадовалась
девочка, посмотрев вокруг.
— Эта девочка понимает природу. Колокольчики — самые
красивые цветы, — радостно прошелестел березовый листочек.
Но тут он услышал, что колокольчики жалобно звенят.
Девочка начала срывать их. Тонкие стебли цветов ломались в ее руках, а головки
вяло повисали.
Девочка набрала большой букет и прибежала к бабушке:
— Посмотри, бабушка, какой я красивый букет собрала.
Бабушка взяла в руки поникшие колокольчики и строго спросила:
— Зачем ты их сорвала? Колокольчики — очень нежные
цветы и быстро вянут.
— Я не знала, что они такие нежные. Я их хотела дома в
банку с водой поставить, чтобы они наш дом украшали, — грустно объяснила
девочка и заплакала: — Простите меня, колокольчики, что я вас сорвала и
погубила.
— Не плачь, мы прощаем тебя. Нас много, и наши братья
и сестрицы будут цвести и землю украшать, — прозвенели последний раз
колокольчики и замолкли навсегда.
— Пойдем домой, внучка, — сказала бабушка и взяла
девоч ку за руку. — Теперь ты знаешь, что природу нужно понимать, чтобы не
погубить ее.
Вопросы и задания:
Какие цветы вам нравятся больше всего? Что можно взять
из леса домой и не нанести при этом вре природе?
• Как вы
думаете, что говорят обитатели леса, когда вы приходите в лес?
• Расскажите о
своей прогулке в лесу; обо всем, что вы увидели и запомнили во время этой
прогулки.
Творческое задание «Кто пришел в лес»
Дети встают в круг и получают карточки с разными
жите-иями леса: деревьями, цветами, ягодами, грибами, птицами или животными.
Затем предложите детям разные ситуации, например:
1. В лес пришли охотники с собакой.
2. В лес пришла бабушка с внучкой за грибами и
ягодами.
3. В лес прибежали озорные мальчишки.
4. В лес пришел лесник, и т.д.
Каждый ребенок по очереди говорит, что будет делать
его песной житель, когда в лес придут те или иные люди.
Рисунок «Красивый лес»
Нарисуйте слово плес» так, чтобы каждая буква была составлена
из того, что можно найти в лесу.
|