Маленькая Капелька полетела из облака вниз и упала
прямо в большое прозрачное озеро. От дождя озеро покрылось круглыми
разбегающимися морщинками. Но как только дождик стих, в озере отразилось
голубое небо. На глади озера блестели белые лилии. В прозрачной воде плавали
юркие рыбки.
— Озеро, ты такое больше и красивое, — восхитилась Маленькая
Капелька. — У тебя очень много капелек воды, и я здесь не нужна.
— Нет, Капелька, ты мне нужна, — гулко ответило озеро.
— Без тебя и твоих сестриц я высохну. Горячее солнышко превращает мою воду в
пар и уносит ее в небо. Я всегда жду, когда пойдет дождик и вода вернется ко
мне назад.
— Облако сказало мне, что самое важное дело для каждой
капельки — напоить кого-нибудь, а у тебя, озеро, есть главное дело? — с
любопытством спросила Маленькая Капелька Воды.
— Конечно, у меня много важных дел. Я украшаю землю,
пою деревья и кусты, зверей и птиц, даю приют рыбкам, лягушкам и водным
насекомым. Всех моих жителей и не перечислишь. Нырни глубже, Маленькая
Капелька, и ты их увидишь, — предложило озеро.
Капелька так и сделала, но тут же вынырнула и
испуганно воскликнула:
— Там на дне живут страшные звери. Один — с разинутой
пастью, другие — круглые и железные, третьи — лохматые.
— Это старый ботинок, мусор и жестяные банки. Их
бросают нюди, и моя вода от них портится, — вздохнуло озеро.
— Зачем люди это делают? — удивилась Маленькая
Капелька.
— Не знаю, — грустно ответило озеро. — Я всегда с радостью
встречаю людей, катаю их на лодках и разрешаю ловить мою рыбу. Но потом люди
бросают в меня всякий мусор. Может, самое важное дело для людей — бросать
мусор?
— Нет, я так не думаю, — засомневалась Маленькая
Капелька. — Я знакома с одной девочкой. Надо найти ее и спросить, какое дело
самое важное для людей?
— Из меня вытекает ручей, он далеко бежит и много
видит. Поплыви с ним, он поможет тебе найти девочку, — посоветовало Озеро.
Капелька так и сделала.
Вопросы и задания:
• Чем озеро отличается от моря и речки?
• Отдыхали ли вы когда-нибудь с родителями на берегу
озера? Расскажите, как вы отдыхали и что вы делали: ловили рыбу, купались,
разводили костер.
• Как вы думаете, почему некоторые люди оставляют
после себя мусор, когда отдыхают на природе?
• Если бы вы увидели, что люди бросают в озеро мусор,
что бы вы сказали этим людям?
• Представьте, что одно круглое облачко, пролетая над
озером, решило в нем искупаться. Что потом произошло?
Игра «Кого напоило озеро»
Один человек — ведущий. Он играет роль лесного озера,
остальные дети получают карточки с рисунками разных зверей, птиц, деревьев или
людей. Они, не называя себя, по очереди просят озеро напоить их, позволить отдохнуть,
поплавать или порыбачить в озере. Ведущий по их рассказу должен догадаться, кто
пришел к нему.
Рисунок «Берегите озеро»
Нарисуйте плакат «Берегите озеро». Возьмите большой
лист ватмана и нарисуйте на нем озеро. Дети должны придумать разные знаки, обозначающие
все, что нельзя делать на озере.
Например, знак, обозначающий, что нельзя бросать
мусор, можно изобразить в виде красного круга с мусором внутри, перечеркнутого
красной чертой. Знак, обозначающий, что нельзя выливать грязь в озеро, — в виде
черной капли, перечеркнутой красным крестом.
Дети сами могут придумать разные знаки.
На плакате можно написать четверостишие.
Обращаемся к народу:
Не бросайте мусор в воду,
Берега не загрязняйте,
Озеро не обижайте.
Если есть возможность, можно нарисовать подобный
плакат на специальном материале красками и укрепить его на столбе возле
ближайшего озера.
Как Маленькая Капелька по ручью путешествовала
Когда Маленькая Капелька Воды попала в ручей, у нее
даже голова закружилась от его звонкого журчания и быстрого бега. — Ручей, ты
куда бежишь? — спросила Маленькая Капелька,
когда пришла в себя.
Но ручей не услышал ее, он звонко пел:
—Я лесной ручей, по камушкам струюсь, перезваниваю,
корни деревьев обмываю, булькаю, с камышами шепчусь. Я песенки веселые пою,
семена деревьев разношу, зверей и птиц лесных свежей водицей угощаю, всех
радую.
День и ночь она струится, Приходите насладиться, Вас я
щедро напою, Потому что всех люблю!
— Ручей, куда ты бежишь? Ты можешь отнести меня к
де-кочке? — крикнула Маленькая Капелька изо всех сил.
На этот раз ручей услышал ее и весело откликнулся:
— Здравствуй, Маленькая Капелька! Давай вместе песенку
споем.
— Ручей, мне некогда с тобой песенки петь, — ответила
Маленькая Капелька Воды. — Помоги мне найти мою подружку девочку.
— Не надо искать людей, Капелька, — испуганно ответил
ручей. — Они погубят тебя. У меня был братец ручеек, который иытекал из меня.
Он решил принести мою воду людям и побежал по краю поля, мимо деревни. Но люди
стали бросать в него нсякий мусор, ветки, старую траву и испорченные овощи. И
мой братец погиб.
— Нет, я должна найти людей и узнать, какое дело для
них самое важное, — объяснила Маленькая Капелька.
— Тогда плыви по мне до самого конца и попадешь в
реку. Мы, ручьи, всегда впадаем в реку. Я из леса выходить боюсь, а река
большая. Она течет мимо городов и сел. Она поможет тебе найти девочку, —
объяснил ручеек.
Маленькая Капелька так и сделала.
Вопросы и задания:
• Какой вкус у воды из ручья? Чем она отличается от
другой воды?
• Перечислите дела, которые делает лесной ручей.
• Как вы думаете, о чем журчит лесной ручеек?
• Почему братец лесного ручья погиб? Что должны сделать
люди, чтобы ручейки никогда не погибали?
Творческое задание «Семья воды»
Представьте, что все моря, реки, озера и ручейки земли
— одна большая семья.
Расскажите, кто в этой семье родители, а кто дети.
Придумайте сказку о жизни большой семьи воды.
Игра «Леснойручеек»
Дети играют в игру «Ручеек». Один ребенок играет роль
дождевой капельки, остальные встают парами в виде ручейка. Все хором говорят:
Ручеек в лесу журчит, Всех водой он угостит! Прибегай
к нему скорей, Угощенья нет вкусней!
Капелька проходит под поднятыми руками детей и выбирает
кого-нибудь из пары. Все снова хором повторяют стишок, а оставшийся без пары
ребенок снова бежит по ручейку.
Рисунок «Мостик через ручей»
Представьте, что жители леса, муравьи или мышки, попросили
вас сделать мостик через ручей. Из каких материалов вы бы его сделали?
Нарисуйте этот мостик.
|